Глава 12. Овладение собственным поведением
Если попытаться синтезировать отдельные формы развития высших психических функций, описанных в предыдущих главах, легко заметить, что всем им присущ общий психологический признак, которого мы касались до сих пор вскользь, но который составляет их отличительную черту от всех остальных психических процессов. Все эти процессы являются процессами овладения нашими собственными реакциями при помощи различных средств. Перед нами стоит задача рассмотреть, в чем состоит процесс овладения своими реакциями и как он развивается у ребенка. Самым характерным для овладения собственным поведением является выбор, и недаром старая психология, изучая волевые процессы, видела в выборе самое существо волевого акта. В продолжение нашего анализа мы также не раз встречались с явлениями выбора.
Например, в опытах с вниманием мы имели случаи изучать реакцию выбора так, как она определяется структурой внешних раздражителей. В реакции выбора с мнемотехническим запоминанием инструкции мы старались проследить, как протекает эта сложная форма поведения, когда она заранее определена таким образом, что известным стимулам должны соответствовать известные реакции.
Если в опытах первого типа выбор обусловливался главным образом внешними моментами и вся деятельность ребенка сводилась к выделению этих внешних признаков и к улавливанию объективного отношения между ними, то в следующей реакции вопрос уже шел о стимулах, не имеющих никакого внешнего отношения друг к другу, и задача ребенка сводилась к тому, чтобы вернее закрепить или установить нужные мозговые связи. Соответственно первая задача выбора решалась при помощи внимания, вторая—при помощи памяти. Там указательный палец, здесь мнемотехнический прием являлись ключами к овладению этой реакцией.
Однако существует еще выбор третьего рода, который мы пытались проследить в особых экспериментах и который должен пролить свет на саму проблему овладения нашими реакциями. Это—свободный выбор между двумя возможностями, определяемый не извне, но изнутри самим ребенком.
В экспериментальной психологии давно установилась методика исследования свободного выбора, когда испытуемому предлагается выбрать одно из двух действий и выполнить его. Мы несколько усложнили прием, заставляя ребенка делать выбор между двумя рядами действий, в состав которых входили как приятные, так и неприятные для испытуемого моменты. При этом увеличение числа действий, из которых производился выбор, не только вносило количественное усложнение в систему борющихся мотивов, определяющих выбор в ту или другую сторону, не только усложняло борьбу мотивов и тем замедляло выбор, делая его более доступным для наблюдения, но и сказывалось прежде всего на качественном изменении самого процесса выбора. Качественное изменение проявлялось в том, что на место однозначного мотива выступал многозначный, чем вызывалась сложная установка по отношению к данному ряду действий. Как уже сказано, этот ряд заключает в себе моменты притягивающие и отталкивающие, приятные и неприятные, что относится в равной мере и к новым рядам, из которых нужно было сделать выбор. Таким путем мы получили в эксперименте модель того непростого поведения, которое именуется обычно борьбой мотивов при сложном выборе.
Со стороны методики существенное изменение, вносимое этим приемом, заключается в том, что мы получаем возможность как бы экспериментально создавать мотив, так как ряды, которыми мы пользуемся, подвижны и их можно увеличивать, уменьшать, заменять одни моменты другими, наконец, передвигать из ряда в ряд; иначе говоря, мы получаем возможность экспериментально изменять основные условия выбора и прослеживать, как в зависимости от этого меняется процесс.
Опыт показывает, что с самого начала такие условия выбора очень заметно осложняют и затрудняют протекание процесса: у субъекта возникают нерешительность, колебания, взвешивание мотивов, попытка их уравнивания. Иногда выбор затягивается и становится в высшей степени затруднительным. В этих случаях мы вводим новый добавочный момент, который составляет самый центр наших опытов: находящегося в затруднении ребенка мы наводим на мысль произвести выбор при помощи жребия. Наведение на мысль совершается при помощи различных приемов, начиная с того, что перед ребенком просто на столе лежит метательная кость или до опыта ребенок играет с той же костью, и кончая прямым вопросом, не хочет ли ребенок прибегнуть к жребию, или прямым подражанием, когда ребенок видит, как решает ту же задачу другой.
Нередко нам приходилось наблюдать, как испытуемый совершенно самостоятельно прибегает к жребию или к какому-нибудь заменяющему его средству, но так как нашей главной задачей было не изучение изобретения у ребенка, а исследование самого приема выбора при помощи жребия, мы большей частью поступали так, как указано выше. Мы прибегали к неоднократно использованному нами приему прямого наведения ребенка на соответствующий прием. Как сказал бы Келер, мы давали обезьяне в руку палку и следили, что из этого произойдет. Так мы поступали при изучении письма, когда давали ребенку в руки карандаш и наводили его на прием записывания.
Наши опыты показывают, какие глубокие изменения во все поведение ребенка вносит момент использования жребия. Для того чтобы изучить, при каких обстоятельствах ребенок прибегает к жребию, мы в дальнейшем оставляли на долю свободного выбора ребенка и этот выбор. Варьируя внешние условия, мы могли чисто эмпирическим путем проследить те обстоятельства, при которых ребенок добровольно обращался к жребию. Так, если мы сокращали срок выбора и не давали этим самым развернуться борьбе мотивов и обсуждению, ребенок, как правило, почти всегда прибегал к жребию. То же бывало в случаях, когда часть мотивов оставалась неизвестной ребенку, скажем одно или два из действий, входящих в тот или иной ряд, давались ребенку в закрытом конверте, который испытуемый мог открыть только после выбора. Часто ребенок прибегал к жребию и при безразличии мотивов, т. е. если в оба ряда, между которыми производился выбор, не входили действия, сколько-нибудь сильно затрагивающие ребенка в положительную или отрицательную сторону. Так же действовала относительная уравновешенность мотивов в тех случаях, когда оба ряда, между которыми нужно было сделать выбор, заключали в себе привлекательные и отталкивающие моменты, в более или менее равной форме.
