logo
S_1_10_fixed

3. Что измеряют тесты интеллекта? (г. Айзенк)

В предыдущей главе рассматривались примеры типичных заданий тестов интеллекта. Чтобы понять, что измеряют тесты IQ, необходимо понять, как тесты интеллекта, составленные из этих заданий, сводятся вместе. Критики нередко создают впечатление, что психологи составляют тесты совершенно произвольным образом, руководствуясь при отборе заданий какими-то непонятными или не столь непонятными причинами личного свойства. Так, иногда утверждается, что белые психологи из среднего класса выбирают задания в пользу белых детей из среднего класса.

Позже мы увидим, действительно ли конструируемые психологами тесты пристрастны в пользу белых детей из среднего класса; пока же интересно рассмотреть то, как в действительности конструируются такие тесты. Вы увидите, что, вопреки возражениям критиков, используемый метод по своей природе является очень объективным.

Конструирование тестов IQ

Давайте начнем с двух фактов, которые никем не оспариваются. Первый состоит в том, что все тесты интеллекта положительно коррелируют между собой — факт, иногда известный под названием «положительное многообразие». Это означает, что, если бы мы взяли случайную выборку тысяч тестов, которые могут быть или были сконструированы, ее результаты очень значительно коррелировали бы с результатами другой случайной выборки тестовых заданий, и чем больше эти две выборки, тем выше были бы корреляции. Сознательный выбор не имел бы в этом случае никакого значения; для составления этого гипотетического супертеста подошли бы любые правильно сконструированные задания или тесты. В реальности, конечно, мы не можем сконструировать тест с бесконечным числом тестовых заданий, и было бы пустой тратой времени и сил производить случайный отбор. Поэтому мы должны принимать во внимание второй широко признанный факт.

Этот факт состоит в том, что тестовые задания бывают разных видов и могут быть распределены по категориям, как было указано в последней главе. Добротный тест интеллекта должен, несомненно, включать как можно больше заданий разного типа; он не должен состоять полностью из заданий какого-то одного типа или быть связанным с какой-то одной способностью. Чем разнообразнее, тем лучше; именно в этом состояла ценность первого теста, созданного Бине: он включал большое разнообразие заданий разного типа, покрывающих все типы первичных способностей, впоследствии идентифицированных Терстоуном, в том числе вербальные, визуально-пространственные способности и способность оперировать числами.

Теперь у нас имеется два принципа. Первый принцип гласит, что при условии наличия достаточно большого количества тестовых заданий подойдут почти любые когнитивные задания (Спирмен назвал этот принцип «индифферентностью показателя»). Второй принцип состоит в том, что тестовые задания должны быть как можно более разнообразными, чтобы включать все аспекты функционирования интеллекта и не делать акцент на какой-то одной первичной способности. Впрочем, к этим двум принципам следует добавить третий, а именно принцип предпочтения «хороших» заданий «плохим».