logo
S_1_10_fixed

10. Расовые и культурные факторы (г. Айзенк)

Принято считать, что некоторые национальные, расовые и культурные группы обладают большим интеллектом, нежели другие. Нередко считается, что евреи, китайцы и японцы обладают особенно высоким интеллектом, а негры и мексиканцы, живущие в США, имеют умственные способности ниже среднего. Здесь часто смешивают два вопроса. Первый вопрос — действительно ли имеются различия в умственных способностях между различными расовыми и национальными группами. Это сравнительно легко установить. Второй и гораздо более трудный вопрос — являются ли эти различия артефактами тестирования, результатом культурных факторов и итогом депривации или наследственно детерминированы и вызваны генетическими факторами.

Мало кто спорит о действительном существовании таких различий: они много раз были продемонстрированы на довольно крупных выборках и, по-видимому, вполне подтверждают распространенное мнение. Второй вопрос не получил столь же единодушного ответа. В этой короткой главе мы не станем вдаваться в подробности; мы просто установим факты, предоставив делать выводы читателю.

Расовые различия

Черные: отставание в 15 пунктов

Американские негры и американские белые представляют собой две группы, которых изучают наиболее часто — о них известно больше, чем обо всех других расовых группах, вместе взятых. Рис. 21 показывает распределение показателей IQ в выборке черных и белых детей, протестированных в 1960 году; средние показатели — 80,7 (черные) и 101,8 (белые). Черные дети в выборке были родом из южных штатов США. Черные дети из северных штатов обычно получают более высокие баллы по тестам интеллекта, сокращая общую разницу в IQ примерно до 15 пунктов. Представители женского пола в черной популяции обычно имеют показатели IQ на 3—4 пункта выше, чем представители мужского пола (в отличие от белых, среди которых, как мы видели, не наблюдается половых различий).

Баллы по тесту академических способностей (SAT), широко используемому в США для отбора абитуриентов колледжей, показывают сходную картину, Тест имеет два раздела — один вербальный, другой математический, которые позволяют получить сумму баллов от 200 до 800. В 1976 — 1977 годах средние суммы баллов для поступающих в колледжи составили 329 и 449 для негров и белых соответственно в вербальной части теста и 335 и 490 в математической части. В предшествовавшие пять лет различия в среднем составляли те же величины, всегда несколько меньшие в вербальной части теста, чем в математической части. Это тщательно

сконструированный тест, показавший, что обладает очень сходной точностью предсказания и внутренней валидностью для обеих расовых групп; иными словами, он предсказывает академические успехи одинаково хорошо для черных и белых. Наблюдаемые различая очень близки к тому, что мы ожидали увидеть.

Рис. 22 показывает в форме диаграммы распределение показателей IQ белых и черных мужского и женского пола в популяции в целом. Средняя разница — 15 пунктов. Следует отметить несколько характерных особенностей. Прежде всего, наблюдается значительное пересечение между двумя группами, а потому явно абсурдно классифицировать индивида как обладающего высоким или низким интеллектом по цвету кожи. Расистское положение об общем превосходстве белых несостоятельно: некоторые черные намного превосходят по IQ многих белых.

Большая вариабельность белых

На краях распределения (очень высокие и очень низкие показатели IQ) наблюдается значительная диспропорция. Линия, помеченная X на рисунке, показывает точку отсева, ниже которой показатели IQ были бы, вероятно, слишком низкими для поступления в колледж. Белые заметно доминируют в этой части диаграммы: В количественном выражении это означает, что на уровне IQ с показателем 70 или ниже черные будут составлять 16%, а белые — 2%. На уровне 115 или выше (примерно такого уровня требует программа подготовки к поступлению в колледж) черные будут составлять 2%, а белые — 16 процентов. На уровне 130 и выше (это примерно уровень очень способных студентов университетов) черные будут составлять 0,1%, а белые — 2%, что дает соотноше­ние 1 к 20.

