5. Энциклопедия глубинной психологии. Том I. Зигмунд Фрейд: жизнь, работа, наследие. М., 1998 Алекс Холдер. Эдипов комплекс
Холдер А. Эдипов комплекс // Энциклопедия глубинной психологии. Том I. Зигмунд Фрейд: жизнь, работа, наследие. Пер. с нем./ Общ. ред. А. М. Боковикова. – М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998, С. 613 – 620.
ТРАДИЦИОННАЯ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ
Фрейд ввел в обращение основное психоаналитическое понятие эдипова комплекса в 1910 году, хотя его переписка с Вильгельмом Флиссом свидетельствует о том, что благодаря проведенному самоанализу он убедился в его существовании уже в конце прошлого столетия. Фрейд решил использовать этот термин, считая, что в греческом мифе о царе Эдипе, который, не осознавая того, женился на своей матери после убийства отца, отображен фундаментальный психический конфликт человека.
Для Фрейда и представителей классического психоанализа эдипов комплекс стал краеугольным камнем их теорий, а также их понимания невротических конфликтов и психопатологического развития. Он понимался — и все еще понимается — как универсальный феномен, с которым приходится так или иначе сталкиваться человеческому индивиду. Эдипов комплекс имеет одинаково большое значение для обоих полов, при этом, разумеется, необходимо учитывать вполне очевидную специфическую половую дифференциацию.
В своей полностью сформировавшейся форме (так называемый полный эдипов комплекс) он представляет собой ориентированную на объект тригональную констелляцию, которая выкристаллизовывается уже в раннем детском возрасте (между вторым и пятым годом жизни). В этой фазе ребенок испытывает генитально акцентуированные сексуальные желания по отношению к одному из родителей и одновременно чувство соперничества, а иногда также желание смерти другому родителю. В рамках полного эдипова комплекса в классическом психоанализе проводится различие между его позитивной и негативной формами, причем предполагается, что в процессе своего развития как девочки, так и мальчики переходят от одной формы к другой и обратно.
В своей позитивной форме комплекс являет собой не что иное, как сексуальное влечение по отношению к родителю противоположного пола и желание смерти родителю того же пола. В работе «Я и Оно» (1923) Фрейд высказывается по этому поводу следующим образом:
«Я полагаю, что мы не ошибемся, если допустим существование полного эдипова комплекса вообще у всех людей, а у невротиков в особенности. Аналитический опыт обнаруживает затем, что в некоторых случаях та или другая составная часть этого комплекса исчезает, не оставляя заметных следов; в результате получается ряд, на одном конце которою находится позитивный, на другом конце — обратный, негативный эдипов комплекс, средние же звенья отображают полную форму комплекса с неодинаковым участием обоих компонентов» (XIII, 262).
Фрейд предположил, что структура эдипова комплекса создается как филогенетическими, так и онтогенетическими детерминантами, причем первые отвечают за его универсальное проявление. Для объяснения исторических предпосылок этого рода он отнес истоки эдипова комплекса в те доисторические времена, когда человечество было организовано в кочевые племена. Во главе племени стоял могущественный и жестокий вождь, или «отец», который однажды был убит и съеден его сыновьями (см.: «Тотем и табу», 1912—1913). Эта гипотеза указывает одновременно на биологический аспект эдипова комплекса и его универсальное свойство. С другой стороны, его своеобразная форма зависит в значительной степени от опыта малолетнего ребенка. Это означает, что на ней лежит отпечаток влияния семьи, например отпечаток отношения родителей к проявлению детских потребностей и влечений, а также установленной родителями меры удовлетворения или сдерживания потребностей. Важное значение имеют также наблюдаемые ребенком отношения между его родителями и роль, которую малыш — осознанно или неосознанно — играет для родителей. На специфическое формирование эдипова комплекса может влиять также наличие братьев и сестер, равно как и других членов семьи.
Клинические наблюдения позволяют считать достоверным то, что эдипов комплекс возникает и у детей, которые живут с одним из родителей или находятся в специальных учреждениях. Это придает еще больший вес гипотезе о конституциональных детерминантах. Последние представляют собой то, что побуждает детей в соответствии с достигнутой ими стадией развития утверждать себя в представлении или в реальных объектах с тем, чтобы дополнять неполную или вообще отсутствующую эдипову констелляцию.
Предполагается, что неудовлетворительное или неполное преодоление возникающих в связи с эдиповым комплексом конфликтов может породить у детей и взрослых невротические тенденции. И наоборот, здоровому и относительно нормальному индивиду удается надлежащим образом преодолевать эти трудности.
Классический полный эдипов комплекс (который включает в себя позитивную и негативную формы) может быть понят как дальнейшее развитие фрейдовской гипотезы о врожденной бисексуальности человека. Согласно этой гипотезе, независимо от физических данностей в каждом индивиде существуют как женские, так и мужские тенденции, которые проявляются в форме сексуальных желаний и фантазий, равно как и в его поведении. В период развития ребенка можно наблюдать значительное согласование мужских, активных способов поведения, с одной стороны, и женских, пассивных — с другой1. По этой причине Рут Мак-Брунсвик (MacBrunswick 1940) первой предложила проводить различие не между позитивной и негативной формами эдипова комплекса, а между активной и пассивной. По ее мнению, понятия «активный» и «пассивный» описывают различия между полами точнее и полнее, чем характеристики, даваемые Фрейдом. Впрочем, следует констатировать, что фрейдовской терминологией (позитивная и негативная формы) охватываются совершенно иные аспекты эдиповой констелляции, нежели терминологией Мак-Брунсвик. Ведь эта пара терминов относится прежде всего к объекту эдиповых сексуальных влечений ребенка, в то время как Мак-Брунсвик выделяет позицию самого ребенка в рамках различных эдиповых констелляций. Из сказанного следует, что одна пара терминов никоим образом не заменяет другую. К примеру, позитивный эдипов комплекс мальчика выражает активное мужское желание овладеть матерью, проникнуть в нее. В то же время позитивный комплекс девочки определяется пассивными женскими желаниями, прежде всего желанием иметь ребенка от отца. То же самое относится и к негативной форме комплекса, причем мальчик берет на себя пассивную роль по отношению к отцу, а девочка — активную роль по отношению к матери.
Гипотеза о врожденной бисексуальности усложняет общую проблему и увеличивает количество возможные эдиповых констелляций. Решающими при этом являются возникающие на фаллическо-эдиповой фазе специфические желания и фантазии индивида. Так, девочка, которая находится в так называемой негативной эдиповой фазе, может занимать по отношению к своей матери не только активную, но и пассивную позицию, сопровождающуюся желаниями проникновения (пенетрации), ориентированными на «фаллическую» мать. Из этого следует, что теоретически можно выделить четыре основных констелляции для каждого пола, как это показано в приведенной ниже таблице. Обе обычно доминирующие позиции для каждого пола приводятся в таблице прописными буквами. Необходимо помнить, что к каждой из указанных здесь позиций относится и соответствующее неприязненное отношение к другому родителю, которое проявляется как активное желание избавиться от соперника.
