logo
S_1_10_fixed

Игровая активность в первые 18 месяцев

Наблюдения, проводившиеся за группой детей с рождения в течение ряда лет, показывают, что длительность, частота и сложность игры в первые 18 месяцев жизни увеличиваются по мере освоения ребенком различных навыков (Gesell, A. et al., 1955). В начале периода от 4 до 7 мес. жизни младенец может одновременно брать в руки только один объект, он размахивает и стучит им. Если ему дать два предмета, он возьмет только один из них, но позже сможет манипулировать двумя игрушками. Он размахивает, трет, затем бьет их друг о друга. Ребенок то тщательно складывает, то разбрасывает игрушки и это предшествует его способности в возрасте между 12 и 18 мес. использовать формочки, соединять пустотелые палки между собой, играть в кубики. Основные локомоции (сесть, встать и ходить) становятся объектом игр. Как только младенец начинает ползать, он будет это делать бóльшую часть времени. Когда он уже может ходить, начинаются бесконечные упражнения в ходьбе.

Время жизни, в котором формируются различные навыки, широко варьирует у отдельных детей, но все-таки возраст, в котором они появляются, остается относительно постоянным. Шарлота Бюлер, наблюдая, как группа младенцев в возрасте 10 мес. «рисует» на листках бумаги, обнаружила, что они не замечают изменения, появившиеся в результате их «рисования». Дальнейшие исследования показали, что дети начинают интересоваться изменениями, наступившими в результате их собственного творчества, приблизительно между полутора и двумя годами. Это не означает, что очень маленькие дети не способны отличить пустой листок бумаги от того, на котором они рисовали. Развиваясь с возрастом, дети устанавливают связи между своими действиями и изменениями, которые при этом происходят в данном объекте. Согласно концепции Пиаже, восприятие ребенком связи между его собственными действиями и их результатами — комплексное достижение, которое предполагает ряд более простых действий. Например, младенец ведет себя так, как будто объекты, которые он видел и которые экспериментатор прячет за экран, бесследно исчезли. Чтобы найти игрушку, спрятанную за экраном, он должен сначала овладеть рядом других умений и навыков: быстро следить за перемещением предмета, распознавать объект, увидев только его небольшую часть, и т. д.

Все эти умения и навыки автоматически включаются при восприятии ребенком объектов. Они совершенно не зависят от его собственных действий и, следовательно, от его оценки соотношения между его действиями и результатом. Каждое из вспомогательных достижений становится в свою очередь предметом игры. Падение игрушек на пол вызывает восхищение у младенца, еще не умеющего сидеть. Позже он без устали разбрасывает чашки, ложки, куклы и любые другие предметы, которые попадают к нему в руки; наблюдает, как они «исчезают»; пробует бросать их из различных позиций и ожидает шум, который они производят при падении. Оценить расстояние, глубину или предвидеть изменение положения движущегося объекта — не простой вопрос, даже если способность распознавать некоторые параметры глубины является врожденной. «Игры в прятки», когда младенец видит, как исчезают и вдруг появляются его любимые игрушки, позднее преобразуются в более сложную игру, где ребенку придется проявлять свою изобретательность, чтобы найти что-либо/кого-либо или спрятаться.

Организация пространства часто становится объектом игры приблизительно в 18 месяцев. В этом возрасте, моя дочь, после «зловещего» затишья, гордо продемонстрировала мне свое творение: все помидоры, которые она нашла, были тщательно выстроены в линию на пороге, а чтобы они не скатывались, каждый из них был немного надкусан. Со времени, когда сформирована зрительно-моторная координация, тенденция ребенка касаться всего, что попадает в его поле зрения, кажется почти принудительной. Ему очень трудно удержаться, чтобы не потрогать все, что его окружает, несмотря на запреты. После того как он начинает ходить, содержимое ящиков, полок и, особенно, всякие мелкие объекты, такие как кнопки или монеты, привлекают его внимание достаточно длительное время. Еще Фребель утверждал, что любая игра, которая использует недавно приобретенные умения, включая изменения звука, ощущений или зрительного образа, развлекает ребенка.