logo
S_1_10_fixed

Штрихи к портрету л. Кольберга

Что нам известно о выдающихся ученых современности? Прежде всего содержание их научных достижений и открытий, серии проведенных ими экспериментов, выводы написанных ими книг и статей, и меньше всего мы осведомлены об их жизни, поисках и стремлениях, о личном влиянии на окружающих. А ведь давно позади век ученых-одиночек, сегодня побеждают те, кто создает собственную научную школу, кто объединяет вокруг себя преданных делу и идее людей. В высшей степени это относится к известному американскому психологу, профессору Гарвардского университета Лоуренсу Кольбергу (1927—1987).

«Кольберг трансформировал взгляды целого поколения американских психологов и педагогов,— авторитетно заявляет редактор журнала „Форум нравственного воспитания Лиса Кумекер.— Он построил новую концепцию нравственного развития, отвечающую потребностям науки второй половины XX в. В последние 10 лет жизни в силу потрясающей работоспособности Кольберг оказывал прямое воздействие на практику воспитания в американских школах, что выразилось во внедрении там эволюционной модели нравственного развития, а также в обеспечении реальной демократической школьной структуры» (см.: Кумекер Л. Из личного интервью. Саут Бенд, 1990).

Его научное кредо и основные теоретические положения достаточно полно представлены в приведенном ниже отрывке из книги «Подход Лоуренса Кольберга к нравственному воспитанию». Поэтому мы ограничимся лишь малоизвестными фактами из биографии Кольберга, его собственными воспоминаниями и воспоминаниями близких ему людей (см.: Remembrances of Lawrence Kohlberg/Ed by J. Fowler, J. Snarey, K. DeNicola. Atlanta: Center for Research in Faith of Moral Development, 1988), попытаемся, насколько это возможно, воссоздать образ поистине удивительного, незаурядного человека.

...«Лори № 1» был самым младшим из четырех детей в среднеобеспеченной и трудолюбивой семье Кольбергов. Поначалу забавный малыш с льняной головкой и веселым нравом, он постепенно превратился в любознательного парнишку. Рано проявившаяся неординарность ребенка искала своего выхода, но, увы, родителям некогда было им заниматься.

«Лори № 2» — юноша, полный энергии и пышущий здоровьем, много путешествовал во время каникул, объездил практически всю страну, в ночлежках делил койку с бородатыми поэтами, ловил с крестьянами рыбу в горных речушках, наконец, боролся за предоставление евреям-эмигрантам права вернуться на Родину. Именно тогда, в сорок пятом, в год окончания страшной войны, а для Кольберга — еще и школы, встали перед ним проблемы справедливости и бесчестия, именно тогда начались его бесконечные поиски универсальной морали. Один из школьных учителей, озадаченный поведением и нравом юноши, посоветовал ему прочитать произведение Ф. Достоевского «Братья Карамазовы». Потрясенный образом Ивана и его стремлением к нравственному усовершенствованию, Кольберг еще более утвердился в необходимости найти свое истинное «я», причем в настоящем серьезном деле. Случай незамедлил представиться. Осенью того же года он попадает в Европу в качестве матроса на один из военных американских кораблей, а затем становится механиком небольшого судна, совершающего нелегальные перевозки эмигрантов в Палестину, находящуюся в тот период под мандатом Британии. Вскоре корабль был захвачен британцами, а команда вместе с беженцами отправлена в концентрационный лагерь на Кипр. Однако физические страдания лишь закалили Кольберга, ему удалось бежать и найти пристанище в израильских кибуцу, где, по его словам, воплотились подлинные идеалы социальной справедливости, правда резко отличающиеся от норм и принципов американской демократии.

Тем временем родители настойчиво звали Кольберга домой, требуя, чтобы он продолжил образование и не изменял традициям среднего класса. Итак, он студент Чикагского университета, серьезно занимается философией, штудирует труды великих мыслителей прошлого, начиная с Платона и кончая Кантом и Дьюи. Особенно привлекателен для него категорический императив немецкого ученого, созвучен его идеалам призыв относиться к человеку как к высшей ценности. Юношу влечет и клиническая психология, в которой он усматривает реальное средство помощи людям. Окончательно же Кольберг определился, проработав все лето санитаром в госпитале доя душевнобольных: его стезя — психология.

В 1955 г. после окончания университета началась по-настоящему исследовательская деятельность Кольберга, именно тогда он приступил к изучению уровня нравственных суждений группы подростков из Чикаго. Результаты проведенного исследования положены в основу его докторской диссертации, защищенной три года спустя.