В 1923 году, в начале третьего этапа развития своей психоаналитической концепции, Фрейд выдвинул гипотезу о том, что половое развитие мальчиков и девочек до образования эдипова комплекса протекает в основном одинаково. Его описание, которое до конца второго этапа было практически целиком ориентировано на мужской пол, стало, таким образом, относиться и к девочкам; для этого понадобилось просто заменить отца на мать, чтобы получить так называемую «простую» позитивную форму комплекса. Затем две новые идеи привели Фрейда к гипотезе, что как само развитие, так и характеристики и свойства комплекса у обоих полов необходимо строго дифференцировать. Во-первых, Фрейд понял, что развитие либидо у обоих полов проходит фаллическую фазу, в которой мужской орган имеет центральное значение и для мальчика, и для девочки. Во-вторых, Фрейд осознал важность дофаллической фазы, в которой мальчики и девочки равным образом должны преодолевать различные конфликты. Девочке надлежит отмежеваться от матери для того, чтобы достичь позитивной эдиповой позиции, которая обычно доминирует у обоих полов. С точки зрения развития девочка должна осуществить смену первичного объекта любви (переход от матери к отцу), в то время как мальчику необходимо изменить лишь качество отношений к первичному объекту любви (матери). Понимание этого стало причиной того, что Фрейд отказался от аналогий относительно эдипова развития обоих полов и вместо этого сделал основной акцент на главных различиях в генезе, на отдельных стадиях развития и на конечном результате.
В соответствии с этим мальчик вступает в эдипову фазу, если обеспечено объединение парциальных влечений под приматом гениталий, сопровождающееся усилением сексуальных желаний по отношению к матери при одновременном проявлении враждебных импульсов по отношению к отцу, который воспринимается теперь уже как соперник, поскольку стоит на пути осуществления желаний. Этот комплекс соответствует простому позитивному комплексу у мальчиков. Сокровенные мечты и фантазии, в которых избавляются от отца, чтобы занять его место рядом с матерью, приводят к появлению беспокойства и конфликтам, порождаемым боязнью возмездия со стороны отца. Вместе с уже упоминавшейся бисексуальной диспозицией это может привести к смещению в негативную эдипову позицию, в которой мальчик — при одновременной идентификации с матерью — ведет себя как девочка, развивая тем самым по отношению к отцу женскую установку и относясь к матери с ревностью и враждебностью. По мнению Фрейда, над обеими позициями довлеет боязнь мальчика потерять свой пенис, в который он влюблен подобно Нарциссу. В позитивной позиции причина выраженного страха кастрации кроется в боязни возмездия. В негативной позиции кастрация может представляться необходимой предпосылкой того, чтобы иметь возможность восприниматься отцом в качестве объекта любви (в соответствии с идентификацией с женщиной). Однако этот страх кастрации является у мальчика и самым важным динамическим фактором преодоления эдипова комплекса. К числу других факторов относятся неисполненные эдиповы желания и вытекающие отсюда фрустрации. В свете этих новых идей относительно полного преодоления эдипова комплекса Фрейд придерживался той точки зрения, что этот процесс представляет собой нечто большее, чем просто вытеснение: «Процесс, если он протекает идеально, равнозначен разрушению, уничтожению комплекса» (XIII, 399).
Половое развитие девочки, включая возникновение и преодоление эдипова комплекса, протекает, согласно теории Фрейда, намного сложнее, чем у мальчиков. Чтобы достичь наивысшей ступени гетеросексуальных объектных отношений, девочка должна сменить не только первичный сексуальный объект (обратить свой взор с матери на отца или с женщины на мужчину), но и первоначально доминировавшую генитальную зону (зону клитора, как эквивалент пениса, на зону вагины). В противоположность этому фаллос остается для мальчика первичным половым органом, а женщина — первичным сексуальным объектом. У девочки к этому добавляется также то, что при вступлении в фаллическую стадию развития либидо она должна избавиться от нарциссических обид и унижений из-за отсутствия пениса. Этому комплексу кастрации соответствует у мальчика страх кастрации, то есть боязнь лишиться пениса из-за своих эдиповых желаний и стремлений. Именно здесь обнаруживается основное различие между мальчиком и девочкой. Если у мальчика страх кастрации представляет собой важнейшую динамическую силу, позволяющую преодолеть эдипов комплекс, то у девочки последний становится возможным и он начинает формироваться как раз благодаря комплексу кастрации. Другими словами: первоначальный отказ маленькой девочки примириться с отсутствием у нее пениса приводит ее к тому, чтобы занять активную мужскую позицию (в литературе подобных девочек описывают как «маленьких сорванцов» 2). В начальной фазе становления эдипова комплекса мать обычно еще является главным объектом сексуальных импульсов маленькой девочки, которая таким образом находится в негативной позиции комплекса. Фрейд описывает это в своей работе «О женской сексуальности» (1931):
«Можно принять во внимание и новый опыт, утверждая, что женщина попадет в нормальную позитивную эдипову ситуацию только после того, как преодолеет предшествующий период, когда господствовал негативный комплекс. И в самом деле, в этой фазе отец является для девочки не многим больше, чем докучливым соперником, хотя неприязнь к нему никогда не достигает уровня, характерного для мальчика» (XIV, 518—519).
Следует, однако, указать на то, что намного труднее распознать и описать последствия негативной формы эдипова комплекса. Это касается как девочек, так и мальчиков, поскольку у обоих полов позитивные формы выражены гораздо четче и они не только находят свое прямое выражение, но и проявляются во множестве вторичных симптомов.
Причиной еще одного динамически важного различия между полами является существование различных доэдиповых объектных отношений с тем из родителей, которого в позитивной позиции с ревностью и ненавистью преследуют как соперника. При вступлении в фаллическо-эдипову фазу мальчик обычно испытывает перед отцом восхищение, уважает его, идеализирует и с ним идентифицируется. И наоборот, уже в доэдиповой фазе девочка испытывает по отношению к матери весьма противоречивые чувства. Они проистекают из знания материнских слабостей в воспитании, запретов и фрустраций, навязываемых матерью маленькому ребенку. То есть позитивный эдипов комплекс формируется у девочки на основе уже существующих враждебных импульсов по отношению к матери и их усиливает. Эта враждебность может найти свое выражение, например, в убеждении, что именно мать ответственна за отсутствие у девочки пениса.
