4. Детство человека и других приматов
Мы располагаем весьма скудным и обрывочным материалом, относящимся к развитию обезьяньих детенышей. Иеркс (Yerkes) указывает на всю важность собирания такого материала. Наиболее пригодны для нашей цели наблюдения Лешли и Уотсона (Lashley and Watson), произведенные над находившейся в неволе мартышкой и охватывающие период в 4 месяца, считая со дня рождения. Macacus rhesus—обезьяна Старого света. Длина ее тела при рождении была 20 см. К четырем месяцам она имела пропорции тела взрослого животного и достигла половины его роста. Ход ее моторного развития представлен в виде краткой сводки на прилагаемой таблице. При составлении таблицы я проставлял рядом тот приблизительный возраст, в котором по нашим данным обнаруживает то или иное двигательное умение средний человеческий ребенок. Из сопоставления обоих рядов становится ясным убыстренный темп развития обезьяны.
Общее развитие мартышки совершалось, если не считать некоторого отставания в смысле управления мышечным аппаратом, с такой быстротой, что на десятой неделе наблюдатели рассматривали молодую обезьянку как уже вполне зрелую во всех отношениях, кроме сексуальной деятельности. По целому ряду моментов макак в течение одного дня овладевает тем, на что для человеческого детеныша требуется не меньше месяца. Темп в тридцать раз более высокий!
Как долго сохраняется этот стремительный темп развития? Какое влияние оказывает на него тесное общение с человеком?
Мы полагаем, что читатель, знакомый с обезьянами Старого и Нового света, сможет в общих чертах ответить на этот вопрос. Все мы видели конечно наряженную обезьянку шарманщика и составили себе известное представление о ее психологии. Эта разновидность обезьян принадлежит к семейству сапажу (cebidae).
Пишущий эти строки не обладает глубокими познаниями об этом семействе, но осмеливается все же поделиться результатами одного своего наблюдения, имевшего место несколько лет назад во время летних каникул и потребовавшего около часу времени.
Это был взрослый cebus sapajous. Хозяин его пошел нам навстречу; он внес Жако в дом и разрешил нам подвергнуть его шустрого питомца психологическому тестированию. Мы использовали самый простой тестовый материал и самые несложные тестовые ситуации.
К своему большому удивлению мы нашли, что эти незамысловатые испытания как нельзя лучше подходили для нашего редкостного гостя. Жако не причинил никакого ущерба и не доставил нам никаких особенных хлопот. Он прыгал конечно по столу и стульям и его нужно было держать на привязи, но он решил многие из предъявленных ему задач. Уже один тот факт, что мы могли каким-то образом направлять его поведение, представляется весьма любопытным.
Мы передаем здесь в точности то, что нам удалось наблюдать. Жако в этот момент было пять лет от роду, т. е. он был уже вполне зрелым субъектом. Рост его равнялся почти 2 футам. Стоил он двести долларов. Вот и все предварительные сведения. Его вероятно поймал и приучил какой-нибудь южноамериканский торговец. Переходим к описанию его поведения.
Игра кирпичиками. Жако предлагается несколько красных кирпичиков. Он берет один, потом другой, потом третий, собирает их в кучу, роняет случайно один кирпичик на пол. Даже повторно производя складывание башенки на его глазах, его не удается заставить этим заняться. (Вопрос другого рода: не может ли он при соответствующем видоизменении условий проявить интуицию, необходимую для возведения башенки из кирпичиков?) Жако беспрестанно кладет кирпичик в рот.
Выполнение простого поручения. Жако по словесному приказанию, дополненному соответствующим жестом, кладет в ящик кубик, расставаясь по-видимому с ним с некоторым трудом. Жако кладет в чашку один или несколько кирпичиков; по приказанию хозяина он передает мне чашку.
Чашка и кубик. Мы кладем кубик под жестяную .чашку. Добудет ли он спрятанный кубик? Он смотрит на ручку чашки. Он поднимает чашку за ручку и подносит ее ко рту, но на кубик он по-видимому не обращает внимания. Мы проделываем это вновь и вновь, но реакция поднесения чашки ко рту подавляет собой все остальное.
Чашка и конфета. Мы изменяем ситуацию; мы взываем к его сообразительности; мы даем ему половину конфеты и кладем вторую половину под чашку; мы говорим ему: «Жако, бери!» И Жако поднимает чашку, жадно хватает конфету,—и лишь после этого рука его тянется ко рту.
Развертывание конфеты. На его глазах конфета заворачивается в бумажку. В таком виде она ему передается. Жако блестяще решает проблему.
Манипулирование бумагой. Реакции Жако на бумагу, данную для игры, были живыми, но не особенно углубленными. Он размахивал бумагой, бросал ее, но не складывал листок вдвое или вчетверо. Он проявил так или иначе «интерес» к бумаге, как к игровому, материалу.
Пользование карандашом. Жако получил красный карандаш, но не в состоянии был как следует его использовать. Несмотря на то, что мы самым наглядным образом показывали ему, что нужно сделать, он никак не мог провести карандашом штриха по бумаге. Он старался дать лучшее на что способен. Он прижимал карандаш к бумаге, но у него получался только ряд точек. Жако проделывал с карандашом еще две вещи: он клал его в рот и отшвыривал прочь.
Доска с отверстиями. Мы поставили Жако несколько несложных задач. С помощью жестов мы предложили ему просунуть палочку в круглое отверстие. Он совершенно бессмысленно стучал палочкой по ящику и не произвел ни одной, даже неуклюжей, попытки с целью решения проблемы. Подобным же образом обстояло дело, когда ему был дан деревянный кружок, который нужно было вставить в круглое отверстие. Он колотил кружком по доске, клал его себе в рот, но никак не давал такого ответа, который бы отвечал замыслам Монтессори.