Оказалось, что сложность мотивов и трудность выбора, а особенно наличие ярких эмоционально приятных или отталкивающих моментов, приводят к более частому использованию жребия, и, наконец, в том случае, когда оба ряда заключают в себе чрезвычайно разнообразные мотивы, которые трудно сравнить друг с другом, эмоциональная оценка которых лежит как бы в разных плоскостях, т. е. когда мотивы адресуются к разным инстанциям личности ребенка, естественный выбор задерживается и ребенок охотно предоставляет решить свою судьбу игральной кости.
Вот краткий список случаев, когда ребенок обычно прибегает к жребию. Спрашивается, что объединяет все эти случаи? Мы можем дать только качественное определение той ситуации, в которой применяется жребий. Эта ситуация до некоторой степени обнаруживает сходство с известным философским анекдотом, который ошибочно приписывают Буридану и который приводят обычно для иллюстрации того, что наша воля определяется мотивами, при равновесии мотивов выбор становится невозможным и воля оказывается парализованной.
Этого примера касается, между прочим, и Спиноза, доказывая не свободу нашей воли, а ее зависимость от внешних мотивов. Осел, говорит он, испытывающий только голод и жажду и помещенный между пищей и питьем, находящимися на одинаковом расстоянии от него, должен погибнуть от голода и жажды, так как у него нет никаких .оснований сделать выбор между движением направо, к пище, и движением налево, к питью. Подобно листу бумаги, который остается на месте, если мы с равной силой будем тянуть его в противоположные стороны, и воля человека, так говорит анекдот, должна оказаться парализованной в том случае, если действующие на нее мотивы уравновешены. В анекдоте заключена та глубокая и верная мысль, что иллюзия свободной воли падает, как только мы стараемся проследить детерминированность воли, зависимость ее от мотивов.
Само собой разумеется, что в этом примере взят идеальный случай уравновешенности мотивов (которого мы в действительности не встречаем) и соответственно крайне упрощены условия действия мотивов. Но мы на каждом шагу встречаемся в жизни, в лабораторных экспериментах с ситуациями, которые в известной степени приближаются к ситуации буриданова осла и состоят в том, что приблизительно уравновешивающиеся сильные мотивы приводят к временному отказу от выбора, к колебанию, к более или менее длительному бездействию и как бы парализуют нашу волю. Бездействие вследствие колебания мотивов неоднократно служило темой и трагических и комических произведений, и Спиноза, приводящий этот пример, прямо говорит, что человек, помещенный в такую ситуацию, не воспринимающий ничего другого, кроме голода и жажды, и видящий на одинаковом расстоянии от себя только пищу и питье, непременно погибнет от голода и жажды.
Однако и сам Спиноза, в другом месте касаясь этого вопроса, дает на него прямо противоположный ответ. Что стало бы с человеком, если бы он оказался в положении буриданова осла? Спиноза отвечает; если представить себе человека на месте осла, то его следовало бы счесть не мыслящей вещью, но постыднейшим ослом, если бы он погиб от голода и жажды. И в самом деле, здесь мы натыкаемся на самые важные моменты, различающие волю человека и волю животного.
Человеческая свобода заключается именно в том, что он мыслит, т. е. познает создавшуюся ситуацию. На вопрос, поставленный Спинозой, мы можем дать эмпирический ответ как на основании жизненных наблюдений, так и на основании наших экспериментов. Человек, помещенный в ситуацию буриданова осла, бросает жребий и тем самым выходит из создавшегося затруднения. Вот операция, невозможная у животных, операция, в которой с экспериментальной отчетливостью выступает вся проблема свободы воли. В экспериментах, в которых ребенок оказывается в сходной ситуации и находит выход из нее при помощи жребия, мы видим глубокий философский смысл интересующего нас явления. Мы уже приводили мнение одной из испытуемых Аха о том, что психологический эксперимент такого рода превращается в экспериментальную философию.
Действительно, в опытах со жребием мы склонны видеть экспериментальную философию. Ребенку предлагают на выбор два рода действий, из которых одно он должен выполнить, а другое отбросить. Усложняя выбор ребенка, уравновешивая мотивы, укорачивая срок, создавая серьезное эмоциональное препятствие, мы создаем для ребенка буриданову ситуацию. Выбор затруднен. Ребенок прибегает к жребию, вводит в ситуацию новые стимулы, совершенно нейтральные по сравнению со всей ситуацией, и придает им силу мотивов. Он условливается заранее сам с собой, что, если кость выпадает черной стороной, он выбирает один ряд, если белой—второй. Выбор, таким образом, сделан заранее.
Ребенок придал нейтральным стимулам силу мотивов, вводя в ситуацию вспомогательные мотивы и предоставляя выбор жребию. Далее, ребенок бросает кость, она выпадает черной стороной, испытуемый выбирает первый ряд, выбор совершился. Как глубоко он отличен от выбора, который только что тот же ребенок совершил между двумя сходными рядами, но без помощи жребия! Мы можем экспериментально сравнить оба процесса и пронаблюдать нечто в высшей степени поучительное.
Проанализируем прежде всего выбор со жребием. Как назвать выбранный ребенком поступок—свободным или несвободным? С одной стороны, он в высшей степени не свободен, строго детерминирован; ребенок выполнил поступок не потому, что хотел его выполнить, не потому, что он его предпочел другому, не потому даже, что его просто потянуло к этому, но исключительно потому, что кость выпала черной стороной. Ребенок выполнил поступок как реакцию на стимул, как ответное действие на инструкцию, за секунду перед тем он не мог бы сказать, какой из двух поступков он совершит. Перед нами, таким образом, наиболее детерминированный, наименее свободный выбор. Но, с другой стороны, ведь сами по себе черная и белая стороны кости ни в какой степени не принудили ребенка к тому или другому поступку. Ребенок сам заранее придал ей силу мотива, он сам связал один поступок с белой, а другой с черной стороной кости. Он сделал так исключительно для того, чтобы определить свой выбор через эти стимулы. Таким образом, перед нами максимально свободный, совершенно произвольный поступок. Диалектическое противоречие, заключающееся в свободе воли, выступает здесь в экспериментально расчлененном и доступном для анализа виде.