Предпосылкой перемещения с негативной эдиповой позиции на позитивную является способность маленькой девочки заменить желание иметь пенис (или настойчивое убеждение в том, что таковой у нее есть) на желание завести ребенка. Фрейд характеризует это следующим образом:
«Теперь же либидо девочки переходит — можно сказать, в соответствии с предначертанным символическим равенством: пенис = ребенок — в новую позицию. Она отказывается от желания иметь пенис ради того, чтобы поставить на его место желание завести ребенка, и с этой целью делает отца объектом своей любви. Мать становится объектом ревности, девочка превратилась в маленькую женщину» (XIV, 27-28).
Тем самым маленькая девочка достигает позитивной эдиповой позиции, от которой она вновь может оказаться из-за несбывшихся представлений-желаний и фрустраций с тем, чтобы обратиться к другой.
Предполагается, что у мальчика эдипов комплекс исчезает довольно резко. У девочки, напротив, это происходит менее драматическим и менее радикальным образом. Для девочки типичным является постепенное освобождение от комплекса или медленное его вытеснение. Это означает, что во взрослом возрасте его следы сохраняются у девочки дольше, чем у мальчика. Большое значение для психоаналитической теории, для понимания и терапии клинических феноменов на основе этой теории имеет тип преодоления эдипова комплекса. С классической точки зрения, например, Сверх-Я — один из трех психических компонентов, участвующих в формировании личности, который Фрейд описал в 1923 году в работе «Я и Оно», — определяется как «наследие эдипова комплекса». Одна из его важнейших функций заключается в том, чтобы контролировать, цензуровать или сублимировать сексуальные и агрессивные импульсы, являвшиеся неотъемлемой составной частью эдиповой фазы.
Классический психоанализ исходит из предположения, что эдипов комплекс устраняется или преодолевается благодаря не только эмпирическим факторам (таким, как, например, страх кастрации, подавление желаний, нарциссические обиды и т.п.), но и биологическим факторам созревания. Последние передаются по наследству и регулируют протекающее по фазам развитие влечений, которое классическим психоанализом описывается как оральная, анальная, фаллическая, фаллическо-эдипова фаза, латентный период, пубертат, подростковый и зрелый возраст с его зрелой генитальной организацией.
Описанные выше четыре комбинации, возможные в рамках полного эдипова комплекса, открывают в период разрушения эдипова комплекса множество идентификационных возможностей. Они, однако, ограничиваются тем, что относительная сила мужских и женских сексуальных диспозиций (бисексуальность) в значительной мере определяет каждому индивиду, какая из идентификаций — с отцом или с матерью — будет доминировать и по этой причине окажет существенное влияние на формирование характера. В связи с этим Фрейд в работе «Я и Оно» пишет:
«При разрушении эдипова комплекса четыре содержащихся в нем стремления сложатся таким образом, что из них получится одна идентификация с отцом и одна с матерью. Идентификация с отцом удержит объект-мать позитивного комплекса и одновременно заменит объект-отца обратного комплекса; нечто подобное имеет место при идентификации с матерью. В различной силе выражения обеих идентификаций отразится неравенство обоих половых задатков» (XIII, 262).
ПОЗИЦИЯ М. КЛЯЙН
Представители классического психоанализа усматривают наличие важной связи между достижением фаллической фазы в развитии либидо и возможным возникновением действительной эдиповой констелляции. Хотя М. Кляйн также в принципе не отвергает эту фаллическую констелляцию эдипова комплекса, она все же исходит из других предпосылок. В своей теории она опирается на гипотезу о «ранней фазе эдипова комплекса», которая распознается как раз в тот самый момент, когда маленький ребенок становится способен постигать родителей как «целостные объекты». Это раннее образование эдипова комплекса коррелирует с переходом из паранойяльно-шизоидной позиции в депрессивную позицию, которую Кляйн наблюдала примерно на четвертом месяце жизни ребенка. Согласно ее теории, эдипов комплекс имеет оральные корни; кроме того, каждая из фаз развития влечения, следующая за оральной фазой, накладывает на него свой характерный отпечаток.
Гипотеза Кляйн о существовании эдипова комплекса уже на первом году жизни ребенка подкрепляется наблюдениями, согласно которым либидинозные и деструктивные импульсы, желания и фантазии маленького ребенка (равно как и произрастающие из этого страхи) зачастую обладают интенсивностью, превосходящей интенсивность фаллическо-эдиповой фазы. Благодаря восприятию каждого из родителей как «целостного объекта» к тому же имеет место «треугольная констелляция», которая безусловно необходима для эдипова комплекса.
Согласно теории М. Кляйн, самый ранний момент появления эдипова комплекса в оральной фазе совпадает с тем временным пунктом, в котором проекции всемогущества у маленького ребенка достигают своей наивысшей точки; то есть впервые он появляется в фазе развития, в которой ребенок полагает, что может навязать родителям свою волю. Одновременно имеющиеся чувства ревности и зависти, страх изоляции и одиночества придают этим проекциям акцент враждебности и агрессивности.
М. Кляйн считает, что на развивающуюся в каждом маленьком ребенке эдипову констелляцию решающее влияние могут оказывать ранние отношения с матерью. Например, на нее накладывает свой отпечаток идеализация матери при одновременном уничижении отца (или наоборот). С другой стороны, аналогичная конфигурация может возникнуть также в силу того, что маленький ребенок распределяет любовь и ненависть не на два отдельно взятых объекта (на мать и отца), а вначале, благодаря «защитному расщеплению», дифференцирует свое отношение к матери (выдумывая, например, «добрую» и «злую» грудь) и только затем направляет на отца один из двух импульсов.
Благодаря такому подходу, основанному на гипотезе об образовании эдиповой констелляции уже на первом году жизни, всякое психопатологическое развитие (кроме того, которое сводится исключительно к паранойяльно-шизоидной позиции) можно рассматривать как эдипово. С этой точки зрения каждое из них представляет собой сопровождающееся конфликтами столкновение детей с родителями. Направленные на родителей деструктивные желания-представления и фантазии маленького ребенка вызывают выраженную депрессию и страхи, которые в свою очередь приводят в действие целый ряд защитных механизмов с целью их нейтрализации и подавления. Важнейшими из этих механизмов являются разделение, или расщепление, маниакальные защитные механизмы и идеализация родительской сексуальности.