Опыт с коробкой. Когда однако ситуация была слегка изменена, то Жако фактически сумел разрешить проблему. Учитывая интерес Жако к коробкам и его умение вкладывать в них различные предметы, мы взяли небольшую картонку и прикрыли ее сверху нашей доской так, чтобы круглое отверстие приходилось посередине. Затем мы дали Жако деревянный кружок и пригласили его опустить этот кружок в коробку. На этот раз ему удалось протолкнуть кружок через отверстие; задача эта была конечно совершенно иного рода, чем абстрактное постигание формы в обычном опыте с доской.
Захватывание шарика. Этот интересный двигательный тест сводится по существу к тому, чтобы испытуемый поднял со стола крошечный шарик. Жако быстрым движением сгребает шарик, складывая руку горстью.
Проделки. Жако большой мастер на всякие штуки. Он может хлопать в ладоши, он может снимать свою шляпу, он может просунуть ленточку от шляпы под подбородок, он может заложить тросточку за голову, он может наконец перекувырнуться. Эти виртуозные выходки, характеризующие на первый взгляд Жако с самой лестной стороны, подчеркивают в то же время его ограниченные возможности, ибо в результате всей его тренировки, в результате тесного общения с человеком—это и есть все, чему он научился.
Приурочивать отдельные поведенческие моменты Жако к определенным этапам человеческого развития было бы совершенно бесполезным делом. Наличие поверхностного сходства между поведением ребенка и поведением животных и без того очевидно. Структурные различия поведения настолько однако велики, что было бы грубой ошибкой проводить параллели, используя умственный возраст в качестве общего знаменателя. Метод вычисления интеллектуальных коэффициентов требует соблюдения больших предосторожностей даже и в том случае, когда сравнению подвергаются человеческие индивидуальности, и он оказывается уже совершенно негодным для межвидовых сопоставлений.
В заключение несколько слов об общем характере поведения Жако. Во время своих манипуляций Жако двигается чрезвычайно быстро. Он бросается на предметы и хватает их с такой потрясающей быстротой, что у вас возникает впечатление сверхчеловеческой подвижности, но вместе с тем и полной безудержности. Его внимание никогда не бывает чем-либо полностью захвачено; эта черта, сообщающая такое очарование крохотному ребенку, у него отсутствует. Жако в его годы должен был бы уже обладать известной солидностью, однако он кажется менее искушенным, менее способным к приспособлению, одним словом менее умудренным опытом, чем детеныш из вида homo sapiens.
Сравнение между ребенком и обезьяной оказывается таким образом не в пользу последней.
Несмотря на наличие между ними значительного сходства, представляющего несомненно большой биологический интерес, ребенок обнаруживает неизмеримое превосходство уже в силу того, что он сделал лишь первые шаги по пути развития, по которому ему предстоит еще идти долгие годы. Его зубы мудрости прорежутся лишь в двадцать четыре года, между тем как Жако в пятилетнем возрасте уже находится в расцвете своих сил. Длительный период незрелости у человека есть период бесконечной учебы; на протяжении этой учебы дитя входит во владение богатейшим социальным и физиологическим наследством расы.
В социальное наследие входит в качестве некой частицы и уличная шарманка, играющая «Янки Дудль» при поворачивании ручки, и цепочка с ошейником, накинутым на шею Жако.
Ребятишки на улице пляшут под звуки шарманки, их удовольствие не в малой степени обусловлено и тем чувством собственного превосходства, которое они вполне справедливо испытывают, глядя на уморительную обезьянку.
В линнеевском порядке приматов над группой обыкновенных обезьян помещаются человекообразные обезьяны, представленные гиббоном, орангом, шимпанзе и гориллой. При сравнении обеих этих зоологических групп (обыкновенных обезьян и человекообразных) вновь отчетливо выявляется важность удлиненного человеческого детства. Человекообразные обезьяны обладают уже более продолжительным детством, но они уступают в этом отношении даже наиболее примитивным человеческим расам.
Альфред Руссель Уоллес во время своего пребывания на Малайском архипелаге имел случай сравнить обыкновенную обезьяну (из вида суhomologous) с пойманным им молодым орангутаном. Вот что он пишет: «Любопытно было наблюдать различия в поведении этих двух животных, мало разнившихся между собой по возрасту. Орангутан, подобно совсем юному человеческому детенышу, лежал совершенно беспомощно на спине, лениво переворачивался с боку на бок, вытягивал, желая что-нибудь схватить, все четыре руки кверху, но вряд ли был способен подвести пальцы к определенному предмету; оставшись неудовлетворенным, он широко открывал свой беззубый рот и совсем по-детски жалобно пищал. Маленькая обезьяна, напротив, почти все время находилась в движении, бегала и прыгала повсюду, исследовала предметы вокруг себя, с большой ловкостью схватывала маленькие предметы, балансировала на краю ящика, взбегала по бревну и тянула в рот все то съедобное, что ей попадалось по дороге. Вряд ли можно было себе представить больший контраст в отношении орангутана, который в силу этого сравнения еще больше, казалось, напоминал беспомощного человеческого младенца».
На дальнейшем этапе развития мы должны будем получить обратную картину: орангутан в свои зрелые годы стоит в смысле поведения значительно выше обыкновенной обезьяны.
Достаточно указать в качестве подтверждения на опыты Иеркса с применением тестов множественного выбора. Обыкновенные обезьяны очень нескоро нащупывали правильное решение, проделав предварительно целый ряд ошибочных действий, между тем как орангутан внезапно разрешал проблему, как бы осознав ее в целом. У орангутана можно было воспитать ощущение «срединности» путем сочетания в ряде опытов срединно расположенного предмета с каким-либо лакомством.
