logo
S_1_10_fixed

Глава XXIV. Четырехлетка и пятилетка.

Первоначальные реакции. Четырехлетку и пятилетку привозят в клинику на автомобиле. В течение пятиминутной езды они сидят рядом друг с другом. Хотя они при этом не обнаруживают никакой пугливости, но в продолжение всего путешествия они сохраняют молчание. Выходя из экипажа, 5-л. с видом снисходительного покровительства помогает выйти 4-л., ведет ее за руку по лестнице и помогает снять галоши, хотя та вполне в состоянии сама снять их. Пока к детям не приближается испытующий, они ничего не говорят. На вопросы последнего они отвечают без задержки.

Дети весело, занимают свои места за большим экспериментальным столом, не выказывая при этом никакого сопротивления. Они прохаживаются, не держась за руки взрослых, и затем идут к матерям на колени. Дети несколько развлечены и, по-видимому, недоумевают, зачем им дали пустую чашку и блюдце. 5-л. кладет чашку на блюдце и ложку в чашку и начинает размешивать. 4-л. на эти предметы не реагирует.

Но когда детям дают блоки, они реагируют без всякого промедления. 5-л. сразу начинает выстраивать блоки в квадрат.

4-л. самопроизвольно выстраивает из блоков башню. Он строит две параллельных башни, каждую из пяти блоков. 5-л. строит два горизонтальных ряда, а затем, по-видимому, имитируя, также строит две параллельных башни. Дети часто смотрят друг на друга, а также на своих матерей. Затем оба ребенка разрушают свои башни, 5-л. первой; она строит стену. 4-л. в это время подражает 5-л. и строит подобную же стену. Оба ребенка заинтересованы, по-видимому, точностью постройки, равно как и тем, чтобы довести до конца задуманное.

В моторной координации между испытуемыми не наблюдается заметных различий, разве только то, что 4-л. держит блоки более ловко. Хотя оба заинтересованы блоками, однако 4-л. время от времени поворачивается к своей матери, ища поощрения.

Дети продолжают самопроизвольно играть блоками и тогда, когда у каждого ребенка забирают пять блоков.

Когда детям предлагают закрыть глаза, чтобы произвести тест постройки ворот, 5-л. реагирует значительно быстрее и правильнее. 4-л. держание глаз закрытыми затрудняет несколько больше. 5-л. сразу строит ворота, имитируя модель. 4-л. продолжает поворачиваться к матери, и последняя поощряет ее. 4-л. заявляет, что она не может сделать этого. 5-л. просит ее сделать это и говорит: «Сделай это так, как я сделала; я вот такую как эта построила». После двух демонстраций, но без дальнейшего содействия, 4-л. также строит ворота. 4-л. явно более смущается, тогда как 5 л. ведет себя независимо и говорит: «О, это легко!»

Дети снова закрывают глаза, и окружающие строят лестницу. Ни одна из испытуемых не в состоянии воспроизвести по памяти лестницу, построенную из десяти блоков. 4-л. употребляет только восемь блоков и делает два яруса; 5-л. также делает два яруса, употребляя десять блоков. 5-л. делает больше комментариев, чем 4-л. Последняя старается разговаривать шепотом. 5-л. говорит относительно уверенно.

В тесте с картонной рыбкой 5-л. выдумывает сама, что рыба чуть не укусила ее палец. 5-л. говорит, что она ходит в детский сад, где играет в такого рода игры.

В отношении координации обе испытуемых не обнаруживают в этом тесте заметных различий; у 4-л. более напряженный и серьезный вид, чем у 5-л.

Тест складывания бумаги не обнаруживает существенных различий между испытуемыми. Оба ребенка легко и аккуратно складывают бумагу вдвое. Обеим сравнительно труднее сложить лист по диагонали, но и это задание они выполняют как следует.

Импровизируется состязание в рыбной ловле. Оба ребенка вовлекаются в игру. 4-л. ловит в течение минуты семь рыб, 5-л. девять рыб. Эти числа представляют количество успешных попыток, сделанных в течение минуты.

Во время состязания 4-л. серьезна и молчалива. 5-л. весела и во время работы смеется и болтает. Одно из ее замечаний носит фантастический характер. Она говорит: «Когда я принесу рыбу домой, я ее съем».

Матери отпускают детей с колен, и испытуемых сажают за отдельные маленькие столики.

Оба ребенка тотчас обращаются к конструктивному материалу и занимаются свободным строительством. 4-л. несколько отвлечена

монетой, которую она несет своей матери, но вскоре она начинает выстраивать раскрашенные плитки и с исследовательским видом двигать ими. К концу трех минут она воздвигла одну на другую несколько досочек, добавила короткий блок и возглавила это желтым шариком. Ее интерес носит явно конструктивный характер, но она не в состоянии сказать, что она построила. В течение этих трех минут испытуемая молчит.

