logo
S_1_10_fixed

4. Оптимальные тенденции развития

Умственное развитие стремится к оптимальной реализации. Во всех случаях, где энергетические истоки развития не иссякли окончательно, как это бывает при глубокой идиотии,—во всех этих случаях остаются известные возможности роста.

Даже тогда, когда нормальный тип поведения не может быть реализован вовне, мы наблюдаем постепенное созревание определенных способов и тенденций поведения. Развитие их совершается с неумолимой последовательностью. В истории даже наиболее несчастных детей можно отыскать эту тенденцию к приспособлению, выравниванию и гармоническому соответствию. В соответствии с этим происходит оптимальное использование нарушенных функций и процессов. Это стремление к оптимальному напоминает аналогичные процессы в эволюции видов *.

* В основе эволюции видов лежит, как известно, не «стремление к оптимальному», а отбор наиболее приспособленных. Прим. ред.

Не все однако объясняется врожденной физиологической потенцией развития. Келлер пишет в своей автобиографии, что она пребывала бы и до сих пор в стадии умственного одичания, если бы в раннем детстве ее не озарила идея слова как социального понятия. В тот драматический момент, который она живо помнит до сих пор, в мозгу ее возникла ассоциация между водой и осязательно воспринятым словом вода, которое по буквам чертила воспитательница на ее ладони. С этого момента началось блестящее интеллектуальное развитие Елены Келлер. Развитие это сопровождалось социальной стимуляцией со стороны родных, друзей и умелой воспитательницы. Стимуляция эта определяла и направляла прогресс развития. Подобным же образом и наш мальчик рос в обстановке преданного и деликатного ухода со стороны семьи. Его духовный рост не мог бы совершаться без этих непрерывных токов симпатии; не имея постоянной моральной поддержки, он никогда бы не смог принимать такое полное участие в окружающей жизни. Социальная стимуляция была здесь настолько эффективна, что он начинял стремиться к совершению таких действий, которые были для него заведомо невыполнимы.

Внутренние тенденции развития стремятся одержать победу над трудностями роста. Конструирование личности не зависит целиком от осязательно-двигательных функций. Если бы двигательные реакции организма играли в психологическом развитии первенствующую роль, то мы имели бы в разобранном нами случае вместо картины подлинно человеческого поведения лишь жалкую карикатуру на него.

Отсюда конечно не следует, что осязательно-двигательные факторы не играют никакой роли в нормальных условиях психического развития. Не приходится также сомневаться в чрезвычайно большом значении физиотерапии и мышечных упражнений, особенно в тех случаях, когда родовая травма оставила незатронутыми скрытые источники душевной жизни. И все же деятельность поперечно-полосатой мускулатуры далеко не столь необходима для достижения определенного психического уровня, как на этом настаивают авторы сверхмеханических теорий человеческого поведения. <...>