Имеющаяся сейчас довольно обширная литература по психологии шимпанзе относится к взрослым или уже подросшим животным, точный возраст которых обыкновенно не указывается. Лишь немногие экземпляры, родившиеся в неволе, благополучно достигли зрелости; систематических наблюдений над их ранним поведением опубликовано не было. Устремление к предметам под влиянием зрительного стимула наступает по-видимому в конце третьего месяца жизни. Напомним, что у мартышки эта реакция проявляется на третьей неделе. Обучение ходьбе начинается у шимпанзе примерно на четвертом месяце. На третьей неделе самка колотит маленького шимпанзе кулаками, чтобы заставить его замолчать. Иеркс полагает, что период раннего детства тянется у шимпанзе приблизительно до конца первого года жизни, ибо в этом возрасте животное уже в состоянии частично обходиться без матери; следующий период детства, начинающийся на втором году и характеризующийся обилием движений, игривостью, каверзными проделками, тянется по меньшей мере до пятого года жизни. Затем начинается период отрочества, продолжающийся у самки до семи-восьми лет, а у самца—до девяти-десяти лет; у человека этому периоду соответствует отрезок жизненного цикла от 6 до 12 лет для девочек, и от 8 до 14 лет для мальчиков. Мы располагаем слишком скудными данными для того, чтобы сравнивать продолжительность зрелого периода у шимпанзе и человека, но кажется в высокой степени вероятным, что если бы представители обоих видов находились в одинаково благоприятных условиях, то они бы доживали до одного и того же предельного возраста.
Уже на пятом году шимпанзе проявляет в области приспособительного поведения такие действия, которые указывают на возможность интуитивного постигания, а быть может и осмышления. Шимпанзе различает цвета: белый, серый и черный; его можно научить подбирать сходные геометрические тела, как шары, цилиндры и кубы; зрительное впечатление сохраняется у него по меньшей мере 15 секунд. Шимпанзе может воспользоваться палкой для того, чтобы притянуть к себе далеко лежащий предмет; он может короткой палочкой подтянуть к себе длинную для того, чтобы с помощью этой последней завладеть манящим его взор бананом. Келер показал, что шимпанзе может соединить две палки, на манер удилища, чтобы добраться до отдаленной цели. Таким образом шимпанзе не только пользуется орудиями, но и создает их. Если банан подвешен слишком высоко, для того чтобы он мог достать его с земли, то шимпанзе громоздит два, три или четыре ящика один на другой и добирается таким образом до банана.
В каком возрасте в состоянии человеческий детеныш проделывать подобные штуки? Довольно затруднительно создать вполне сравнимую ситуацию. Следует все-таки упомянуть о том, что к двум годам ребенок может влезать на стул для того, чтобы таким способом достать нужный ему предмет. Он строит башенки из трех и более кирпичиков, не побуждаемый при этом пищевым раздражителем, уже в возрасте 18 месяцев. Выражаясь грубо описательно, можно сказать, что ребенок 18, 24 и 36 месяцев, разрешает проблемы, чрезвычайно сходные с теми, которые может разрешить шимпанзе в экспериментальных условиях. Отсюда не следует однако, что самое решение проблемы происходит по одному и тому же типу у ребенка и у шимпанзе.
Поскольку развитие приспособительного поведения есть проблема генетического порядка, приобретает чрезвычайно большое значение точная запись хронологического возраста в момент наблюдения или эксперимента.
Вопрос о вычислении умственного возраста представляется спорным. Бесчисленные погрешности, имеющие место при определении интеллектуального коэффициента ребенка, вполне оправдывают необходимость крайне осторожного подхода к сопоставлению уровня поведенческих возможностей у представителей различных видов.
- Тема 1. Роль наследственности и среды в развитии интеллекта 8
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 5. 386
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 11. 423
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 12. 621
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 6. 704
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 10. 876
- Тема 8. Разработка проблем психического развития в научной школе л. С. Выготского: а. Н. Леонтьев, а. В. Запорожец, д. Б. Эльконин 1372
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 7. 1641
- Глава II. 1886
- Глава III. 1899
- Глава 6. Забавы и заботы 1997
- Литература для подготовки:
- Айзенк г., Кэмин л. Природа интеллекта – битва за разум. М., 2002.
- Предисловие
- 1. Откуда взялось понятие «интеллект»? (г. Айзенк)
- ...И ответный выпад Спирмена
- Появление парадигмы
- 2. Что такое тесты интеллекта? (г. Айзенк)
- 3. Что измеряют тесты интеллекта? (г. Айзенк)
- Что делает тестовое задание хорошим или плохим?
- 4. Интеллект и достижения (г. Айзенк)
- Iq и школьная успеваемость
- Iq и академические успехи
- Iq и профессия
- Iq и статус
- 5. Пол, возраст и интеллект (г. Айзенк)
- 6. Наследуется ли интеллект? (г. Айзенк)
- Типы взаимодействия
- Сиблинги, воспитывавшиеся врозь
- 7. Влияние среды (г. Айзенк)
- 8. Особые факторы: регрессия и выбор партнера (г. Айзенк)
- 9. Биологическое измерение iq (г. Айзенк)
- 10. Расовые и культурные факторы (г. Айзенк)
- Британский опыт
- Разрыв не уменьшается
- 11. Социальные последствия измерения iq (г. Айзенк)
- Не переоценивается ли интеллект?