5-л., напротив, манипулируя своим материалом, делает беглые замечания. Она прежде всего обращается к раскрашенным блокам, выстраивает их в известном порядке, соединяя вместе своими основаниями треугольные плитки одинакового цвета. Она говорит: «Я хочу сделать рисунок, голубой рисунок» и лепечет: «Я сделаю рисунок такой хороший, как только могу». Она схватывает флаг и говорит: «посмотри», и затем всовывает палочку в дощечку с отверстиями. Испытуемая всовывает в течение трех минут четыре палочки, но не может дать названия тому, что получилось. Она более осмысливает свою работу и более заинтересована в конечном результате. Она просит дать ей еще время, чтобы закончить то, что она делает, и когда фотограф готовится снимать их, она хочет закончить свою постройку прежде, чем начнется съемка.

Детей сажают рядом для съемки. Реакция обоих детей на съемку отличается от той, которую мы наблюдали на предшествующих возрастных уровнях. Их удалось без всякого затруднения посадить, и время выдержки они переносили легко. Тот факт, что дети во время съемки были спокойны и молчаливы и шли навстречу, связан с более высоким уровнем развития.

Тест рисования обнаружил между испытуемыми заметное, хотя и небольшое, различие в пользу 5-л. Ее линии более твердые, а ее рисунок человека выполнен более тщательно, заключая в себе специальные линии для зубов и бровей; кроме того она в дополнение к мужчине нарисовала рядом с ним девочку. Большая зрелость 5-л. обнаруживается очень ясно при копировании креста. Линии 4-л. колеблющиеся, и при первой попытке она проводит четыре радиальных линии, а при второй три отдельных линии, тогда как 5-л. говорит: «О, это легко» и проводит две прямые линии, перпендикулярные друг к другу. Оба ребенка озадачены проблемой копирования треугольника. У 4-л. результатом попытки являются две длинные линии, соединенные концами вместе. 5-л. несколько медлит, прежде чем приступить к задаче. Она явно обнаруживает критическое отношение к себе и, по-видимому, сознает свое неумение провести диагональную линию; испытуемая говорит: «Это индейский вигвам» (ассоциация, вероятно, связана с детским садом); но, сделав из двух линий прямой угол, она оказывается не в состоянии соединить стороны одной линией, а проводит две линии, результатом чего является четырехугольник.

Ни одна из них не в состоянии разрешить тест на составление прямоугольника, но 5-л. может восстановить цельную прямоугольную картинку из ее диагонального разреза.

При описании картинки, изображающей домашнюю сценку, 4-л. просто перечисляет предметы, говоря: «Я вижу девочку, ее маму, киску, собаку». 5-л. говорит: «Я вижу мальчика, который моет свои волосы, девочку с полотенцем на голове. Я вижу девочку без ботинок и без чулок. Я вижу девочку, которая входит, другая на постели с кошкой».

При восстановлении цельной картинки из ее четырех частей 4-л. после минутной попытки и одной ошибки соединяет надлежащим образом две верхние четверти картинки, но нижних четвертей не присоединяет. 5-л. тотчас соединяет надлежащим образом верхние четверти, а секунды через три правильно присоединяет и нижние четверти. Во всех тестах этого рода ясно обнаруживается, что 5-л. стоит значительно впереди 4-л. в развитии преперцептивного (preperceptive) мышления.

Реакция детей друг на друга. Чтобы установить, как реагируют дети друг на друга, обоих сажают рядом за одним столом и дают им ящик, наполненный строительным материалом. Как во время подготовительных действий, так и во время эксперимента 5-л. берет на себя роль руководителя. Она помогает 4-л. сесть на стул, а когда детям дают ящик, 5-л. отстраняет 4-л., хватает ящик и овладевает им.

Оба ребенка вынимают достаточное количество материала, чтобы начать строить. Никаких признаков сотрудничества не наблюдается. Дети работают большею частью независимо друг от друга, причем 5-л. присваивает себе львиную долю как материала, так и места за столом.

5-л. верховодит игрою и воздвигает длинный забор. У нее больше изобретательности, и через несколько минут 4-л. Начинает передавать ей свой строительный материал, чтобы та могла реализовать свои планы.

По истечении десяти минут дети начинают ради забавы двигать блоки взад и вперед, без какой-либо общей цели. В этот момент испытующий прерывает их и приглашает их снова занять свои места на стульях, спрашивая их: «Что вы будете теперь делать?»

5-л. тотчас отвечает: «Я буду складывать это для тебя», кладя материал обратно в ящик, а в ответ на следующий вопрос: «Что будет делать Бети (четырехлетка)?» 5-л. отвечает: «Она будет прыгать, как обезьяна, и уронит их на пол». Это явилось описанием того, что действительно имело место к концу периода свободной игры.

5-л. кладет очень аккуратно блоки обратно в ящик, а 4-л. передает ей блоки.

Конечная реакция. На обратном пути из клиники дети снова едут на автомобиле. На этот раз они уже не так молчаливы и довольно весело проводят дорогу.