Свобода воли, говорит нам эксперимент, не есть свобода от мотивов, она заключается в том, что ребенок сознает ситуацию, сознает необходимость выбора, определяемого мотивом и, как говорит философское определение, в данном случае его свобода есть познанная необходимость. Ребенок овладевает своей реакцией выбора, но не так, что отменяет законы, управляющие ею, а так, что господствует над ней по правилу Ф. Бэкона, т. е. подчиняясь законам.
Как известно, основной закон нашего поведения гласит, что поведение определяется ситуациями, реакция вызывается стимулами, поэтому ключ к овладению поведением заключается в овладении стимулами. Мы не можем овладеть своим поведением иначе, как через соответствующие стимулы. В случаях выбора со жребием, о которых мы только что говорили, ребенок овладевает своим поведением, направляет свое поведение через вспомогательные стимулы. В этом смысле поведение человека не представляет исключения из общих законов природы. Как известно, мы подчиняем себе природу, повинуясь ее законам. Наше поведение—один из естественных процессов, основным законом которого и является закон стимула-реакции, поэтому основным законом овладения природными процессами является овладение ими через стимулы. Нельзя вызвать к жизни какой-нибудь процесс поведения, направить его по-иному, иначе, чем создав соответствующий стимул.
Только спиритуалистическая психология могла допустить, что дух непосредственно влияет на тело, что наши мысли—чисто психический процесс и могут вызвать какое-либо изменение в поведении человека. Так, С. Рамон-и-Кахал* объясняет влияние воли на течение представлений тем, что клетки нейроглии сокращаются под влиянием воли; так же объясняет он деятельность внимания.
* Рамон-и-Кахаль (Ramon-y-Kajal) Сантьяго (1852—1934)—испанский гистолог. Своими исследованиями обосновал нейронную теорию строения нервной системы. Автор классических работ о строении сетчатки глаза, спинного мозга, мозжечка. Разработал ряд специальных гистологических методик.
Со всей справедливостью его оппонент спрашивает, как могла бы действовать воля, которой Рамон-и-Кахал отводит такую большую роль? Не есть ли это свойство клетки нейроглии? Вероятно, под словом «воля» надо понимать нервный ток? В самом деле, стоит нам допустить, что психический процесс может хоть на одну миллионную долю сдвинуть мозговой атом,—и весь закон сохранения энергии оказывается нарушенным, т. е. мы сразу должны отказаться от основного принципа естествознания, на котором строится вся современная наука. Остается допустить, что наше господство над собственными процессами поведения строится по существу так же, как и господство над процессами природы. Ведь человек, живущий в. обществе, всегда находится под воздействием других людей. Речь, например, одно из таких же могущественных средств воздействия на чужое поведение, и естественно, что в процессе развития человек сам овладевает теми же средствами, при помощи которых другие направляли его поведение.
О. Нейрат* развил положение об использовании вспомогательных средств в учении о так называемых вспомогательных мотивах, простейшей формой которых является жребий и назначение которых заключается в том, чтобы воздействовать на собственное решение, на собственный выбор при помощи ряда нейтральных стимулов, приобретающих в зависимости от этого значение и силу мотивов.
* Нейрат (Neurat) Отто (1882—1945)—австрийский философ, социолог, экономист. Философские и социологические взгляды Нейрата эклектически соединяют тенденции стихийного, естественнонаучного материализма со взглядами логического позитивизма. Видя в установлении единства знаний важнейшую задачу философии науки, полагал, что его можно достичь с помощью «унифицированного языка науки»; основное внимание уделил переводу на такой «язык» высказываний по психологии и социологии.
Примеров вспомогательных мотивов мы можем найти множество.
У. Джемс, анализируя волевой акт, обращается к утреннему вставанию с постели. Человек после пробуждения, с одной стороны, знает, что ему нужно встать, с другой—его тянет полежать еще немножко. Происходит борьба мотивов. Оба мотива, чередуясь, появляются в сознании и сменяют друг друга. Самым характерным для момента колебания Джемс считает то, что для самого человека остается незаметным момент перехода к действию, момент решения. Его как будто и не происходит вовсе. Какой-то из мотивов вдруг как бы приобретает поддержку, вытесняет конкурента и почти автоматически приводит к выбору. Вдруг я нахожу себя вставшим—так можно сформулировать это.
Ускользаемость от наблюдения самого важного момента в волевом акте объясняется тем, что механизм его внесен вовнутрь. Вспомогательный мотив в данном случае недостаточно отчетливо и ясно представлен. Типичным развернутым волевым актом в той же ситуации являются следующие три момента: 1) надо встать (мотив), 2) не хочется (мотив), 3) счет самому себе: раз, два, три (вспомогательный мотив) и 4) на «три» подъем. Это и есть введение вспомогательного мотива, создание ситуации извне, которая заставляет меня встать. Это совершенно похоже на то, как мы говорим ребенку: «Ну, раз, два, три—выпей лекарство». Это и есть воля в истинном смысле слова. В примере с вставанием я поднялся из-за сигнала «три» (условный рефлекс), но я сам заранее через сигнал и связь с ним поднял себя, т. е. я овладел своим поведением через дополнительный стимул или вспомогательный мотив. Тот же самый механизм, т. е. овладение собой через вспомогательные стимулы, мы находим в экспериментальных и клинических исследованиях воли.
К. Левин экспериментально изучал, как образуются и выполняются так называемые намеренные действия. Он пришел к выводу: само намерение есть такой волевой акт, который создает ситуации, позволяющие человеку в дальнейшем положиться на действие внешних стимулов так, что выполнение намеренного действия есть уже совершенно не волевое действие, а действие чисто условнорефлекторного порядка. Я решаю опустить письмо в почтовый ящик, для этого запоминаю соответствующую связь между почтовым ящиком и своим действием. В этом и только в этом заключается существо намерения. Я создал известную связь, которая дальше будет действовать автоматически, на манер естественной потребности. Левин называет это квазипотребностью. Сейчас стоит мне выйти на улицу—и первый же почтовый ящик автоматически заставит меня проделать всю операцию опускания письма.