Предполагается, что в депрессивной позиции и после нее происходит постепенное снижение интенсивности проективных механизмов, сопровождающееся все более сообразным реальности взглядом ребенка на родительскую сексуальность и генитальность. Это развитие является предпосылкой возникновения более реалистичных форм интернализации родительских заповедей и запретов, поскольку таким образом появляется возможность идентифицироваться с сексуальными функциями родителей. Именно в этой точке развития становится очевидной и может быть описана та генитально акцентуированная эдипова констелляция, которая в классической психоаналитической теории считается единственной. Равным образом с классическим воззрением согласуется и предположение о том, что эдипов комплекс может быть по-настоящему разрешен или преодолен только по достижении фаллической фазы развития влечения (разумеется, классический психоанализ не может избрать никакую более раннюю точку времени уже потому, что в его теории эдипов комплекс выполняет функцию фаллической фазы или фазы примата области гениталий). В отличие от классической теории, М. Кляйн исходит из того, что страх кастрации и зависть к пенису следует рассматривать как совершенно равноценные для развития обоих полов. По этой причине наблюдающиеся особенности развития, обусловленные существованием физических различий и вытекающих отсюда психических различий между мальчиками и девочками, в теории М. Кляйн отодвигаются на второй план. К примеру, для нее зависть маленького мальчика к отцу из-за его большого пениса или к матери из-за ее груди и способности рожать детей с динамической точки зрения равноценна зависти маленькой девочки, переживающей отсутствие у нее пениса. Также и страху кастрации, переживаемому маленькой девочкой, приписывается важная в динамическом отношении функция. В классической же психоаналитической теории динамическая сила комплекса кастрации девочки отвергается (XIII, 400—401). В ней отстаивается точка зрения, что представление о потере тем или иным образом органа в динамической перспективе влечет за собой меньше последствий, чем страх потерять орган, который следует приписать собственным агрессивным импульсам и действиям (формирование Сверх-Я, разрушение инфантильной генитальной организации).
ПРИМЕЧАНИЯ
1 В основе этого выражения лежит предположение о том, что мужественность должна быть активной, а женственность пассивной.
2 Также и здесь снова отождествляются понятия «мужской» и «активный».
ЛИТЕРАТУРА
Dalmau, С. J.: Post-Oedipal Psychodynamics. Psa. Review, 44,1957
Eisenberg, S.: Time and the Oedipus. Psa. Quarterly, 25, 1956
Freud, S.: Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie (1905). G.W.V
Totem und Tabu (1912-1913). G. W. IX
Das Ich und das Es (1923). G. W. XIII
Die infantile Genitalorganisation (1923). G. W. XIII
Der Untergang des Ödipuskomplexes (1924). G. W. XIII
Einige psychische Folgen des anatomischen Geschlechtsunterschieds (1925). G.W. XIV
Über die weibliche Sexualität (1931). G. W. XIV
Jappe, G., Borgh, Ch. v. d.: Über den Familienroman im Ödipusdrama. Skizze zum Problem von Wahrheit und Dichtung. B: S. Goeppert (изд.): Die Beziehung zwischen Arzt und Patient. München: List 1975, 202-214
Keiser, S.: A Manifest Oedipus Complex in an Adolescent Girl. Psa. St. C., 8,1953
Klein, M.: Some Theoretical Conclusions regarding the Emotional Life of the Infant (1952). B: Developments in Psycho-Analysis (изд. J. Riviere). London: Hogarth 1952
Lampl-de Groot J.: Re-Evaluation of the Role of the Oedipus Complex. Int. J. Psa, 33, 1952
Mac Brunswick, R.: The Preoedipal Phase of the Libido Development. Psa. Read., 1940, 232
Meiss, M. L.: The Oedipal Problem of a Fatherless Boy. Psa. St. C, 1952
Reich W: Die charakterologische Überwindung des Ödipuskomplexes. Int. Z. Psa., 17, 1931
Schmidbauer, W.: Mythos und Psychologie. Methodische Probleme aufgezeigt an der Ödipus-Sage. München: Reinhardt 1970
Sterren, D. v. d.: Ödipus. Eine psychoanalytische Studie. Geist und Psyche, T. 2121. München: Kindler 1974
- Тема 1. Роль наследственности и среды в развитии интеллекта 8
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 5. 386
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 11. 423
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 12. 621
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 6. 704
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 10. 876
- Тема 8. Разработка проблем психического развития в научной школе л. С. Выготского: а. Н. Леонтьев, а. В. Запорожец, д. Б. Эльконин 1372
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 7. 1641
- Глава II. 1886
- Глава III. 1899
- Глава 6. Забавы и заботы 1997
- Литература для подготовки:
- Айзенк г., Кэмин л. Природа интеллекта – битва за разум. М., 2002.
- Предисловие
- 1. Откуда взялось понятие «интеллект»? (г. Айзенк)
- ...И ответный выпад Спирмена
- Появление парадигмы
- 2. Что такое тесты интеллекта? (г. Айзенк)
- 3. Что измеряют тесты интеллекта? (г. Айзенк)
- Что делает тестовое задание хорошим или плохим?
- 4. Интеллект и достижения (г. Айзенк)
- Iq и школьная успеваемость
- Iq и академические успехи
- Iq и профессия
- Iq и статус
- 5. Пол, возраст и интеллект (г. Айзенк)
- 6. Наследуется ли интеллект? (г. Айзенк)
- Типы взаимодействия
- Сиблинги, воспитывавшиеся врозь
- 7. Влияние среды (г. Айзенк)
- 8. Особые факторы: регрессия и выбор партнера (г. Айзенк)
- 9. Биологическое измерение iq (г. Айзенк)
- 10. Расовые и культурные факторы (г. Айзенк)
- Британский опыт
- Разрыв не уменьшается
- 11. Социальные последствия измерения iq (г. Айзенк)
- Не переоценивается ли интеллект?
- 12. Некоторые исторические факты о тестах iq (л. Кэмин)
- 13. Дело Сирила Барта (л. Кэмин)
- 14. Разделенные идентичные близнецы (л. Кэмин)
- 15. Исследования приемных детей (л. Кэмин)
- Далекое от совершенства соответствие
- Стимул для интеллекта
- 16. Монозиготные и дизиготные близнецы (л. Кэмин)
- 17. Корреляции родства и игра в модели (л. Кэмин)
- Модель Барта и Хауэрд
- 18. Некоторые другие вопросы (л. Кэмин)
- Iq и обработка информации
- 19. Факты, желания и ссылки Айзенка (л. Кэмин)
- Iq и костное строение
- 20. Вместо заключения (л. Кэмин)
- 21. Возражение Кэмину (Дополнение Айзенка)
- Наука никогда не стоит на месте
- 22. Возражение Айзенку (Дополнение Кэмина)
- 1. Миф о большей вариативности мужчин
- Тема 2. Теория созревания Гезелла Вопросы для обсуждения
- Литература для подготовки:
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 2.
- Глава 2. Теория созревания Гезелла Биографические сведения
- Принципы развития Концепция созревания
- Изучение хода развития
- Эмпирические принципы развития
- Индивидуальность
- Философия воспитания детей
- 2. Гезелл а. Педология раннего возраста. М.-л., 1932.