- 12. Некоторые исторические факты о тестах iq (л. Кэмин)
- 13. Дело Сирила Барта (л. Кэмин)
- 14. Разделенные идентичные близнецы (л. Кэмин)
- 15. Исследования приемных детей (л. Кэмин)
- Далекое от совершенства соответствие
- Стимул для интеллекта
- 16. Монозиготные и дизиготные близнецы (л. Кэмин)
- 17. Корреляции родства и игра в модели (л. Кэмин)
- Модель Барта и Хауэрд
- 18. Некоторые другие вопросы (л. Кэмин)
- Iq и обработка информации
- 19. Факты, желания и ссылки Айзенка (л. Кэмин)
- Iq и костное строение
- 20. Вместо заключения (л. Кэмин)
- 21. Возражение Кэмину (Дополнение Айзенка)
- Наука никогда не стоит на месте
- 22. Возражение Айзенку (Дополнение Кэмина)
- 1. Миф о большей вариативности мужчин
- Тема 2. Теория созревания Гезелла Вопросы для обсуждения
- Литература для подготовки:
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 2.
- Глава 2. Теория созревания Гезелла Биографические сведения
- Принципы развития Концепция созревания
- Изучение хода развития
- Эмпирические принципы развития
- Индивидуальность
- Философия воспитания детей
- 2. Гезелл а. Педология раннего возраста. М.-л., 1932.
- Глава I цикл умственного развития
- 1. Научное исследование роста
- 2. Взаимоотношения между жизненным циклом и циклом умственного развития
- 3. Цикл умственного развития как комплексное понятие
- 4. Начало цикла умственного развития
- 5. Объем цикла умственного развития
- 6. Индивидуальные различия в цикле умственного развития
- 7. Роль раннего детства в цикле умственного развития
- Генетические этюды детского поведения
- Глава VII темп и общее направление развития
- 1. Количественное определение развития
- 4. О понятии «ступень развития»
- 7. Ход времени и развитие
- 8. Графическое изображение роста
- Глава VIII развитие нормальное и задержанное
- Глава XI рисование как показатель развития
- 1. Генетическая последовательность отдельных фаз рисования
- 2. Субнормальное рисование
- 3. Рисунки одаренных детей
- Глава XII тенденции роста к оптимальным нормам
- 1. Личность ребенка одерживает победу
- 2. Дисгармоничность ребенка
- 3. Недостаточность моторных теорий интеллекта
- 4. Оптимальные тенденции развития
- Глава XIV осевая симметрия, регуляция роста и близнечество
- 1. Сущность гемигипертрофии
- 2. Клинические примеры гемигипертрофии
- 3. Причины гемигипертрофии
- 4. Асимметрия и умственная недостаточность
- 5. Развитие двоен
- 6. Сходство близнецов в психологическом отношении
- Глава XV умственное развитие недоношенного ребенка
- 1. Проблема преждевременного рождения
- 2. Абсолютный онтогенетический нуль
- 3. Поведение плода
- 4. Ход развития недоношенного ребенка
- 5. О возрасте недоношенного ребенка
- 6. Характер созревания недоношенного ребенка
- 7. Физическое развитие недоношенного ребенка
- 9. Развитие переношенного ребенка
- Биологический смысл детства
- Глава XVI детство человека и животных
- 1. Природа детства
- 2. Детство у низших животных
- 3. Развитие горного орленка
- 4. Детство человека и других приматов
- 5. Качественное своеобразие человеческого детства
- Глава XVII. Умственное развитие и проблема наследственности
- 1. Взаимозависимость среды и наследственности
- 2. Экспериментальное изучение процессов созревания
- 3. Наследственные основы темпа и общего направления развития
- 4. Является ли леворукость врожденной
- 5. Раннее происхождение индивидуальных различий
- 6. Формирование личности
- Глава XVIII. Клинический прогноз умственного развития
- 1. Принцип возрастающего правдоподобия
- 2. Необходимость прогноза
- 3. Ранняя диагностика умственной отсталости
- 4. Дифференциальная диагностика между дебильностью и физической слабостью
- 5. Ранние симптомы высокой одаренности
- 6. Распознавание атипических отклонений
- 3. Гезелл а. Умственное развитие ребенка. Методика диагностики умственного развития ребенка от рождения до шести лет. М.-л., 1930.
- Предисловие автора к русскому изданию.
- Часть 1. Умственное развитие ребенка дошкольного возраста
- Глава 1. Введение.
- Глава II. Значение дошкольного периода развития.
- Глава III. Развитие и длительность.
- Глава IV. Научное исследовании развития.
- 1. Описательно-биографический метод.
- 2. Метод опросов.
- 3. Экспериментальный метод.
- 4. Психометрический метод.
- Часть 2. Нормы развития
- Глава VII. Перечень нормативных признаков.
- (Д). Двигательная деятельность. Д 1. Контроль над положением тела.
- Д 2. Передвижение.
- Д3. Хватание.
- Д 4. Рисование и контроль над движениями руки.
- (Р). Речь. Р 1. Словарь.
- П 2. Подражание.
- П3. Нахождение предметов.
- П 4. Понимание.
- П 5. Дифференцирующее выполнение.
- П 6. Апперцепция.
- П 7. Представление о числе.
- (Л). Лично-социальное поведение. Л 1. Реакция на лица.
- Л 2. Навыки.
- Л 3. Инициатива и самостоятельность.
- 14. Игровые реакции.
- Л 5. Приобретенные сведения.
- Глава VIII (отдельные примеры. – а. А.). Нормы развития двигательной сферы. Контроль положения тела.
- Глава IX нормы развития речи.
- Глава X нормы приспособительного поведения.
- Глава XI. Нормы лично-социального поведения
- Глава XII. Динамические снимки
- Часть 3. Сравнительное исследование развития
- Глава XIV. Новорожденный.
- Глава XV. Очерк дошкольного развития.
- 1. Двигательная сфера.
- 2. Развитие речи.
- 3. Акты приспособления.