Исследование намерения заставляет сделать, таким образом, парадоксальный с первого взгляда вывод, именно: намерение является типичным процессом овладения собственным поведением через создание соответствующих ситуаций и связей, но выполнение его есть уже совершенно не зависимый от воли процесс, протекающий автоматически. Парадокс воли, таким образом, заключается в том, что воля создает неволевые поступки. Однако и здесь сохраняется глубокое отличие между выполнением намеренного действия, которое диктуется как бы вновь созданной потребностью, и простым навыком.
К. Левин поясняет волевое действие на том же примере с почтовым ящиком. Ведь если бы в данном случае условная связь просто напоминала привычку или условный рефлекс, мы должны были бы ожидать, что второй, третий и т. д. почтовый ящики еще сильнее напомнят нам об опускании письма. Между тем раз созданный аппарат перестает действовать, как только потребность, которой он был вызван к жизни, удовлетворена. И здесь процесс протекания волевого действия напоминает протекание обыкновенной инстинктивной реакции. Левин недостаточно оценивает проявившуюся в его эксперименте существенную разницу между волевым и неволевым действиями.
Как показали его опыты, поведение человека, не имеющего определенного намерения, предоставлено во власть ситуации. Каждая вещь требует какого-нибудь действия, вызывает, дразнит, актуализирует какую-нибудь реакцию. Типичное поведение человека, бесцельно ожидающего в пустой комнате и ничем не занятого, характеризуется прежде всего тем, что он находится во власти окружающих вещей. Намеренность и основывается на том, чтобы создать действие, вытекающее из непосредственного требования вещей, или, как говорит Левин, вытекающее из окружающего поля. Намерение опустить письмо и создает такую ситуацию, при которой первый почтовый ящик приобретает способность определять наше поведение, но вместе с тем при намерении происходит существенное изменение в поведении человека. Человек, пользуясь властью вещей или стимулов над своим поведением, овладевает через них, группируя их, сталкивая, выделяя, своим собственным поведением. Иными словами, величайшее своеобразие воли заключается в том, что у человека нет власти над своим поведением, кроме той власти, которую имеют над его поведением вещи. Но власть вещей над поведением человек подчиняет себе, заставляет ее служить своим целям, направляет ее по-своему. Он изменяет своей внешней деятельностью окружающую обстановку и таким образом воздействует на свое собственное поведение, подчиняет его своей власти.
Что в опытах Левина действительно идет речь о таком овладении собой через стимулы, очень легко видеть из его же примера. Испытуемую заставляют долго и напрасно ждать в пустой комнате. Она колеблется—уйти ли ей или продолжать ждать, происходит борьба, или колебание, мотивов. Она поглядывает на часы; поглядывание только усиливает один из мотивов, именно тот, что надо уйти, что уже поздно. До сих пор испытуемая находится исключительно во власти мотивов, но вот она начинает овладевать своим поведением. Часы сразу становятся стимулом, который приобретает значение вспомогательного мотива. Испытуемая решает: «Когда стрелки на часах займут определенное положение, я встану и уйду». Она замыкает, следовательно, условную связь между положением стрелок и своим уходом, она заставляет себя уйти через стрелки часов, она воздействует через внешние стимулы, иначе говоря, она вводит вспомогательный мотив, подобный жребию или счету «раз, два, три» при вставании. В этом примере особенно легко наблюдать, как происходит изменение функциональной роли стимула, его превращение во вспомогательный мотив.
Такое же расчленение позволяет обнаружить и клиническое исследование истерии.
Э. Блейлер давно установил относительную независимость исполнительного, почти автоматического механизма, обособленного от воли, от решения. Блейлер называет его аппаратом случая и приводит тот же пример, что и Левин: «Я написал письмо, кладу его в карман с намерением опустить в ближайший почтовый ящик. Больше мне не надо об этом думать. Первый почтовый ящик, который я вижу при выходе из дома, побуждает меня опустить письмо». Когда человек делает выбор, он как бы устанавливает в своем мозгу аппарат, который при появлении, например, зеленого цвета реагирует правой рукой, а красного—левой.
При отдельных реакциях сознательное «я» участвует либо очень мало, либо не принимает никакого участия. Реакция протекает автоматически. Бывает и наоборот, когда сознание своим вмешательством препятствует реакции. В приведенных выше примерах мы при помощи простого первичного положения построили как бы некоторый церебральный аппарат для определения нужного случая. Причем аппарат выполняет решения точно таким образом, как привыкание создает автоматические аппараты или как филогенез строит соответствующие аппараты.
По словам Э. Кречмера, каждое решение, каждое желание предпринять что-нибудь создает такой функциональный аппарат, начиная от самого простого автоматизма, напоминающего рефлексы и реагирующего на определенные раздражения, как в простом психологическом опыте с реакцией, и кончая жизненной задачей, постановка которой, может быть, прекращается лишь со смертью и выполнение которой прерывается тысячу раз. Так, например, образуется установка просыпаться или не просыпаться по будильнику; подобный аппарат может возникнуть и из соединения центробежной части одного рефлекса с каким-нибудь новым раздражителем (павловский условный рефлекс).
Выводы мы можем сформулировать в следующих двух планах. Во-первых, мы видим, что в волевом действии следует различать два относительно самостоятельных друг от друга аппарата. Первый соответствует самому моменту решения и заключается в образовании известного функционального аппарата, в установлении рефлекторной связи, в образовании нового нервного пути. Это замыкательная часть волевого процесса. Она строится совершенно так же, как строится условный рефлекс, как образуется привычка, т. е. заключается в построении условнорефлекторной дуги. Кратко можно сказать, что это искусственно созданный условный рефлекс. В наших опытах он соответствует моменту, который чрезвычайно выгодно представлен в изолированном виде, моменту решения поступить определенным образом в зависимости от выпадения жребия. Здесь с наибольшей отчетливостью виден момент решения, потому что в этот самый момент испытуемый еще не знает, как он поступит. Здесь же мы отчетливо видим, что само решение, определяющее в дальнейшем выбор, совершенно аналогично образованию двойной связи при реакции выбора. Испытуемый как бы дает сам себе инструкцию: «Если кость выпадет черной стороной, я буду реагировать одним образом, если белой—я поступлю иначе».