- Глава I цикл умственного развития
- 1. Научное исследование роста
- 2. Взаимоотношения между жизненным циклом и циклом умственного развития
- 3. Цикл умственного развития как комплексное понятие
- 4. Начало цикла умственного развития
- 5. Объем цикла умственного развития
- 6. Индивидуальные различия в цикле умственного развития
- 7. Роль раннего детства в цикле умственного развития
- Генетические этюды детского поведения
- Глава VII темп и общее направление развития
- 1. Количественное определение развития
- 4. О понятии «ступень развития»
- 7. Ход времени и развитие
- 8. Графическое изображение роста
- Глава VIII развитие нормальное и задержанное
- Глава XI рисование как показатель развития
- 1. Генетическая последовательность отдельных фаз рисования
- 2. Субнормальное рисование
- 3. Рисунки одаренных детей
- Глава XII тенденции роста к оптимальным нормам
- 1. Личность ребенка одерживает победу
- 2. Дисгармоничность ребенка
- 3. Недостаточность моторных теорий интеллекта
- 4. Оптимальные тенденции развития
- Глава XIV осевая симметрия, регуляция роста и близнечество
- 1. Сущность гемигипертрофии
- 2. Клинические примеры гемигипертрофии
- 3. Причины гемигипертрофии
- 4. Асимметрия и умственная недостаточность
- 5. Развитие двоен
- 6. Сходство близнецов в психологическом отношении
- Глава XV умственное развитие недоношенного ребенка
- 1. Проблема преждевременного рождения
- 2. Абсолютный онтогенетический нуль
- 3. Поведение плода
- 4. Ход развития недоношенного ребенка
- 5. О возрасте недоношенного ребенка
- 6. Характер созревания недоношенного ребенка
- 7. Физическое развитие недоношенного ребенка
- 9. Развитие переношенного ребенка
- Биологический смысл детства
- Глава XVI детство человека и животных
- 1. Природа детства
- 2. Детство у низших животных
- 3. Развитие горного орленка
- 4. Детство человека и других приматов
- 5. Качественное своеобразие человеческого детства
- Глава XVII. Умственное развитие и проблема наследственности
- 1. Взаимозависимость среды и наследственности
- 2. Экспериментальное изучение процессов созревания
- 3. Наследственные основы темпа и общего направления развития
- 4. Является ли леворукость врожденной
- 5. Раннее происхождение индивидуальных различий
- 6. Формирование личности
- Глава XVIII. Клинический прогноз умственного развития
- 1. Принцип возрастающего правдоподобия
- 2. Необходимость прогноза
- 3. Ранняя диагностика умственной отсталости
- 4. Дифференциальная диагностика между дебильностью и физической слабостью
- 5. Ранние симптомы высокой одаренности
- 6. Распознавание атипических отклонений
- 3. Гезелл а. Умственное развитие ребенка. Методика диагностики умственного развития ребенка от рождения до шести лет. М.-л., 1930.
- Предисловие автора к русскому изданию.
- Часть 1. Умственное развитие ребенка дошкольного возраста
- Глава 1. Введение.
- Глава II. Значение дошкольного периода развития.
- Глава III. Развитие и длительность.
- Глава IV. Научное исследовании развития.
- 1. Описательно-биографический метод.
- 2. Метод опросов.
- 3. Экспериментальный метод.
- 4. Психометрический метод.
- Часть 2. Нормы развития
- Глава VII. Перечень нормативных признаков.
- (Д). Двигательная деятельность. Д 1. Контроль над положением тела.
- Д 2. Передвижение.
- Д3. Хватание.
- Д 4. Рисование и контроль над движениями руки.
- (Р). Речь. Р 1. Словарь.
- П 2. Подражание.
- П3. Нахождение предметов.
- П 4. Понимание.
- П 5. Дифференцирующее выполнение.
- П 6. Апперцепция.
- П 7. Представление о числе.
- (Л). Лично-социальное поведение. Л 1. Реакция на лица.
- Л 2. Навыки.
- Л 3. Инициатива и самостоятельность.
- 14. Игровые реакции.
- Л 5. Приобретенные сведения.
- Глава VIII (отдельные примеры. – а. А.). Нормы развития двигательной сферы. Контроль положения тела.
- Глава IX нормы развития речи.
- Глава X нормы приспособительного поведения.
- Глава XI. Нормы лично-социального поведения
- Глава XII. Динамические снимки
- Часть 3. Сравнительное исследование развития
- Глава XIV. Новорожденный.
- Глава XV. Очерк дошкольного развития.
- 1. Двигательная сфера.
- 2. Развитие речи.
- 3. Акты приспособления.
- 4. Лично-социальное (Personal-social) поведение.
- Глава XVI. Сравнительные поперечные срезы развития.
- Подбор субъектов.
- Глава XVII. Четырехмесячный и шестимесячный.
- Глава XVIII. Шестимесячный и девятимесячный.
- Глава XIX. Девятимесячный и двенадцатимесячный.
- Глава XX. Двенадцатимесячный и восемнадцатимесячный.
- Глава XXI. Восемнадцатимесячный и двухлетка.
- Глава XXII. Двухлетка и трехлетка.
- Глава XXIII. Трехлетка и четырехлетка.
- Глава XXIV. Четырехлетка и пятилетка.
- Глава XXV. Сравнительная картина развития.
- Часть 4. Диагностика умственного развития и наблюдение за ним
- Глава XXIX. Нормативная и клиническая психология.
- Глава XXX. Схемы развития.
- Схемы развития
- Глава XXXI. Нормативные сводки.
- Индивидуальные черты и отклонения
- 4. Выготский л. С. Проблема развития ребенка в исследованиях Арнольда Гезелла // Гезелл а. Педология раннего возраста. М.-л., с. 3 – 14.
- Проблема развития ребенка в исследованиях арнольда гезелла критический очерк
- Тема 3. Принцип ортогенеза и сравнительно-психологическая теория Хайнца Вернера Вопросы для обсуждения
- Литература для подготовки:
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 5.
- Глава 5. Теория организма и сравнительно-психологическая теория Вернера Биографические сведения
- Основная тема: Дифференциация субъекта и объекта
- Возвращаясь на примитивные уровни
- Ориентация на организм
- Сравнительный подход
- Некоторые сравнительные исследования Картинное воображение
- Физиогномическое восприятие
- Единство чувств
- Образование символов: организменный подход
- Теоретические вопросы
- Многоплановая природа развития
- Контроверза «непрерывность–прерывность развития»
- Феноменология
- Практическое применение
- 2. Чуприкова н. И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации., 1997, Гл. 4 и 6
- Глава IV
- Дифференциация структур как принцип и
- Содержание психического развития в
- Гештальтпсихологии
- 1. Характеристика генетически исходных психических образований и их развития в лейпцигской школе гештальтпсихологии (г. Фолькельт)
- 2. Психическое развитие в берлинской школе гештальтпсихологии (к. Коффка)
- 3. Рудольф Арнхейм о законе дифференциации в развитии изобразительной формы детских рисунков
- Глава VI ортогенетический принцип в теории умственного развития X. Вернера
- 1. Общая характеристика генетической теории X. Вернера
- 2. Синкретический характер первичных примитивных психических состояний и процессов. Недифференцированность субъекта и объекта. Начальные проявления дифференциации в эмоциональной и сенсорной сферах
- 3. Диффузные, слаборасчлененные формы сенсомоторной и перцептивной организации
- 4. Проявление синкретизма и развитие когнитивной дифференцированности на вербально-концептуальном уровне активности
- 5. Параллелизм микрогенеза зрительной формы и хода ее возрастного развития. Значение регрессии к более примитивным состояниям и операциям
- 6. Ортогенетический принцип в развитии умственных способностей и личности
- Тема 4. Понимание генеза детской психики и личности в классическом психоанализе з. Фрейда Темы докладов
- Литература для подготовки:
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 11.