- 4. Лично-социальное (Personal-social) поведение.
- Глава XVI. Сравнительные поперечные срезы развития.
- Подбор субъектов.
- Глава XVII. Четырехмесячный и шестимесячный.
- Глава XVIII. Шестимесячный и девятимесячный.
- Глава XIX. Девятимесячный и двенадцатимесячный.
- Глава XX. Двенадцатимесячный и восемнадцатимесячный.
- Глава XXI. Восемнадцатимесячный и двухлетка.
- Глава XXII. Двухлетка и трехлетка.
- Глава XXIII. Трехлетка и четырехлетка.
- Глава XXIV. Четырехлетка и пятилетка.
- Глава XXV. Сравнительная картина развития.
- Часть 4. Диагностика умственного развития и наблюдение за ним
- Глава XXIX. Нормативная и клиническая психология.
- Глава XXX. Схемы развития.
- Схемы развития
- Глава XXXI. Нормативные сводки.
- Индивидуальные черты и отклонения
- 4. Выготский л. С. Проблема развития ребенка в исследованиях Арнольда Гезелла // Гезелл а. Педология раннего возраста. М.-л., с. 3 – 14.
- Проблема развития ребенка в исследованиях арнольда гезелла критический очерк
- Тема 3. Принцип ортогенеза и сравнительно-психологическая теория Хайнца Вернера Вопросы для обсуждения
- Литература для подготовки:
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 5.
- Глава 5. Теория организма и сравнительно-психологическая теория Вернера Биографические сведения
- Основная тема: Дифференциация субъекта и объекта
- Возвращаясь на примитивные уровни
- Ориентация на организм
- Сравнительный подход
- Некоторые сравнительные исследования Картинное воображение
- Физиогномическое восприятие
- Единство чувств
- Образование символов: организменный подход
- Теоретические вопросы
- Многоплановая природа развития
- Контроверза «непрерывность–прерывность развития»
- Феноменология
- Практическое применение
- 2. Чуприкова н. И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации., 1997, Гл. 4 и 6
- Глава IV
- Дифференциация структур как принцип и
- Содержание психического развития в
- Гештальтпсихологии
- 1. Характеристика генетически исходных психических образований и их развития в лейпцигской школе гештальтпсихологии (г. Фолькельт)
- 2. Психическое развитие в берлинской школе гештальтпсихологии (к. Коффка)
- 3. Рудольф Арнхейм о законе дифференциации в развитии изобразительной формы детских рисунков
- Глава VI ортогенетический принцип в теории умственного развития X. Вернера
- 1. Общая характеристика генетической теории X. Вернера
- 2. Синкретический характер первичных примитивных психических состояний и процессов. Недифференцированность субъекта и объекта. Начальные проявления дифференциации в эмоциональной и сенсорной сферах
- 3. Диффузные, слаборасчлененные формы сенсомоторной и перцептивной организации
- 4. Проявление синкретизма и развитие когнитивной дифференцированности на вербально-концептуальном уровне активности
- 5. Параллелизм микрогенеза зрительной формы и хода ее возрастного развития. Значение регрессии к более примитивным состояниям и операциям
- 6. Ортогенетический принцип в развитии умственных способностей и личности
- Тема 4. Понимание генеза детской психики и личности в классическом психоанализе з. Фрейда Темы докладов
- Литература для подготовки:
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 11.
- Глава 11. Психоаналитическая теория Фрейда
- 2. Фрейд з. Три очерка по теории сексуальности. СПб., 1997
- Три очерка по теории сексуальности Зигмунд Фрейд
- I. Сексуальные отклонения1
- 1. Отклонения относительно сексуального объекта
- А. Инверсия
- Сексуальный объект инвертированных
- Сексуальная цель инвестированных
- Б. Животные и незрелые в половом отношении лица как сексуальные объекты
- 2. Отклонения по отношению к сексуальной цели
- А). Выход за анатомические границы Переоценка сексуального объекта
- Сексуальное использование слизистой оболочки рта и губ
- Сексуальное использование заднего прохода
- Значение других частей тела
- Достань мне шарф с ее груди, Дай мне подвязку моей любви.
- Б). Фиксации предварительных сексуальных целей Возникновение новых намерений
- Ощупывание и разглядывание
- Садизм и мазохизм
- 3. Общее о перверзиях Вариация и болезнь
- Два вывода
- 4. Сексуальное влечение у невротиков Психоанализ
- Результаты психоанализа
- Невроз и перверзия
- Объяснение кажущегося преобладания извращенной сексуальности при психоневрозах
- II. Инфантильная сексуальность Недостаточное внимание к детям
- Латентный сексуальный период детства и его прорывы
- Сексуальные задержки
- Реактивные образования и сублимация
- Прорывы латентного периода
- Выражения инфантильной сексуальности
- Сосание
- Аутоэротизм
- Инфантильная сексуальная цель
- Проявление зоны заднего прохода
- Проявление генитальной зоны
- Полиморфно-перверзное предрасположение
- Инфантильное сексуальное исследование
- Загадка сфинкса
- Теория рождения
- Садистское понимание полового сношения
- Прегенитальные организации
- Амбивалентность
- Двухэтапный выбор объекта
- Аффективные процессы
- Интеллектуальная работа
- III. Преобразования при половом созревании
- Механизм предварительного наслаждения
- Опасности предварительного наслаждения
- Проблемы сексуального возбуждения
- Оценка внутренних половых органов
- Химическая теория
- Теория либидо
- Руководящие зоны у мужчины и у женщины
- Нахождение объекта
- Сексуальный объект во время младенчества
- Инфантильный страх
- Влияние инфантильного выбора объекта
- Нарушающие развитие моменты
- Сублимация
- Пережитое случайно
- Преждевременная зрелость
- Временные моменты
- Цепкость
- Примечания
- 3. Фрейд з. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1989
- Двадцатая лекция
- Двадцать первая лекция
- Двадцать вторая лекция
- Тридцать первая лекция
- Тридцать вторая лекция
- 4. Абрахам к. Исследования о самой ранней прегенитальной стадии развития либидо. СПб., 1997
- К. Абрахам. Исследования о самой ранней прегенитальной стадии развития либидо
- Добавление (а. А.)