Во-вторых, нам следует различать исполнительный аппарат, т. е. функционирование уже построенной таким образом церебральной связи. В примерах Левина и Блейлера это будет соответствовать моменту выполнения волевого действия, когда почтовый ящик побуждает нас опустить письмо. В нашем примере это будет выполнение того или другого действия после метания жребия. Вторая, относительно независимая часть волевого процесса действует совершенно так же, как действует обычно реакция выбора. Перед нами павловский условный рефлекс.
Если первый момент заключался в созданий условного рефлекса, который следовало бы аналогизировать с моментом выработки в лаборатории условного рефлекса у собаки, то второй момент заключается в функционировании уже готового рефлекса, аналогию с которым надо искать в действии готового условного раздражителя.
Парадокс воли, таким образом, состоит в том, что мы создаем при ее помощи непроизвольно действующий механизм.
Вопрос об отношении второго, или исполнительного, механизма к первому, или замыкательному, решается по-разному.
Эксперименты приводят Левина к убеждению, что существует более тесная зависимость между первым и вторым моментом, что здесь образуется квазипотребность, которая после исчезновения сама собой автоматически размыкает соответствующий аппарат. Таким образом, по мнению Левина, вначале возникающая потребность, а не условная связь сама по себе является истинной причиной намеренного действия, ибо, рассуждает он, если бы намеренное действие подчинялось закону ассоциации, то второй, третий и четвертый почтовые ящики вызывали бы благодаря закону повторения более сильное воспоминание о письме, чем первый. Если этого не происходит в действительности, то только потому, что намеренное действие похоже не на привычку, а на потребность. С исчерпанием потребности сам по себе отпадает аппарат, созданный для ее обслуживания.
Клинические данные приводят А. Кречмера, напротив, к положению, что это ложное представление, что будто бы каждое движение, каждая функция центральной нервной системы прекращается сама собой. По его мнению, каждое возникшее замыкание должно опять разомкнуться для того, чтобы оно перестало функционировать. Беспричинных изменений, говорит Кречмер, в области физиологии так же мало, как и в области физики. Он приводит примеры того, как раз созданная установка продолжает автоматически действовать дальше. По его мнению, уже в самом начале действия последнее получает часто относительную независимость от воли, так что воля лишь создает готовую установку, которая теперь уже начинает работать сама. И эта построенная для определенной цели установка, такой функциональный аппарат сам по себе не прекращает работать. Для этого требуется особо направленный волевой импульс, который привел бы к бездействию установившееся для данной цели замыкание, выключил бы его, потому что иначе оно будет безгранично работать и дальше; действительно, в иных условиях оно и работает дальше. Именно это, по мнению Кречмера, и совершается при истерии. Образуется соответственный для данного случая функциональный аппарат, который обособливается от воли, приобретает самостоятельное существование рядом с ней и продолжает действовать помимо нее и даже против нее.
Наблюдения приводят нас к выводу, что в данном случае правда находится на стороне Левина, а не на стороне Кречмера. И данные Кречмера показывают, что только в тех случаях созданный решением аппарат продолжает вести самостоятельное существование, когда есть особые мотивы, поддерживающие его. Когда этого нет, он автоматически выключается и, как показывают опыты, он выключается потому, что в момент решения, т. е. в момент создания такого аппарата, определяются уже все дифференцированные условия его существования и деятельности. Если он продолжает действовать и дальше (а это бывает в случаях аномалий), созданный аппарат начинает питаться другими источниками энергии и приводит к образованию истерии.
Мы пришли, таким образом, к расчленению волевого действия на два отдельных процесса, из которых первый, соответствующий решению, заключается в замыкании новой, мозговой связи, в проторении пути, или в создании особого функционального аппарата. Второй, или исполнительный, заключается в работе созданного аппарата, в действии по инструкции, в выполнении решения и обнаруживает все черты изученной нами реакции выбора. В связи с таким расчленением волевого действия на два отдельных процесса мы должны различать и разные способы действия стимулов на оба процесса, а в связи с этим—особого рода вспомогательный стимул или мотив для каждого процесса. Мы приходим, таким образом, к различению понятия стимула и мотива.
Если под стимулом понимать более или менее простое раздражение, непосредственно действующее на уже сложившуюся, все равно каким образом, рефлекторную дугу, а под мотивом—сложную систему стимулов, связанную с построением, образованием или выбором одной из рефлекторных дуг, тогда различение между мотивом и стимулом можно было бы провести достаточно четко. Мы можем сказать, что стимул становится мотивом при известных условиях, он вызывает к жизни сложное реактивное образование, внедряясь в известную систему сложившейся оценки установки и навыков. Это сложное реактивное образование, откристаллизовавшееся вокруг стимула, и есть мотив. Итак, при волевом выборе борются не стимулы, а реактивные образования, целые системы установок. Мотив есть в известном смысле реакция на стимул. Стимулы как бы вызывают к жизни союзников и ввязывают их в бой, они сражаются как бы вооруженными. При конкретном столкновении двух стимулов может произойти бой установок. Если представить себе простой случай, когда я решаю не поздороваться с человеком, потерявшим мое уважение, то непосредственным стимулом явится встреча с ним и воспоминание о решении. Борьба на деле происходит не между двумя раздражениями: она совершается заранее, при построении самого аппарата, в момент решения и складывается в результате борьбы мотивов в том понимания этого слова, о котором мы говорили только что.
Дальнейший шаг в понимании процессов волевого выбора мы можем сделать, если признаем не только тот факт, что при волевом выборе борются не стимулы, а мотивы, но и признаем, что самая борьба идет не за то, за что вообще способны бороться стимулы. При волевом выборе, при борьбе мотивов идет борьба не за общее двигательное поле, вообще не за исполнительный механизм, а за замыкательный механизм. Это различение имеет глубокое психологическое и неврологическое значение. Начнем с последнего.