- Глава 11. Психоаналитическая теория Фрейда
- 2. Фрейд з. Три очерка по теории сексуальности. СПб., 1997
- Три очерка по теории сексуальности Зигмунд Фрейд
- I. Сексуальные отклонения1
- 1. Отклонения относительно сексуального объекта
- А. Инверсия
- Сексуальный объект инвертированных
- Сексуальная цель инвестированных
- Б. Животные и незрелые в половом отношении лица как сексуальные объекты
- 2. Отклонения по отношению к сексуальной цели
- А). Выход за анатомические границы Переоценка сексуального объекта
- Сексуальное использование слизистой оболочки рта и губ
- Сексуальное использование заднего прохода
- Значение других частей тела
- Достань мне шарф с ее груди, Дай мне подвязку моей любви.
- Б). Фиксации предварительных сексуальных целей Возникновение новых намерений
- Ощупывание и разглядывание
- Садизм и мазохизм
- 3. Общее о перверзиях Вариация и болезнь
- Два вывода
- 4. Сексуальное влечение у невротиков Психоанализ
- Результаты психоанализа
- Невроз и перверзия
- Объяснение кажущегося преобладания извращенной сексуальности при психоневрозах
- II. Инфантильная сексуальность Недостаточное внимание к детям
- Латентный сексуальный период детства и его прорывы
- Сексуальные задержки
- Реактивные образования и сублимация
- Прорывы латентного периода
- Выражения инфантильной сексуальности
- Сосание
- Аутоэротизм
- Инфантильная сексуальная цель
- Проявление зоны заднего прохода
- Проявление генитальной зоны
- Полиморфно-перверзное предрасположение
- Инфантильное сексуальное исследование
- Загадка сфинкса
- Теория рождения
- Садистское понимание полового сношения
- Прегенитальные организации
- Амбивалентность
- Двухэтапный выбор объекта
- Аффективные процессы
- Интеллектуальная работа
- III. Преобразования при половом созревании
- Механизм предварительного наслаждения
- Опасности предварительного наслаждения
- Проблемы сексуального возбуждения
- Оценка внутренних половых органов
- Химическая теория
- Теория либидо
- Руководящие зоны у мужчины и у женщины
- Нахождение объекта
- Сексуальный объект во время младенчества
- Инфантильный страх
- Влияние инфантильного выбора объекта
- Нарушающие развитие моменты
- Сублимация
- Пережитое случайно
- Преждевременная зрелость
- Временные моменты
- Цепкость
- Примечания
- 3. Фрейд з. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1989
- Двадцатая лекция
- Двадцать первая лекция
- Двадцать вторая лекция
- Тридцать первая лекция
- Тридцать вторая лекция
- 4. Абрахам к. Исследования о самой ранней прегенитальной стадии развития либидо. СПб., 1997
- К. Абрахам. Исследования о самой ранней прегенитальной стадии развития либидо
- Добавление (а. А.)
- 5. Энциклопедия глубинной психологии. Том I. Зигмунд Фрейд: жизнь, работа, наследие. М., 1998 Алекс Холдер. Эдипов комплекс
- Гельмут Штольце. Эдипова ситуация, эдипов конфликт, эдипов комплекс
- Джозеф Сандлер и Кристофер Дэйр. Психоаналитическое понятие оральности
- Паула Хайманн. Заметки об анальной фазе
- Тема 5. Теория психосоциального развития э. Эриксона. Вопросы для обсуждения
- Литература для подготовки:
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 12.
- Глава 12. Эриксон и восемь стадий жизни
- 1. Оральная стадия
- 2. Анальная стадия
- 3. Фаллическая (эдипова) стадия
- 4. Латентная стадия
- 5. Половая зрелость (генитальная стадия)
- 6. Молодость
- 7. Зрелость
- 8. Старость
- 1 Дарвин придерживался аналогичного взгляда, как было показано в главе 3.
- 1В отношении исследований, рассматривающих эти параллели, см. Bell, 1970; Flavell, 1977, p. 54; и Gouin-Decarie, 1965.
- 2 В отношении дополнительных мыслей, касающихся параллелей на этой стадии, см. Kohlberg & Gilligan, 1971, p. 1076.
- 2. Эриксон э. Г. Детство и общество. – Изд. 2-е, перераб. И дополн. – сПб., 2000, Гл. 2 и 7
- Глава 2. Теория инфантильной сексуальности
- 1. Два клинических эпизода
- 1 Быт. 3:9. См. Также экзегетический комментарий к Быт. 3:8-10.В кн.: Новая Толковая Библия. - в 12-ти т. - т. 1. - л., 1990. - с. 277. - Прим. Пер.
- 2. Либидо и агрессия
- 1.В состоянии зарождения, возникновения (лат.). - Прим. Пер.
- 2.Anlage (нем.) -задаток; предрасположение; план; замысел. - Прим. Пер.
- 3. Зоны, модусы и модальности
- 1 Инкорпорация (лат. Incorporatio) - включение в свой состав, присоединение. -Прим. Пер.
- 1 Интрузия (от лат. Intrusus - втолкнутый) - активное внедрение во что-либо. -Прим. Пер.
- 1 Рене Спитц (René Spitz) назвал это «анаклитической депрессией».
- 4. Генитальные модусы и пространственные модальности
- Глава 7. Восемь возрастов человека
- 1. Базисное доверие против базисного недоверия
- 2. Автономия против стыда и сомнения
- 3. Инициатива против чувства вины
- 4. Трудолюбие против чувства неполноценности
- 5. Идентичность против смешения ролей
- 1 Иначе говоря, отсрочки. - Прим. Пер.
- 6. Близость против изоляции
- 7. Генеративность против стагнации
- 8. Целостность эго против отчаяния
- 1.«Тысяча мелких отвращений к себе, общий итог которых - не угрызение совести, а смутное беспокойство» (э. Ростан) - Прим. Пер.