- 5. Энциклопедия глубинной психологии. Том I. Зигмунд Фрейд: жизнь, работа, наследие. М., 1998 Алекс Холдер. Эдипов комплекс
- Гельмут Штольце. Эдипова ситуация, эдипов конфликт, эдипов комплекс
- Джозеф Сандлер и Кристофер Дэйр. Психоаналитическое понятие оральности
- Паула Хайманн. Заметки об анальной фазе
- Тема 5. Теория психосоциального развития э. Эриксона. Вопросы для обсуждения
- Литература для подготовки:
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 12.
- Глава 12. Эриксон и восемь стадий жизни
- 1. Оральная стадия
- 2. Анальная стадия
- 3. Фаллическая (эдипова) стадия
- 4. Латентная стадия
- 5. Половая зрелость (генитальная стадия)
- 6. Молодость
- 7. Зрелость
- 8. Старость
- 1 Дарвин придерживался аналогичного взгляда, как было показано в главе 3.
- 1В отношении исследований, рассматривающих эти параллели, см. Bell, 1970; Flavell, 1977, p. 54; и Gouin-Decarie, 1965.
- 2 В отношении дополнительных мыслей, касающихся параллелей на этой стадии, см. Kohlberg & Gilligan, 1971, p. 1076.
- 2. Эриксон э. Г. Детство и общество. – Изд. 2-е, перераб. И дополн. – сПб., 2000, Гл. 2 и 7
- Глава 2. Теория инфантильной сексуальности
- 1. Два клинических эпизода
- 1 Быт. 3:9. См. Также экзегетический комментарий к Быт. 3:8-10.В кн.: Новая Толковая Библия. - в 12-ти т. - т. 1. - л., 1990. - с. 277. - Прим. Пер.
- 2. Либидо и агрессия
- 1.В состоянии зарождения, возникновения (лат.). - Прим. Пер.
- 2.Anlage (нем.) -задаток; предрасположение; план; замысел. - Прим. Пер.
- 3. Зоны, модусы и модальности
- 1 Инкорпорация (лат. Incorporatio) - включение в свой состав, присоединение. -Прим. Пер.
- 1 Интрузия (от лат. Intrusus - втолкнутый) - активное внедрение во что-либо. -Прим. Пер.
- 1 Рене Спитц (René Spitz) назвал это «анаклитической депрессией».
- 4. Генитальные модусы и пространственные модальности
- Глава 7. Восемь возрастов человека
- 1. Базисное доверие против базисного недоверия
- 2. Автономия против стыда и сомнения
- 3. Инициатива против чувства вины
- 4. Трудолюбие против чувства неполноценности
- 5. Идентичность против смешения ролей
- 1 Иначе говоря, отсрочки. - Прим. Пер.
- 6. Близость против изоляции
- 7. Генеративность против стагнации
- 8. Целостность эго против отчаяния
- 1.«Тысяча мелких отвращений к себе, общий итог которых - не угрызение совести, а смутное беспокойство» (э. Ростан) - Прим. Пер.
- 9. Эпигенетическая карта
- Тема 6. Теория ж. Пиаже Вопросы для обсуждения
- Литература для подготовки:
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 6.
- Глава 6. Теория когнитивного развития Пиаже
- 2. Уоллес д. Двадцать великих открытий в детской психологии. СПб., 2004, Гл. 2 и 3
- Глава 2. От моллюсков к малышам: биологические принципы и психологические идеи
- Глава 3. С чего начинается мышление
- 3. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. Статей / Сост. И общ. Ред. Л. Ф. Обуховой и г. В. Бурменской. М., 2001 ж. Пиаже. Теория Пиаже [1970]
- I. Отношение между субъектом и объектом
- III. Теория стадий
- IV. Отношения между развитием и обучением
- V. Операторный и фигуративный аспекты когнитивных функций
- VI. Классические факторы развития
- VII. Уравновешивание и когнитивные структуры
- VIII. Логико-математические аспекты структур
- IX. Заключение: от психологии к генетической эпистемологии
- 1 См.: Пиаже ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1994. С. 346— 389.
- § 1. Эгоцентризм мысли ребенка
- 1 Или стадия «склонности к внушаемости» (tendances pithiatiques) [Janet, 1921].
- 1 Здесь и далее под ч. I, приводимой в скобках, имеется в виду: Пиаже ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1994. — Примеч. Ред.
- § 2. Трудности осознания и нарушение равновесия мыслительных операций
- 1 Здесь и далее под ч. II (приводимой в скобках) имеется в виду: Пиаже ж. Суждение и рассуждение ребенка // Пиаже ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1994. — Примеч. Ред.