Борьба за общее двигательное поле, как ее установил Ч. Шеррингтон* и как она наиболее ясно проявляется при столкновении двух рефлексов у собаки, например почесывательного, требующего разгибания задней конечности, и защитного отдергивания, требующего сгибания, в сущности есть борьба двух нервных токов, идущих от сенсорных путей к отводящему нейрону. Эта борьба за моторный путь в значительной степени зависит от чисто механических условий.
* Шеррингтон (Sherrington) Чарлз Скотт (1859—1952)—английский физиолог. Основные труды по физиологии центральной нервной системы. Особое значение имеют работы по изучению законов рефлекторной деятельности спинного мозга. Работы Шеррингтона обогатили физиологию новыми данными о соотношении процессов возбуждения и торможения, о природе мышечного тонуса и его нарушениях. Сформулировал принцип конвергенции возбуждений и принцип «воронки».
Борьба мотивов, происходящая при решении, ведется не за исполнительный механизм, не за отводящий нейрон, не за моторный путь для уже сложившегося нервного возбуждения—она идет за выбор замыкательного пути. Поэтому речь идет не о том, чтобы один и тот же исполнительный орган был отвоеван в борьбе одним наличным раздражением у другого, а о том, какой избрать путь, какую прочертить соединительную дорожку в коре головного мозга, какого рода создать замыкание или церебральный аппарат. Благодаря этому с неврологической точки зрения в высшей степени важно перенесение борьбы на другую территорию, в другие инстанции и изменение самого объекта борьбы.
Само собой разумеется, что эти изменения не остаются без последствий и для самого процесса борьбы, ибо ее исход могут определить совсем другие факторы в тех совершенно новых условиях, в которых борьба протекает. В частности, нам думается, что принятие решения в пользу более слабого в биологическом смысле мотива может получить настоящее объяснение только в связи с перенесением всего процесса в новые инстанции. Здесь мы вплотную подходим к психологическому значению сделанного нами различения. Если верно, что борьба идет не за исполнительный механизм, а за замыкательный, то мы можем определить сам выбор как построение такого церебрального аппарата. Выбор и есть действие замыкательного механизма, т. е. замыкание связи между данным стимулом и реакцией. Все дальнейшее протекает совершенно так же, как при выборе с инструкцией.
Психологическое значение этого можно свести к трем основным моментам.
Первый заключается в том, что борьба мотивов сдвигается во времени—переносится на более ранний момент. Бой между мотивами происходит часто задолго до того, когда наличная актуальная ситуация, в которой надо действовать, находится перед нами. Как правило, борьба мотивов и связанное с ней решение вообще возможны только в том случае, если они во времени предшествуют борьбе стимулов, иначе борьба мотивов превращается просто в борьбу за общее двигательное поле. Борьба, таким образом, переносится вперед, она разыгрывается и решается до самого сражения, она составляет как бы предвосхищенный полководцем стратегический план сражения. Психологически совершенно понятно, что построение плана может быть глубоко отлично от его выполнения. Решение принимается, и борьба заканчивается часто задолго до того, когда реальная или действительная борьба началась.
Второе существенное психологическое изменение в процессе выбора заключается в том, что здесь получает объяснение та основная проблема волевого действия, которая на почве эмпирической психологии вообще была неразрешима. Мы имеем в виду известную иллюзию, возникающую всякий раз при волевом действии и заключающуюся в том, что волевое действие направляется как бы по линии наибольшего сопротивления. Мы выбираем более трудное и только такой выбор называем волевым.
У. Джемс признал эту проблему неразрешимой на почве научного детерминистического рассмотрения воли и должен был допустить вмешательство духовной силы, волевое «да будет!». «Да будет» («fiat»)—слово, которым бог создал мир. Сам выбор слова очень показателен. Если вскрыть философию этого термина, легко увидеть, что в сущности за ним скрывается следующая мысль. Для объяснения волевого поступка, например того, что человек на операционном столе сдерживает крики боли и протягивает оператору больной член вопреки непосредственному импульсу, заставляющему его отдернуть руку и кричать, наука не может сказать ничего иного, кроме того, что здесь как бы повторяется акт сотворения мира, конечно, в микроскопических размерах. Это значит, что объяснение волевого действия приводило ученого, стоящего на эмпирической почве, к чисто библейскому учению о сотворении мира.
Ряд наблюдений, особенно экспериментальные исследования показали, что эта иллюзия действия по линии наибольшего сопротивления возникает закономерно всякий раз, когда совершается только волевой выбор.
В последнее время к такому же выводу пришел на основе своих исследований Э. Клапаред. Но самое важное заключается в том, что иллюзия вызывается чем-то несомненно объективным. Чтобы попытаться вскрыть объективный момент, заложенный в процессе волевого выбора и приводящий к возникновению этой иллюзии, можно так сформулировать положение вещей: и сам испытуемый, и экспериментатор при волевом выборе, идущем по линии наибольшего сопротивления, выносят впечатление, что исход борьбы решался бы иначе, если бы она происходила в других инстанциях. Если бы она была действительно борьбой за общее двигательное поле, больной на операционном столе несомненно кричал бы, отдергивал больную руку, так как и относительная сила раздражения, да и все остальные моменты, указанные Шеррингтоном и влияющие на исход этой борьбы, говорят, конечно, в пользу такого исхода.
Но иллюзия возникает не только у самого испытуемого, но и у психологов. Они не учитывают того простого факта, что линия наибольшего сопротивления в одних инстанциях может явиться линией наименьшего сопротивления в других. Перенесение борьбы со стимулов на мотивы, перенесение ее в новый план и изменение самого объекта борьбы глубочайшим образом видоизменяют как относительную силу первоначальных стимулов, так и условия и исход борьбы между ними. Более сильный стимул может стать более слабым мотивом и, наоборот, более сильное раздражение, которое автоматически завладело бы в решительную минуту моторным отводящим путем, прорвалось бы, как прорывается через плотину сильная струя воды. Это раздражение может только по касательной, т. е. только одной стороной, влиять на выбор самого замыкательного пути.