- 9. Эпигенетическая карта
- Тема 6. Теория ж. Пиаже Вопросы для обсуждения
- Литература для подготовки:
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 6.
- Глава 6. Теория когнитивного развития Пиаже
- 2. Уоллес д. Двадцать великих открытий в детской психологии. СПб., 2004, Гл. 2 и 3
- Глава 2. От моллюсков к малышам: биологические принципы и психологические идеи
- Глава 3. С чего начинается мышление
- 3. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. Статей / Сост. И общ. Ред. Л. Ф. Обуховой и г. В. Бурменской. М., 2001 ж. Пиаже. Теория Пиаже [1970]
- I. Отношение между субъектом и объектом
- III. Теория стадий
- IV. Отношения между развитием и обучением
- V. Операторный и фигуративный аспекты когнитивных функций
- VI. Классические факторы развития
- VII. Уравновешивание и когнитивные структуры
- VIII. Логико-математические аспекты структур
- IX. Заключение: от психологии к генетической эпистемологии
- 1 См.: Пиаже ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1994. С. 346— 389.
- § 1. Эгоцентризм мысли ребенка
- 1 Или стадия «склонности к внушаемости» (tendances pithiatiques) [Janet, 1921].
- 1 Здесь и далее под ч. I, приводимой в скобках, имеется в виду: Пиаже ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1994. — Примеч. Ред.
- § 2. Трудности осознания и нарушение равновесия мыслительных операций
- 1 Здесь и далее под ч. II (приводимой в скобках) имеется в виду: Пиаже ж. Суждение и рассуждение ребенка // Пиаже ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1994. — Примеч. Ред.
- § 3. Неспособность к логике отношений и узость поля наблюдения
- § 4. Неспособность к синтезу и соположение
- §5. Синкретизм
- § 6. Трансдукция и нечувствительность к противоречию
- § 7. Модальность детской мысли, интеллектуальный реализм и неспособность к формальному рассуждению
- § 8. Предпричинность у ребенка
- О. Лоренцо, а. Мачадо. В защиту теории Пиаже: ответ на десять основных пунктов критики
- 1. Теория Пиаже недооценивает подлинные способности ребенка
- 2. Возрастные нормативы, установленные в теории Пиаже, не подтверждаются
- 3. Пиаже характеризует развитие с точки зрения его недостатков
- 4. Теория Пиаже объясняет поведение исключительно на основе способностей, не учитывая других факторов
- 5. Теория Пиаже принижает роль социальных факторов в развитии
- 6. Теория Пиаже постулирует синхронность развития познавательных структур, которая не подтверждается эмпирическими данными
- 7. Теория Пиаже описывает развитие, но не объясняет его
- 8. Теория Пиаже носит парадоксальный характер, поскольку она оценивает мышление на основе речи
- 9. Теория Пиаже игнорирует процессы развития мышления за пределами подросткового возраста
- 10. Теория Пиаже использует неадекватные логические модели
- 1 Супремум — точная верхняя грань множества, представляющая наименьший элемент множества верхних граней подмножеств данного множества. — Примеч. Ред.
- 2.Инфимум — точная нижняя грань множества. — Примеч. Ред.
- 1 Causa efficiens (лат.) — действующая причина. — Примеч. Ред.
- 2 Tertium (лат.) — третье звено. —Примеч. Ред.
- 1 Перефразируя слова Эйнштейна об Евклиде, можно сказать, что «если Пиаже не пробудил в Вас юношеский энтузиазм, то Вы не рождены заниматься психологией развития».
- 4. Развитие ребенка. Пер. С англ. М. С. Роговина. Под ред. А. В. Запорожца и л. А. Венгера. М., 1968 Критерии стадий умственного развития
- Генезис
- Стадиальные критерии
- Тема 7. Культурно-историческая теория развития психики л. С. Выготского Вопросы для обсуждения
- Темы индивидуальных докладов
- Литература для подготовки:
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 10.
- Глава 10. Выготский и социально-историческая теория когнитивного развития
- 2. Выготский л. С. История развития высших психических функций. М., 1983
- История развития высших психических функций
- Глава 1. Проблема развития высших психических функций**
- Глава 2. Метод исследования
- Глава 3. Анализ высших психических функций
- Глава 4. Структура высших психических функций
- Глава 5. Генезис высших психических функций
- Глава 6. Развитие устной речи
- Глава 7. Предыстория развития письменной речи
- Глава 8. Развитие арифметических операций
- Глава 9. Овладение вниманием
- Глава 10. Развитие мнемических и мнемотехнических функций
- Глава 11. Развитие речи и мышления
- Глава 12. Овладение собственным поведением
- Глава 13.Воспитание высших форм поведения
- Глава 14. Проблема культурного возраста
- Глава 15. Заключение. Дальнейшее пути исследования. Развитие личности и мировоззрения ребенка
- 3. Выготский л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 4. Детская психология. М., 1984
- 1. Проблема возрастной периодизации детского развития
- 2. Структура и динамика возраста
- 3. Проблема возраста и динамика развития
- Кризис первого года жизни*
- Младенческий возраст*
- 2. Период новорожденности
- 3. Социальная ситуация развития в младенческом возрасте
- 4. Генезис основного новообразования младенческого возраста
- 1. Сохранение низших центров в виде отдельных ступеней.
- 5. Основное новообразование младенческого возраста
- 6. Основные теории младенческого возраста
- Раннее детство *
- 4. Выготский л. С. Мышление и речь. [1934]
- [Зона ближайшего развития]
- 5. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. Статей / Сост. И общ. Ред. Л. Ф. Обуховой и г. В. Бурменской. М., 2001.
- 1 Здесь и далее обозначение возраста ребенка (например, 6;6—6 лет 6 мес.). — Примеч. Ред.