Более высокий кристаллизованный интеллект

Однако важно отметить, что черные полностью меняют обычную картину в США; они являются единственной группой, которая демонстрирует сравнительно лучшие показатели по тестам кристаллизованного интеллекта, чем по тестам флюидного интеллекта, а это предполагает, что их образование не ставит их в невыгодное положение по отношению к белым.

Похожие результаты дали исследования с использованием тестов IQ, проводившиеся в Уганде, на Ямайке, в Танзании, ЮАР, Гане и других странах; черные в целом, как правило, имеют показатели IQ между 70 и 80, несмотря на то, что многие исследователи тестировали детей с социально-экономическим статусом и образованием выше среднего, нежели случайные выборки. Исследования черных детей в Англии, как правило, дают результаты, сравнимые с результатами, полученными в США. Судя по всему, нет больших сомнений относительно фактов. Другое дело — их интерпретация.

Японцы и китайцы превосходят белых

Представителей монголоидной расы — преимущественно японцев и китайцев — изучали главным образом в странах вроде США, куда они иммигрировали, хотя несколько исследований было проведено также и в таких странах, как Япония и Гонконг. Разумеется, трудность изучения потомства иммигрантов состоит в том, что они могут не представлять собой репрезентативную выборку своей популяции: возможно, что те, кто иммигрировал, были наиболее способными и смелыми, или в наименьшей степени конформистами, или теми, кто не смог зарабатывать себе на жизнь в своей стране из-за низких способностей. Как бы то ни было, обнаруживается картина явного превосходства. Японцы и китайцы обычно превосходят белых по показателям тестов флюидного интеллекта, но отстают по показателям тестов кристаллизованного интеллекта, если не получили образование в школах западного типа. Японцы и китайцы, родившиеся и получившие образование в США, превосходят белых по показателям тестов интеллекта всех типов.

У евреев самые высокие показатели из всех

Евреи обычно имеют лучшие показатели по тестам IQ, чем любая другая группа, которую тестировали в США или Великобритании. В одном из самых крупных и контролируемых исследований этого типа, проводившихся в Глазго на весьма репрезентативной выборке еврейских и нееврейских детей, их показатели IQ были в среднем на уровне 118, причем мальчики и девочки показали сходные результаты. Эта цифра в лучшем случае занижает средний показатель IQ еврейских детей, поскольку протестированные дети посещали государственные школы, а из тех, кого не тестировали, очень большой процент посещали платные школы, в которых средний показатель IQ имеет тенденцию быть значительно выше. Маловероятно, что эти различия объясняются главным образом различиями в социально-экономическом статусе: лондонское исследование выявило различия, в среднем составившие 11 пунктов по шкале IQ, когда сравнивались еврейские и нееврейские дети сходного социально-экономического положения.

Нобелевские премии и расовые различия в способностях

Эти различия в показателях IQ хорошо согласуются с тем фактом, что чрезвычайно высокий процент обладателей Нобелевских премий — евреи, а издание «Американские деятели науки», которое приводит список выдающихся ученых Америки, показывает, что в этой области евреи превосходят по числу своих представителей неевреев где-то на 300%. Китайцы столь же успешно показали себя в физических и биологических науках, но менее успешно в медицине или в социальных и поведенческих науках, хотя, тем не менее, превзойдя белых-неевреев. Любопытно отметить, что особенно высок вклад евреев в более абстрактные науки; китайцы же внесли выдающийся вклад в более описательные и менее абстрактные сферы наук о земле — в ботанику, зоологию, физиологию растений и фитопатологию, — в которых они превосходят евреев, отстающих в этих областях даже от белых-неевреев. Образовательные и научные достижения евреев и китайцев в США хорошо согласуются с их превосходством в выполнении типичных тестов интеллекта. И снова факты ясны, а их интерпретация спорна. Большую роль могут играть врожденные различия; но также могут иметь значение больший акцент на образовании в семье и амбиции, порожденные подавлением и расовой нетерпимостью со стороны представителей коренной расы.