- § 3. Неспособность к логике отношений и узость поля наблюдения
- § 4. Неспособность к синтезу и соположение
- §5. Синкретизм
- § 6. Трансдукция и нечувствительность к противоречию
- § 7. Модальность детской мысли, интеллектуальный реализм и неспособность к формальному рассуждению
- § 8. Предпричинность у ребенка
- О. Лоренцо, а. Мачадо. В защиту теории Пиаже: ответ на десять основных пунктов критики
- 1. Теория Пиаже недооценивает подлинные способности ребенка
- 2. Возрастные нормативы, установленные в теории Пиаже, не подтверждаются
- 3. Пиаже характеризует развитие с точки зрения его недостатков
- 4. Теория Пиаже объясняет поведение исключительно на основе способностей, не учитывая других факторов
- 5. Теория Пиаже принижает роль социальных факторов в развитии
- 6. Теория Пиаже постулирует синхронность развития познавательных структур, которая не подтверждается эмпирическими данными
- 7. Теория Пиаже описывает развитие, но не объясняет его
- 8. Теория Пиаже носит парадоксальный характер, поскольку она оценивает мышление на основе речи
- 9. Теория Пиаже игнорирует процессы развития мышления за пределами подросткового возраста
- 10. Теория Пиаже использует неадекватные логические модели
- 1 Супремум — точная верхняя грань множества, представляющая наименьший элемент множества верхних граней подмножеств данного множества. — Примеч. Ред.
- 2.Инфимум — точная нижняя грань множества. — Примеч. Ред.
- 1 Causa efficiens (лат.) — действующая причина. — Примеч. Ред.
- 2 Tertium (лат.) — третье звено. —Примеч. Ред.
- 1 Перефразируя слова Эйнштейна об Евклиде, можно сказать, что «если Пиаже не пробудил в Вас юношеский энтузиазм, то Вы не рождены заниматься психологией развития».
- 4. Развитие ребенка. Пер. С англ. М. С. Роговина. Под ред. А. В. Запорожца и л. А. Венгера. М., 1968 Критерии стадий умственного развития
- Генезис
- Стадиальные критерии
- Тема 7. Культурно-историческая теория развития психики л. С. Выготского Вопросы для обсуждения
- Темы индивидуальных докладов
- Литература для подготовки:
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 10.
- Глава 10. Выготский и социально-историческая теория когнитивного развития
- 2. Выготский л. С. История развития высших психических функций. М., 1983
- История развития высших психических функций
- Глава 1. Проблема развития высших психических функций**
- Глава 2. Метод исследования
- Глава 3. Анализ высших психических функций
- Глава 4. Структура высших психических функций
- Глава 5. Генезис высших психических функций
- Глава 6. Развитие устной речи
- Глава 7. Предыстория развития письменной речи
- Глава 8. Развитие арифметических операций
- Глава 9. Овладение вниманием
- Глава 10. Развитие мнемических и мнемотехнических функций
- Глава 11. Развитие речи и мышления
- Глава 12. Овладение собственным поведением
- Глава 13.Воспитание высших форм поведения
- Глава 14. Проблема культурного возраста
- Глава 15. Заключение. Дальнейшее пути исследования. Развитие личности и мировоззрения ребенка
- 3. Выготский л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 4. Детская психология. М., 1984
- 1. Проблема возрастной периодизации детского развития
- 2. Структура и динамика возраста
- 3. Проблема возраста и динамика развития
- Кризис первого года жизни*
- Младенческий возраст*
- 2. Период новорожденности
- 3. Социальная ситуация развития в младенческом возрасте
- 4. Генезис основного новообразования младенческого возраста
- 1. Сохранение низших центров в виде отдельных ступеней.
- 5. Основное новообразование младенческого возраста
- 6. Основные теории младенческого возраста
- Раннее детство *
- 4. Выготский л. С. Мышление и речь. [1934]
- [Зона ближайшего развития]
- 5. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. Статей / Сост. И общ. Ред. Л. Ф. Обуховой и г. В. Бурменской. М., 2001.
- 1 Здесь и далее обозначение возраста ребенка (например, 6;6—6 лет 6 мес.). — Примеч. Ред.
- Л.С. Выготский. О природе эгоцентрической речи * [1934]
- Р.Е. Левина. Идеи л.С. Выготского о планирующей речи ребенка* [1968]
- Ж. Пиаже. Комментарии к критическим замечаниям л. С. Выготского на книги «Речь и мышление ребенка» и «Суждение и рассуждение ребенка»* [1962]
- Тема 8. Разработка проблем психического развития в научной школе л. С. Выготского: а. Н. Леонтьев, а. В. Запорожец, д. Б. Эльконин Темы докладов
- Литература для подготовки:
- 1. Леонтьев а. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т., м., 1983. Деятельность. Сознание. Личность
- 4. Соотношение внешней и внутренней деятельности
- 5. Общее строение деятельности
- Глава 5. Деятельность и личность
- 2. Индивид и личность
- 3. Деятельность как основание личности
- 4. Мотивы, эмоции и личность
- 5. Формирование личности
- К теории развития психики ребенка
- Психологические основы дошкольной игры
- 2. Запорожец а. В. Избранные психологические труды: в 2-х т. М., 1986 о творческом пути а. В. Запорожца
- Действие и интеллект*
- Основные проблемы онтогенеза психики*
- 1. Введение
- 2. Условия и движущие причины психического развития ребенка
- 3. Возрастные периоды психического развития ребенка
- 4. Особенности различных видов детской деятельности и их роль в психическом развитии ребенка
- 5. Значение последовательных возрастных периодов детства для общего хода формирования человеческой личности
- Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве*
- Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка*
- К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка*
- 3. Эльконин д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989 Научные достижения д. Б. Эльконина в области детской и педагогической психологии
- Введение в детскую психологию
- Природа детства и предмет детской психологии
- История детства
- Теории психического развития ребенка
- Обучение и психическое развитие
- Проблема периодизации детского развития
- Кризис новорожденности
- Младенчество (первый год жизни)
- Раннее детство (от 1 года до 3 лет)
- Дошкольный возраст
- Младший школьный возраст
- И вновь о проблеме периодизации детского развития
- К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте
- Выдержки из научных дневников (1965—1983)
- Тема 9. Теория морального развития и концепция нравственного воспитания л. Колберга Вопросы для обсуждения
- Литература для подготовки:
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 7.
