logo
S_1_10_fixed

2. Анальная стадия

Зона и модусы. На второй стадии развития по Фрейду, которая охватывает второй и третий года жизни, особое значение приобретает анальная зона. По мере созревания нервной системы дети становятся способными произвольно контролировать мышцы сфинктера; они теперь могут сдерживать и удовлетворять свои позывы, сообразуясь с собственными желаниями. Они часто задерживают функции кишечника, чтобы довести до максимума ощущения его опорожнения.

Эриксон соглашался с Фрейдом, что базовыми модусами этой стадии являются сохранение (ретенция) и выделение (элиминация), удерживание и отпускание. Однако Эриксон также указывал, что эти модусы относятся не только к анальной зоне. К примеру, дети начинают использовать свои руки, чтобы упрямо держаться за объекты и, столь же вызывающе, их бросать. Как только они научаются сидеть без видимых усилий, то могут в течение непродолжительного времени тщательно складывать игрушки, чтобы тут же их расшвырять. Иногда они также стараются ухватиться за людей, прижимаясь к ним, но в других случаях настойчиво отталкивают взрослого (Erikson, 1959, р. 82,86).

Главная отличительная особенность стадии: автономия против стыда и сомнения. Среди этих противоречивых импульсов — удерживание в один момент и отбрасывание в следующий — ребенок прежде всего пытается практиковать выбор. Двухлетние дети хотят держать объект, когда им этого хочется, и бросать, когда они теряют к нему интерес. Они упражняют свою волю, свое чувство автономии (табл. 12.1).

На втором и третьем году жизни процесс созревания возвещает о чувстве автономии и в других отношениях. Дети могут теперь стоять на собственных ногах, и они начинают самостоятельно исследовать мир. Они также настаивают на том, чтобы им позволили есть самим, пусть даже это означает использование их права устраивать беспорядок. Их язык тоже обнаруживает только что обретенную автономию и чувство Я; они раз за разом употребляют слова «мне» и «мое». Более всего они выражают свою автономию в одном-единственном слове — «нет». Двухлетние дети, по-видимому, просто неспособны сразу сказать «да», как если бы любое согласие означало для них полную потерю своей независимости. С помощью решительного и настойчивого «нет» дети бросают вызов всякому внешнему контролю.

Когда становится заметно, что дети могут контролировать себя в намного большей степени и достигают пика своеволия, общество, посредством родителей, решает, что пора учить их правильным манерам поведения. Как отмечал Фрейд, родители не разрешают детям наслаждаться своими анальными реакциями никаким из способов, доставляющих удовольствие; вместо этого они учат их вести себя социально приемлемым образом. Родители очень часто приучают детей к горшку, заставляя их испытывать стыд от неопрятного и неподобающего анального поведения. Дети могут противиться обучению в течение некоторого времени, но в конце концов вынуждены подчиниться.

Эриксон соглашался, что «битвы вокруг горшка» важны. Но он также заявлял, что столкновения этого периода — между автономией ребенка и нормами общества — происходят в целом ряде областей. Например, когда дети настаивают на том, чтобы им позволили есть самим и устраивать беспорядок, родители пытаются привести их поведение в норму Таким же образом, родители рано или поздно решают, что их 2-летний малыш не может говорить «нет» в ответ на все просьбы до единой. Двухлетние дети, подобно всем остальным людям, должны жить в обществе и уважать желания окружающих. Таким образом, конфликт на этой стадии носит весьма общий характер.

Эриксон определял этот конфликт как противостояние автономии стыду и сомнению. Автономия идет изнутри; биологическое созревание питает способность совершать самостоятельные поступки — контролировать собственные мышцы сфинктера, стоять на собственных ногах, пользоваться своими руками и т. д. Стыд и сомнение, с другой стороны, приходят от осознания социальных ожиданий и внешнего давления.

Стыд — это такое чувство, когда человеку кажется, что он выглядит неподобающим образом в глазах окружающих. К примеру, маленькая девочка, которая намочила штанишки, приходит в смущение, обеспокоенная тем, что другие увидят ее в этом состоянии. Сомнение произрастает у человека из осознания, что он в конце концов не столь уж могущественен, что другие могут его контролировать и выполнять какие-то действия намного лучше.

Можно надеяться, что дети научатся приспосабливаться к социальным нормам, не утратив слишком многого из своего первичного чувства автономии. Родители в некоторых культурных системах пытаются содействовать в этом ребенку. Они стараются ненавязчиво помочь ему научиться социальному поведению, не лишая ребенка независимости. Другие родители не столь чувствительны. Они могут чрезмерно стыдить детей, когда у тех случается какая-то неприятность с кишечником; они могут попытаться сломить всякие оппозиционные действия со стороны своих детей; или же могут высмеивать их попытки сделать что-то самостоятельно. В подобных случаях у детей может выработаться стойкое чувство стыда и сомнения, которое будет препятствовать их импульсивному стремлению к самоопределению.

Если детям удастся разрешить этот второй кризис позитивным образом, с преобладанием автономии над стыдом и сомнением, они выработают такое качество эго, как рудиментарная воля (wilt). «Воля, — говорил Эриксон, — это неукротимая решимость осуществлять свободный выбор, а также сдерживать себя» (1964, р. 119). Эриксон включает в это определение сдерживание собственных побуждений, поскольку считает, что детям важно научиться контролировать свои импульсы и отказываться от того, чего не стоит делать (или нельзя сделать). Тем не менее основным действующим фактором является ребенок, а не внешние силы.