logo
S_1_10_fixed

Тема 1. Роль наследственности и среды в развитии интеллекта 8

Вопросы для обсуждения 8

Литература для подготовки: 9

1. Айзенк Г., Кэмин Л. Природа интеллекта – битва за разум. М., 2002. 9

Предисловие 9

1. Откуда взялось понятие «интеллект»? (Г. Айзенк) 10

2. Что такое тесты интеллекта? (Г. Айзенк) 15

3. Что измеряют тесты интеллекта? (Г. Айзенк) 21

4. Интеллект и достижения (Г. Айзенк) 25

5. Пол, возраст и интеллект (Г. Айзенк) 33

6. Наследуется ли интеллект? (Г. Айзенк) 41

7. Влияние среды (Г. Айзенк) 48

8. Особые факторы: регрессия и выбор партнера (Г. Айзенк) 55

9. Биологическое измерение IQ (Г. Айзенк) 60

10. Расовые и культурные факторы (Г. Айзенк) 66

11. Социальные последствия измерения IQ (Г. Айзенк) 75

12. Некоторые исторические факты о тестах IQ (Л. Кэмин) 80

13. Дело Сирила Барта (Л. Кэмин) 87

14. Разделенные идентичные близнецы (Л. Кэмин) 94

15. Исследования приемных детей (Л. Кэмин) 101

16. Монозиготные и дизиготные близнецы (Л. Кэмин) 112

17. Корреляции родства и игра в модели (Л. Кэмин) 120

18. Некоторые другие вопросы (Л. Кэмин) 125

19. Факты, желания и ссылки Айзенка (Л. Кэмин) 131

20. Вместо заключения (Л. Кэмин) 138

21. Возражение Кэмину (Дополнение Айзенка) 140

22. Возражение Айзенку (Дополнение Кэмина) 152

Тема 2. Теория созревания Гезелла 159

Вопросы для обсуждения 159

Литература для подготовки: 160

1. Крэйн У. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 2. 160

Глава 2. Теория созревания Гезелла 160

2. Гезелл А. Педология раннего возраста. М.-Л., 1932. 169

Глава I 170

ЦИКЛ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ 170

Глава VII 181

ТЕМП И ОБЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ 181

Глава VIII 191

РАЗВИТИЕ НОРМАЛЬНОЕ И ЗАДЕРЖАННОЕ 191

Глава XI 192

РИСОВАНИЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ 192

Глава XII 198

ТЕНДЕНЦИИ РОСТА К ОПТИМАЛЬНЫМ НОРМАМ 198

Глава XIV 205

ОСЕВАЯ СИММЕТРИЯ, РЕГУЛЯЦИЯ РОСТА И БЛИЗНЕЧЕСТВО 205

Глава XV 215

УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ НЕДОНОШЕННОГО РЕБЕНКА 215

Глава XVI 232

ДЕТСТВО ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ 232

Глава XVII. 241

УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ПРОБЛЕМА НАСЛЕДСТВЕННОСТИ 241

Глава XVIII. 253

КЛИНИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ 254

3. Гезелл А. Умственное развитие ребенка. Методика диагностики умственного развития ребенка от рождения до шести лет. М.-Л., 1930. 265

Предисловие автора к русскому изданию. 266

Часть 1. Умственное развитие ребенка дошкольного возраста 267

ГЛАВА 1. 267

ВВЕДЕНИЕ. 267

ГЛАВА II. 268

ЗНАЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ПЕРИОДА РАЗВИТИЯ. 268

ГЛАВА III. 269

РАЗВИТИЕ И ДЛИТЕЛЬНОСТЬ. 269

ГЛАВА IV. 274

НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИИ РАЗВИТИЯ. 274

Часть 2. Нормы развития 281

ГЛАВА VII. 281

ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ. 281

ГЛАВА VIII (отдельные примеры. – А. А.). 285

НОРМЫ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ. 285

ГЛАВА IX 286

НОРМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ. 286

ГЛАВА X 286

НОРМЫ ПРИСПОСОБИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ. 286

ГЛАВА XI. 287

НОРМЫ ЛИЧНО-СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 288

ГЛАВА XII. 288

ДИНАМИЧЕСКИЕ СНИМКИ 288

Часть 3. Сравнительное исследование развития 297

ГЛАВА XIV. 297

НОВОРОЖДЕННЫЙ. 297

ГЛАВА XV. 302

ОЧЕРК ДОШКОЛЬНОГО РАЗВИТИЯ. 302

ГЛАВА XVI. 314

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПОПЕРЕЧНЫЕ СРЕЗЫ РАЗВИТИЯ. 314

ГЛАВА XVII. 317

ЧЕТЫРЕХМЕСЯЧНЫЙ И ШЕСТИМЕСЯЧНЫЙ. 317

ГЛАВА XVIII. 319

ШЕСТИМЕСЯЧНЫЙ И ДЕВЯТИМЕСЯЧНЫЙ. 319

ГЛАВА XIX. 321

ДЕВЯТИМЕСЯЧНЫЙ И ДВЕНАДЦАТИМЕСЯЧНЫЙ. 321

ГЛАВА XX. 324

ДВЕНАДЦАТИМЕСЯЧНЫЙ И ВОСЕМНАДЦАТИМЕСЯЧНЫЙ. 324

ГЛАВА XXI. 327

ВОСЕМНАДЦАТИМЕСЯЧНЫЙ И ДВУХЛЕТКА. 327

ГЛАВА XXII. 330

ДВУХЛЕТКА И ТРЕХЛЕТКА. 330

ГЛАВА XXIII. 333

ТРЕХЛЕТКА И ЧЕТЫРЕХЛЕТКА. 333

ГЛАВА XXIV. 337

ЧЕТЫРЕХЛЕТКА И ПЯТИЛЕТКА. 337

ГЛАВА XXV. 340

СРАВНИТЕЛЬНАЯ КАРТИНА РАЗВИТИЯ. 340

Часть 4. Диагностика умственного развития и наблюдение за ним 344

ГЛАВА XXIX. 344

НОРМАТИВНАЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 344

ГЛАВА XXX. 347

СХЕМЫ РАЗВИТИЯ. 347

ГЛАВА XXXI. 358

НОРМАТИВНЫЕ СВОДКИ. 358

4. Выготский Л. С. Проблема развития ребенка в исследованиях Арнольда Гезелла // Гезелл А. Педология раннего возраста. М.-Л., С. 3 – 14. 375

Тема 3. Принцип ортогенеза и сравнительно-психологическая теория Хайнца Вернера 385

Вопросы для обсуждения 385

Литература для подготовки: 386