Итак, появился и расправил плечи «Кольберг № 3». Он даже изменил свое имя, вместо привычного, ласкающего слух Лори (Laurie) стал Лэрри (Larry). Теперь Кольберг — доктор философии, женатый человек, обремененный семьей и детьми. Но родные напрасно надеялись на то, что он наконец остепенится и разбогатеет. Внутренне Кольберг мало изменился, все тот же страстный порыв, то же стремление к высшей справедливости. Уже начиная с 60-х годов известность Кольберга как интересного ученого и блестящего экспериментатора перешагнула границы США, но никак не повлияла на его моральный облик, на взаимоотношения с родными и друзьями, с коллегами по работе. Полное отсутствие снобизма, простота и доступность — вот что позволяло ему по-прежнему оставаться незаменимым добрым дядюшкой для своих многочисленных племянников, нежным братом и любящим отцом, по-настоящему преданным другом.

Старинный товарищ Кольберга Э. Шоплер вспоминает: «Лэрри всегда был бесстрашным, как физически, так и интеллектуально, и этим нельзя было не восхищаться. Несмотря на постоянную занятость, он неизменно был готов прийти на помощь друзьям. Ни одна проблема не казалась ему банальной, если это имело отношение к его товарищу, и тогда он отдавал решению этой проблемы всю свою удивительную способность к сопереживанию и творческому анализу... Лэрри был живым воплощением модели высочайшего уровня интеллекта, разработанной Ф. Скоттом Фицджеральдом: „Человек, который обладает даром одновременно удерживать в сознании две противоположные идеи и при этом сохранять способность к действию"» (Remembrances of Lawrence Kohlberg/Ed. by J. Fowler, J. Snarey, K. DeNicola, Atlanta: Center for Research in Faith of Moral Development, 1988, p. 16—17).

Кольберг-исследователь резко отличался и, пожалуй, в лучшую сторону от общей когорты ученых-исследователей. Он всегда стремился понять каждого испытуемого и, как только хоть один из них давал ответ на моральные дилеммы, противоречащий ожиданиям ученого, тут же летел в Чикаго, пытаясь лично разобраться в ситуации. И так на протяжении всех 20 лет, пока продолжалось исследование. Параллельно Кольберг вел эксперименты и замерял уровни нравственного развития подростков из глухих тайваньских деревушек, маленьких турецких поселков и израильских кибуцу. Несомненные успехи в области психологии морального развития любого заставили бы почивать на лаврах достигнутого, но не Кольберга. А тут еще война во Вьетнаме, студенческие волнения —все это подогревало постоянную озабоченность вопросом: как перенести теоретические представления о ступенях морального развития в практику реальной американской школы?

Отсчет нового витка в исследованиях Кольберга начинается в 1967 г., а отправной точкой стали две идеи Дж. Дьюи: 1) о процессе воспитания как взаимодействии учителей, учащихся и ученых; 2) о демократии как единственном средстве, позволяющем превратить любое воспитательное учреждение в «справедливое сообщество» (термин введен Кольбергом). Реализация этих идей в практике сначала, как ни странно, Коннектикутской женской тюрьмы, а затем разных типов школ стала главной целью последних 20 лет жизни ученого.

...Кольберг продолжал упорно работать, однако подорванное здоровье, постоянное переутомление, невыносимые физические страдания резко состарили его. Он превратился в «Кольберга № 4», в котором уже не было прежнего энтузиазма и озорства. А 17 января 1987 г. Лэрри исчез. Спустя несколько дней была найдена его машина на одной из тупиковых улиц неподалеку от Бостонской гавани. И только в начале апреля Гудзон выбросил на берег тело ученого. Почему в 59 лет Кольберг решил покончить с собой? Причин тому множество, прежде всего, конечно, тяжелейшая болезнь. Но есть и еще одно объяснение, которое обнаружилось в записях, сделанных незадолго до смерти: «Если мы любим жизнь или природу,— писал Кольберг,— мы должны со спокойствием и хладнокровием относиться к собственной смерти, потому что жизнь вообще мы ценим гораздо больше, нежели собственную, имеющую естественный конец жизнь. Если мы знаем и любим вечное, мы в этом смысле станем вечными сами» (там же, р. 22).

Можно по-разному относиться к научным достижениям Кольберга, одно несомненно — это был талантливый ученый, обладавший даром приносить радость окружающим, готовый критиковать самого себя и признавать собственные ошибки, способный на вершине славы начинать все сначала, всегда открытый новому. Когда-то известный голландский врач выбрал для себя девиз: «Светя другим, сгораю сам». Не знаю, слышал ли Кольберг об этом девизе, но он, как никто другой, абсолютно точно отражает прожитую им жизнь.

Г. В. Цырлина

Ф. К. Пауэр, Э. Хиггинс, Л. Кольберг. Подход Лоуренса Кольберга к нравственному воспитанию*

Пауэр Ф. К., Хиггинс Э., Кольберг Л. Подход Лоуренса Кольберга к нравственному воспитанию // Психол. журн. 1992. Т. 13. № 3, С. 175 – 182.