Без такого различения, нам кажется, психология вообще не могла бы найти путь к исследованию высших форм поведения человека и установить ту принципиальную разницу, которая существует между поведением человека и животного.
Возьмем простой пример. У собаки в опытах И. П. Павлова вырабатывается положительная реакция на болевое разрушающее раздражение. На укол, на ожог, на боль собака реагирует так, как она обычно реагирует на кормление. Павлов указывает, что такое отклонение реакции от первоначального пути могло возникнуть только в результате очень длительной борьбы между одной и другой рефлекторной дугами, борьбы, которая не раз кончалась победой то одного, то другого противника. Замечательно мнение Павлова, основанное на экспериментах, что самой природой животного определена односторонняя связь, существующая между этими реакциями. Это значит, что пищевой центр, как биологически более сильный, может перетянуть к себе раздражение, идущее обычно к болевому центру, но не наоборот.
Между тем человек объявляет голодовку и выдерживает ее. Нам кажется, что с известной точки зрения о человеке, который выдерживает голодовку и не принимает предлагаемую пищу, несмотря на страшный голод, мы имеем полное основание сказать: его поведение здесь направлено по линии наибольшего сопротивления. Издавна считавшийся парадоксальным для всего учения о свободе воли факт самоубийства среди людей, факт, не встречающийся в животном царстве, недаром рассматривался многими философами как признак человеческой свободы. Но, конечно, как в случае с голодовкой, а в примере Джемса—с больным на операционном столе, так и здесь свобода есть, конечно, не свобода от необходимости, а свобода, понятая как познанная необходимость. В этом плане выражение «взять себя в руки» может иметь некоторый буквальный смысл, как и выражение «переносить боль, стиснув зубы». Это значит, что в основе такой свободы, как и в основе свободы по отношению к внешнему миру, лежит познанная необходимость.
Третий психологический момент, возникающий из нашего различения стимулов и мотивов, заключается в том, что характер употребляемого вспомогательного стимула меняется в зависимости от того, является ли этот стимул вспомогательным средством при борьбе за замыкательный механизм или при борьбе за исполнительный механизм. Жребий как волевой знак, мнемотехнические знаки при реакции выбора с инструкцией психологически выполняют совершенно разные функции. Мы можем сказать: разница между выбором установленным и выбором свободным заключается в том, что в одном случае испытуемый выполняет инструкцию, а в другом—создает инструкцию. В психологических терминах это будет соответствовать тому, что в одном случае действует установившийся исполнительный механизм, в другом речь идет о создании самого аппарата.
Из сказанного мы можем сделать важнейший психологический вывод: таким образом объясняется старое учение интеллектуалистов, которые указывали на то, что законы воли—это, в сущности говоря, законы памяти, что к воле в собственном смысле слова относятся средства и пути господства мысли над действием, что волевой механизм в сущности представляет не что иное, как ассоциацию, находящуюся в нашей власти, и что в связи с этим техника хотения в действии в значительной степени, как отметил Мейман, является мнемотехникой. Все это показывает, что волевое действие можно заучивать, что сами по себе волевые факторы, как детерминирующие тенденции Аха, являются, скорее, противоречащими воле и что за волю следует принять только те средства, при помощи которых мы овладеваем действием. В этом смысле воля означает господство над действием, выполняемым само собой; мы создаем только искусственные условия для того, чтобы оно было выполнено; поэтому воля есть всегда не прямой, непосредственный процесс.
В главе о памяти мы приводили справедливое мнение психологов, восходящее к Спинозе, о том, что душа не может выполнить никакого намерения, если не вспомнит о нем. Однако эти психологи, нам представляется, ошибочно принимают исполнительный механизм за существо волевого процесса и оставляют без внимания изучение самого процесса образования этого механизма. Совершенно верно: выполнение намеренного действия чрезвычайно напоминает мнемотехническую операцию, т. е. искусственную условно-ассоциативную связь между стимулом и реакцией. Но совсем иначе протекает сам процесс установления этой связи.
Э. Кречмер, различающий, как мы видели выше, две воли и объясняющий все особенности поведения истерика из конфликта двух воль, прямо приходит к выводу, что дело касается не только двух различных направлений реакций истерического больного, который, в отличие от пациента в примере Джемса, находясь у врача, с одной стороны, хочет, чтобы врач его вылечил, а с другой—как все истерические больные, противится этому. Здесь, как показал блестящий клинический анализ Кречмера, дело происходит не так, как при борьбе двух стимулов или двух мотивов. Дело касается, говорит он, не только двух различных наблюдений, но и двух различных видов воли—в этом заключается главная часть проблемы. Тот вид воли, при котором пациент противится своему исцелению, психологически проявляет совершенно другую структуру, чем тот, при котором больной стремится к излечению. Кречмер называет первый вид воли гипобулией, а второй — волей в собственном смысле слова.
При клинических наблюдениях можно расчленить влияние стимулов на одном волевом аппарате и влияние мотивов на другом. На волю пациента-истерика влияют разумные доводы и доказательства, размышление, сознание своей ситуации и вообще все то, что приводит его к решению. Другой вид воли, который заставляет больного противиться исцелению, характеризуется прежде всего тем, что эта воля слепая, она не сознает ситуации, она не связана с интеллектуальными механизмами. Как говорит Кречмер, эта воля действует как инородное тело по отношению к целостной личности, она слепа, она без воспоминаний о прошедшем и без мысли о будущем. Она сосредоточена на актуальном моменте, и характер ее реакции определяется исключительно впечатлением об этом моменте. На эту волю не действуют убеждения или разумные доводы, они ее не достигают, она их не слушает, они для нее—пустое место; на нее можно воздействовать лишь иными путями, например громким криком, резким или внезапным ударом, болью, встряской. Итак, короче говоря, первая воля проистекает из мотивов, вторая реагирует на раздражения.
