logo
S_1_10_fixed

2. Метод опросов.

Этот метод заслуживает упоминания потому, что исторически он играл большую роль в развитии движения в пользу изучения ребенка, и несмотря на все свои ошибки и злоупотребления им он доставил значительное количество психологических данных. Метод опросов был с пользой применяем Френсисом Гальтоном (F. Galton). Он служил также некоторое время главным орудием исследования в руках Стенли Холла и его школы. Исследования, производившиеся с помощью метода опросов, имели своим объектом некоторые специальные стороны детской жизни, как страх, гнев, инстинкт накопления, крик, чувство юмора и т. д.

Недостатки и пределы этого метода слишком очевидны, чтобы их нужно было пояснять. Но это не значит, что метод, как таковой, должен быть отвергнут как совершенно бесплодный и ненаучный. При надлежащем контроле он может стать экономным способом предварительного исследования.

Вместо того чтобы целиком отвергнуть метод опросов, его следует сохранить и разумно использовать в качестве технического средства. Одним из наиболее важных источников сведений о социальном поведении детей является мать, и здесь осторожное применение анкетного метода в аналитической словесной форме может принести определенную пользу с точки зрения выяснения доминирующих черт детей. Наши научные психологические знания еще не настолько совершенны и не настолько систематизированы, чтобы мы были в состоянии ограничиться естественно-историческим подходом к стоящим перед нами проблемам. Такую же ценность, какую имеет для зоологии естественно-исторический метод, в области детской психологии имеют сравнительные методы.

Естественно-исторический подход может быть назван интерпретирующим изучением поведения ребенка в его естественных или привычных условиях. Такого рода точное наблюдение, подкрепленное систематическим использованием психологических опросов, может стать источником данных, полезных в клиническом отношении.