- Глава 7. Стадии нравственного развития по Колбергу
- 2. Психол. Журн. 1992. Т. 13. № 3 Штрихи к портрету л. Кольберга
- Штрихи к портрету л. Кольберга
- Ф. К. Пауэр, э. Хиггинс, л. Кольберг
- Глава 1. От моральных дискуссий к демократическому управлению школой**
- 3. Уоллес д. Двадцать великих открытий в детской психологии. СПб., 2004, Гл. 15
- Глава 15. Этика заботы: это путь женщины базовые материалы: in a different voice: psychological theory and women's development. Gilligan, с (1982). Cambridge, ma: Harvard University Press.
- 4. Кайл р. Детская психология. СПб., 2002 Моральные суждения в индуистской традиции
- Истоки морального мышления.
- Уровни просоциального рассуждения Эйзенберг.
- 5. Кон и. С. Ребенок и общество. М., 1988 [Уровень моральных суждений и социально-структурные характеристики общества]
- 6. Цырлина т. В. Встречное движение. М., 1991 [Дилеммы Колберга]
- Тема 10. Детские игры, их развитие и роль в жизни ребенка Темы докладов
- Литература для подготовки:
- Миллер с. Психология игры. СПб., 1999 Сюзанна Миллер. Психология игры
- Предисловие
- Глава 1. Историческое введение
- Избыточная энергия
- Теория рекапитуляции
- Упражнение навыков
- Игра как отношение
- Глава 2. «игра» в психологических теориях
- Психоаналитические толкования игры
- Другие теории инстинкта. Этологические исследования «неуместного» и «бесполезного» поведения
- «Пустая» деятельность
- Замещение
- «Жесты намерения»
- Незавершенная деятельность молодняка
- «Избыточная энергия»
- Теории научения и игра
- Российская наука и ориентировочный рефлекс
- Мотивация в американских теориях научения
- Научение и внимание к изменению
- Вклад гештальттеории и теории поля
- Теория игры ж. Пиаже
- Комментарий
- Глава 3. Игры животных
- Игра у позвоночных
- Млекопитающие
- Нервная деятельность, стимуляция и обратная связь
- Игры обезьян
- Игра у животных и понятие игры
- Глава 4. Исследовательские и подвижные игры Начало исследовательской игры и игры-упражнения
- Игровая активность в первые 18 месяцев
- Совершенствование умений и использование материалов
- Характеристики, привлекающие детское внимание
- Механизмы саморегуляции
- Некоторые комментарии по поводу сенсомоторной игры
- Глава 5. Фантазия, чувство и притворство в игре
- Фантазия, игра-воображение и выражение чувств
- Глава 6. Игра и подражание
- Некоторые теоретические объяснения
- Развитие способности к подражанию
- Научение через наблюдение
- Неявные подсказки и содержание подражательной игры
- Функции подражательной игры
- Глава 7. Социальная игра Развитие социальной игры
- Уступки и соперничество в игре
- Групповая игра и детские «стаи»
- Влияние на игровые группы и группировки других детей и взрослых
- Соперничество в игре и соревнования
- Глава 8. Влияние на игру индивидуальных и социальных различий
- Социальные, экономические и культурные различия в игре
- Свободное время и игрушки в четырех различных обществах
- Игра-фантазия и подражательная игра в разных обществах
- Игрушки
- Глава 10. Зачем нужна игра ?
- 2. Игра со всех сторон (книга о том, как играют дети и прочие люди): Пер. С англ. М., 2003, Барбара Гарнер. Развитие игры от рождения до четырех лет
- Джеймс Джонсон. Развитие игры от четырех до восьми лет
- М. Ли Мэнинг. Развитие игры от восьми до двенадцати лет
- Эллис Стерлинг Хониг. Социокультурные факторы гендерного поведения в детской игре
- Дайана Левин. Игра, содержащая насилие (о чем она говорит и как на нее реагировать)
- 3. Зеньковский в. В. Психология детства. Екатеринбург, 1995
- 4. Выготский л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка
- Л. С. Выготский. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка л. С. Выготский игра и ее роль в психическом развитии ребенка*
- 5. Лехтман-Абрамович р. Я. И Фрадкина ф. И. Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве. М.–л., 1949 ф. Я. Фрадкина. Этапы развития игры в раннем детстве
- 1 Аксарина н. М., Игры, занятия, значение и общие принципы их организации, Воспитание детей в яслях, под ред. Н. М. Щелованова и н. М. Аксариной» стр. 42, Медгиз, 1939.
- 1 Аксарина н. М., Игры, занятия, значение и общие принципы их организации, Воспитание детей в яслях, под ред. И. М. Щелованова и н. М. Аксариной, стр. 42—43, Медгиз, 1939.
- 6. Эльконин д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989 Эльконин д. Б. Развернутая форма игровой деятельности детей
- Развернутая форма игровой деятельности детей*
- Слово «игра». Игра и первоначальные формы искусства
- Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры
- Эльконин д. Б. Развитие игры в дошкольном возрасте
- Развитие игры в дошкольном возрасте*
- Роль и воображаемая ситуация: их значение и мотивация игровой деятельности
- Предмет — действие — слово (к проблеме символизма в ролевой игре)
- Эльконин д. Б. Насущные вопросы психологии игры в дошкольном возрасте
- Насущные вопросы психологии игры в дошкольном возрасте
- 7. Эриксон э. Г. Детство и общество. – Изд. 2-е, перераб. И дополн. – сПб., 2000, Гл. 6
- Глава 6. Забавы и заботы
- 1. Игра, работа и развитие
- 2. Игра и лечение
- 3. Истоки идентичности