logo
S_1_10_fixed

Функции подражательной игры

Мы пришли к точке зрения, что подражание имеет отношение по меньшей мере к пяти различным типам поведения: 1) непроизвольное воспроизведение действий, увиденных у других людей; 2) непроизвольное возбуждение сиюминутных чувств, присущих только для текущего состояния других, или, другими словами, «заражение», т. е. передача возбуждения от одного члена группы к другому; 3) социальное со-действие, когда поведение члена группы поощряется, сдерживается или является поводом для подобного поведения других; 4) научение через наблюдение, т. е. научение чему-то новому с помощью наблюдения за тем, как это делает другой; 5) ролевая игра и повторное воспроизведение событий, когда в повторении затрагиваются модели действий, которые играющий видел или о которых слышал. Мы бы не стали загонять все эти типы в узкие рамки единого объяснения. Классические парадигмы научения – «классическое» (павловское) обусловливание, инструментальное или оперантное научение, а также ролевое научение, – в разной степени применимы к этим 5 категориям, несмотря на то, что процессы внимания равным образом включены в каждую из них.

Под подражательной игрой подразумеваются в основном ролевая игра и повторное воспроизведение событий. Здесь происходит повторение «запомнившегося», т. е. значимого, поразившего, впечатлившего или послужившего примером для роли. Мы придерживаемся точки зрения, что эта форма игры является некоторым повторением, которое у взрослых протекает скрытно как часть механизма памяти. В подражательной игре повторяются действия других людей, в которых ребенок обычно не участвовал, а только наблюдал или слышал о них. Ребенок способен подражать настолько, насколько он этому обучен, или насколько он может трансформировать увиденные образы в действия.

Однако ребенок не всегда обучается, наблюдая за ситуациями в игре. Он может использовать действия, включенные в игру, но они будут выбраны в соответствии с имеющимся репертуаром индивидуума или даже переделаны. Для человека и высших приматов способность сравнивать, использовать схемы и образцы, возможно, включена в подражание сложным действиям; если же не обладать чувством социальной разборчивости или достаточно развитым умственным аппаратом, способным справиться со сложной информацией, то останется только со скукой взирать на какие-либо действия другого. В социальной игре действия повторяются на основе того, что поразило ребенка, или в шаблонах и стереотипах, уже имеющихся у него для подобных ситуаций. Социальный характер игры, в определенном смысле, случаен. Ребенок изображает собаку или самолет с тем же интересом, что и отца или молочника, за исключением разве что некоторых людей или событий, которые являются самой впечатляющей частью его опыта.

Вполне возможно, что социальная игра каким-то образом полезна для дальнейшего социального поведения, индивидуум еще раньше использует ее для накопления и усвоения впечатлений, для снижения тревоги, для быстрейшего понимания правил и санкций своей группы. Впрочем, социальное животное извлечет весьма значительную биологическую пользу от умения поступать так же, как все члены его сообщества. Это не обязательно должно зависеть только от одного рода «механизмов». По-видимому, подражательная игра, когда речь идет о ролевой игре и повторном воспроизведении событий, является открытой формой повторения и «принятия» опыта, которая нуждается в исследовании с точки зрения работы механизмов памяти.