- Л.С. Выготский. О природе эгоцентрической речи * [1934]
- Р.Е. Левина. Идеи л.С. Выготского о планирующей речи ребенка* [1968]
- Ж. Пиаже. Комментарии к критическим замечаниям л. С. Выготского на книги «Речь и мышление ребенка» и «Суждение и рассуждение ребенка»* [1962]
- Тема 8. Разработка проблем психического развития в научной школе л. С. Выготского: а. Н. Леонтьев, а. В. Запорожец, д. Б. Эльконин Темы докладов
- Литература для подготовки:
- 1. Леонтьев а. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т., м., 1983. Деятельность. Сознание. Личность
- 4. Соотношение внешней и внутренней деятельности
- 5. Общее строение деятельности
- Глава 5. Деятельность и личность
- 2. Индивид и личность
- 3. Деятельность как основание личности
- 4. Мотивы, эмоции и личность
- 5. Формирование личности
- К теории развития психики ребенка
- Психологические основы дошкольной игры
- 2. Запорожец а. В. Избранные психологические труды: в 2-х т. М., 1986 о творческом пути а. В. Запорожца
- Действие и интеллект*
- Основные проблемы онтогенеза психики*
- 1. Введение
- 2. Условия и движущие причины психического развития ребенка
- 3. Возрастные периоды психического развития ребенка
- 4. Особенности различных видов детской деятельности и их роль в психическом развитии ребенка
- 5. Значение последовательных возрастных периодов детства для общего хода формирования человеческой личности
- Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве*
- Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка*
- К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка*
- 3. Эльконин д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989 Научные достижения д. Б. Эльконина в области детской и педагогической психологии
- Введение в детскую психологию
- Природа детства и предмет детской психологии
- История детства
- Теории психического развития ребенка
- Обучение и психическое развитие
- Проблема периодизации детского развития
- Кризис новорожденности
- Младенчество (первый год жизни)
- Раннее детство (от 1 года до 3 лет)
- Дошкольный возраст
- Младший школьный возраст
- И вновь о проблеме периодизации детского развития
- К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте
- Выдержки из научных дневников (1965—1983)
- Тема 9. Теория морального развития и концепция нравственного воспитания л. Колберга Вопросы для обсуждения
- Литература для подготовки:
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 7.
- Глава 7. Стадии нравственного развития по Колбергу
- 2. Психол. Журн. 1992. Т. 13. № 3 Штрихи к портрету л. Кольберга
- Штрихи к портрету л. Кольберга
- Ф. К. Пауэр, э. Хиггинс, л. Кольберг
- Глава 1. От моральных дискуссий к демократическому управлению школой**
- 3. Уоллес д. Двадцать великих открытий в детской психологии. СПб., 2004, Гл. 15
- Глава 15. Этика заботы: это путь женщины базовые материалы: in a different voice: psychological theory and women's development. Gilligan, с (1982). Cambridge, ma: Harvard University Press.
- 4. Кайл р. Детская психология. СПб., 2002 Моральные суждения в индуистской традиции
- Истоки морального мышления.
- Уровни просоциального рассуждения Эйзенберг.
- 5. Кон и. С. Ребенок и общество. М., 1988 [Уровень моральных суждений и социально-структурные характеристики общества]
- 6. Цырлина т. В. Встречное движение. М., 1991 [Дилеммы Колберга]
- Тема 10. Детские игры, их развитие и роль в жизни ребенка Темы докладов
- Литература для подготовки:
- Миллер с. Психология игры. СПб., 1999 Сюзанна Миллер. Психология игры
- Предисловие
- Глава 1. Историческое введение
- Избыточная энергия
- Теория рекапитуляции
- Упражнение навыков
- Игра как отношение
- Глава 2. «игра» в психологических теориях
- Психоаналитические толкования игры
- Другие теории инстинкта. Этологические исследования «неуместного» и «бесполезного» поведения
- «Пустая» деятельность
- Замещение
- «Жесты намерения»
- Незавершенная деятельность молодняка
- «Избыточная энергия»
- Теории научения и игра
- Российская наука и ориентировочный рефлекс
- Мотивация в американских теориях научения
- Научение и внимание к изменению
- Вклад гештальттеории и теории поля
- Теория игры ж. Пиаже
- Комментарий
- Глава 3. Игры животных
- Игра у позвоночных
- Млекопитающие
- Нервная деятельность, стимуляция и обратная связь
- Игры обезьян
- Игра у животных и понятие игры
- Глава 4. Исследовательские и подвижные игры Начало исследовательской игры и игры-упражнения
- Игровая активность в первые 18 месяцев
- Совершенствование умений и использование материалов
- Характеристики, привлекающие детское внимание
- Механизмы саморегуляции
- Некоторые комментарии по поводу сенсомоторной игры
- Глава 5. Фантазия, чувство и притворство в игре
- Фантазия, игра-воображение и выражение чувств
- Глава 6. Игра и подражание
- Некоторые теоретические объяснения
- Развитие способности к подражанию
- Научение через наблюдение
- Неявные подсказки и содержание подражательной игры
- Функции подражательной игры
- Глава 7. Социальная игра Развитие социальной игры
- Уступки и соперничество в игре
- Групповая игра и детские «стаи»
- Влияние на игровые группы и группировки других детей и взрослых
- Соперничество в игре и соревнования
- Глава 8. Влияние на игру индивидуальных и социальных различий
- Социальные, экономические и культурные различия в игре
- Свободное время и игрушки в четырех различных обществах
- Игра-фантазия и подражательная игра в разных обществах
- Игрушки
- Глава 10. Зачем нужна игра ?
- 2. Игра со всех сторон (книга о том, как играют дети и прочие люди): Пер. С англ. М., 2003, Барбара Гарнер. Развитие игры от рождения до четырех лет
- Джеймс Джонсон. Развитие игры от четырех до восьми лет
- М. Ли Мэнинг. Развитие игры от восьми до двенадцати лет
- Эллис Стерлинг Хониг. Социокультурные факторы гендерного поведения в детской игре
- Дайана Левин. Игра, содержащая насилие (о чем она говорит и как на нее реагировать)
- 3. Зеньковский в. В. Психология детства. Екатеринбург, 1995
- 4. Выготский л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка
- Л. С. Выготский. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка л. С. Выготский игра и ее роль в психическом развитии ребенка*
- 5. Лехтман-Абрамович р. Я. И Фрадкина ф. И. Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве. М.–л., 1949 ф. Я. Фрадкина. Этапы развития игры в раннем детстве
- 1 Аксарина н. М., Игры, занятия, значение и общие принципы их организации, Воспитание детей в яслях, под ред. Н. М. Щелованова и н. М. Аксариной» стр. 42, Медгиз, 1939.
- 1 Аксарина н. М., Игры, занятия, значение и общие принципы их организации, Воспитание детей в яслях, под ред. И. М. Щелованова и н. М. Аксариной, стр. 42—43, Медгиз, 1939.
- 6. Эльконин д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989 Эльконин д. Б. Развернутая форма игровой деятельности детей
- Развернутая форма игровой деятельности детей*
- Слово «игра». Игра и первоначальные формы искусства
- Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры
- Эльконин д. Б. Развитие игры в дошкольном возрасте
- Развитие игры в дошкольном возрасте*
- Роль и воображаемая ситуация: их значение и мотивация игровой деятельности
- Предмет — действие — слово (к проблеме символизма в ролевой игре)
- Эльконин д. Б. Насущные вопросы психологии игры в дошкольном возрасте
- Насущные вопросы психологии игры в дошкольном возрасте
- 7. Эриксон э. Г. Детство и общество. – Изд. 2-е, перераб. И дополн. – сПб., 2000, Гл. 6
- Глава 6. Забавы и заботы
- 1. Игра, работа и развитие
- 2. Игра и лечение
- 3. Истоки идентичности