logo
S_1_10_fixed

1. Количественное определение развития

Количественное изучение раннего развития наталкивается на большие трудности. У нас нет в руках такого мерила, с которым мы могли бы подойти к потоку развития и дать упрощенное выражение его силе, скорости и направлению. И все же, как ранее уже было указано, мы имеем возможность получить приблизительную количественную оценку картины поведения на различных возрастных ступенях. Акты поведения, объективно устанавливаемые и приурочиваемые к определенному возрастному уровню, служат при этом для нас показателями свершающегося психического созревания. Со строго математической точки зрения развитие лишь в том случае может стать доступным количественной характеристике, если наука получит в свое распоряжение подлинную абсолютную единицу измерения развития как такового. Однако и при отсутствии такой единицы представляется возможным заложить предварительный фундамент для науки о развитии, накопляя последовательно материалы по характерным для различных возрастов формам поведения.

Количественные формулировки, к которым мы в дальнейшем будем прибегать, представляют собственно прелиминарные результаты нашей исследовательской работы. Под наши методы клинического изучения вряд ли может уже сейчас быть подведен статистический фундамент. Это не умаляет однако заслуги этих методов. Благодаря им клиническая оценка уровня развития не сводится просто к субъективному впечатлению. <...> Нормативная оценка базируется на сравнении и пользуется в качестве масштаба рабочими стандартами или заранее установленными критериями. Если стандарты правильны, а сравнение точно, то оценка приобретает по существу характер настоящего измерения. <...>