logo
S_1_10_fixed

Глава II. Значение дошкольного периода развития.

Развитие всегда динамично и непрерывно. Поэтому невозможно отделить какими-либо резкими, законченными гранями один период развития от другого. Утробный период непосредственно переходит в младенческий, младенческий — в дошкольный, этот в свою очередь в школьный и, далее, в пубертальный, юношеский и зрелый. Однако биолог идет еще дальше. Он даже не проводит резкой грани между старостью и незрелостью. Ряд чрезвычайно глубоких исследований, посвященных проблемам развития, подчеркивает ту мысль, что старение и моложение являются относительными понятиями и что оба эти процесса могут протекать одновременно у одного и того же индивидуума. Как говорит Чайльд (Child), «возрастные изменения в организме являются просто одними из проявлений возникновения и исчезновения, Werden und Vergehen, образующих собой историю вселенной».

Но хотя развитие и следует рассматривать, как «непрерывный физиологический процесс», тем не менее есть все биологические и практические основания придавать особое значение дошкольной стадии развития. Весь процесс созревания охватывает период от рождения до середины третьего десятка. Этот промежуток можно далее подразделить на четыре периода, приблизительно по шести лет каждый. Первые два шестилетия отделены появлением первых постоянных коренных зубов. К 13 годам, или к началу третьего шестилетия, появляется второй ряд коренных зубов. Зуб мудрости появляется лишь к 24 годам.

Но процесс умственного развития не образует прямой линии, и, конечно, нет такого пункта, когда организм вдруг переходит в состояние зрелости. Различные органы и функции развиваются неодинаковым темпом. Если даже принять, что шестнадцать лет означают обычно конец периода умственного созревания, все же дошкольный период имеет в этом динамическом ряду одно очевидное и неоспоримое преимущество: он появляется первым. Этот временной приоритет играет доминирующую роль. Дошкольный период является наиболее важным периодом развития по той простой, но решающей причине, что он протекает первым. Здесь наука подтверждает точку зрения здравого смысла. Самые ранние периоды развития являются всегда периодами наиболее быстрого, наиболее интенсивного и наиболее фундаментального роста.

Основные черты как физической, так и духовной организации складываются в течение формирующих дошкольных лет. И разве может быть иначе? Когда корабельщик строит судно, он начинает с остова; обшивка и снасти появляются потом — часто уже после того, как судно спущено в воду. Качество всякого судна определяется прежде всего и главным образом качеством его остова, его стенок и его киля. Как оно будет повиноваться рулю, как оно будет держаться на волнах и как оно будет выдерживать непогоду, — зависит главным образом от того, как его строили, когда оно находилось в доках. В таком же и даже еще в более глубоком смысле дошкольные годы являются решающими для всего последующего развития. Это — период, когда индивидуум как бы находится в доках. И поэтому нет ничего удивительного, что изучение дошкольной стадии детства выявляет особенное значение этой стадии как с научной, так и с практической точек зрения. <...>