Мы могли бы сказать, что во втором случае действует как бы обособившийся церебральный аппарат. Самое важное заключается в следующем. То, что мы у истерика отмечаем как род болезненного инородного тела, этот бес, этот двойник целевой воли мы находим у высших животных и у маленьких детей. Для них это воля вообще, это ступень развития, она является нормальным и, пожалуй, единственным существующим способом хотения.
Гипобулический волевой тип представляет собой онтогенетически и филогенетически низшую ступень целевой установки. Вместе с ним, мы видим, в учение о воле вносится генетическая точка зрения. Те два волевых аппарата, о которых мы говорили с самого начала, являются на самом деле двумя этапами в генезисе воли.
Пожалуй, самое замечательное, что может сейчас психолог сказать о воле, следующее: воля развивается, она есть продукт культурного развития ребенка. Господство над собой, принципы и средства этого господства не отличаются в основе от господства над окружающей природой. Человек есть часть природы, его поведение есть природный процесс, и овладение им строится, как и всякое овладение природой, по принципу Бэкона—«природа побеждается подчинением». Недаром Бэкон ставит в один ряд овладение природой и овладение интеллектом; он говорит, что голая рука и разум, предоставленный сам себе, многого не стоят—дело совершается орудиями и вспомогательными средствами.
Но никто не выразил с такой ясностью общую идею того, что свобода воли возникает и развивается в процессе исторического развития человечества, как Энгельс. Он говорит: «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей. Это относится как к законам внешней природы, так и к законам, управляющим телесным и духовным бытием самого человека,—два класса законов, которые мы можем отделять один от другого самое большее в нашем представлении, отнюдь не в действительности. Свобода воли означает, следовательно, не что иное, как способность принимать решения со знанием дела» (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., т. 20, с. 116). Иначе говоря, Энгельс ставит в один ряд овладение природой и овладение собой. Свобода воли в отношении одного и другого есть для него, как и для Гегеля, понимание необходимости.
«Свобода,—говорит Энгельс,—следовательно, состоит в основанном на познании необходимостей природы (Naturnotwendigkeiten) господстве над нами самими и над внешней природой; она поэтому является необходимым продуктом исторического развития. Первые выделявшиеся из животного царства люди были во всем существенном так же несвободны, как и сами животные; но каждый шаг вперед на пути культуры был шагом к свободе» (там же).
Перед психологом-генетистом встает, следовательно, в высшей степени важная задача отыскать в развитии ребенка линии, по которым происходит вызревание свободы воли. Перед нами стоит задача представить постепенное нарастание этой свободы, вскрыть ее механизм и показать ее как продукт развития.
Мы видели, что для клинициста ясно генетическое значение воли истерика. По словам П. Жанэ, при исследовании истерика мы имеем дело с большим ребенком. Э. Кречмер говорит об истерике, что его нельзя убедить или попросту принудить, его приходится укрощать.
Способ, которым мы воздействуем на волю при тяжелых случаях истерии, подходит под понятие дрессировки. Принципиально это не отличается от воли в высшем смысле слова. Последняя не создает новых механизмов. Это видно из того, что люди, про которых мы говорим как об обладающих сильной волей, основывают свое свойство на хорошо сохраненной гипобулии.
В этом пункте нашего исследования перед нами открывается философская перспектива. Впервые в процессе психологических исследований появляется возможность средствами психологического эксперимента решить в сущности чисто философские проблемы и эмпирически показать происхождение свободы человеческой воли. Мы не можем проследить открывающуюся здесь перед нами философскую перспективу во всей ее полноте. Мы полагаем сделать это в другой работе, посвященной специально философии*. Сейчас мы попытаемся только наметить эту перспективу для того, чтобы с наибольшей ясностью осознать то место, куда мы пришли. Мы не можем не отметить, что мы пришли к тому же пониманию свободы и господства над собой, которое в своей «Этике» развил Спиноза.
* Имеется в виду работа Л. С. Выготского «Учение об эмоциях (учение Декарта и Спинозы о страстях)».—Примеч. ред.
- Тема 1. Роль наследственности и среды в развитии интеллекта 8
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 5. 386
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 11. 423
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 12. 621
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 6. 704
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 10. 876
- Тема 8. Разработка проблем психического развития в научной школе л. С. Выготского: а. Н. Леонтьев, а. В. Запорожец, д. Б. Эльконин 1372
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 7. 1641
- Глава II. 1886
- Глава III. 1899
- Глава 6. Забавы и заботы 1997
- Литература для подготовки:
- Айзенк г., Кэмин л. Природа интеллекта – битва за разум. М., 2002.
- Предисловие
- 1. Откуда взялось понятие «интеллект»? (г. Айзенк)
- ...И ответный выпад Спирмена
- Появление парадигмы
- 2. Что такое тесты интеллекта? (г. Айзенк)
- 3. Что измеряют тесты интеллекта? (г. Айзенк)
- Что делает тестовое задание хорошим или плохим?
- 4. Интеллект и достижения (г. Айзенк)
- Iq и школьная успеваемость
- Iq и академические успехи
- Iq и профессия
- Iq и статус
- 5. Пол, возраст и интеллект (г. Айзенк)
- 6. Наследуется ли интеллект? (г. Айзенк)
- Типы взаимодействия
- Сиблинги, воспитывавшиеся врозь
- 7. Влияние среды (г. Айзенк)
- 8. Особые факторы: регрессия и выбор партнера (г. Айзенк)
- 9. Биологическое измерение iq (г. Айзенк)
- 10. Расовые и культурные факторы (г. Айзенк)
- Британский опыт
- Разрыв не уменьшается
- 11. Социальные последствия измерения iq (г. Айзенк)
- Не переоценивается ли интеллект?
- 12. Некоторые исторические факты о тестах iq (л. Кэмин)
- 13. Дело Сирила Барта (л. Кэмин)
- 14. Разделенные идентичные близнецы (л. Кэмин)
- 15. Исследования приемных детей (л. Кэмин)
- Далекое от совершенства соответствие
- Стимул для интеллекта
- 16. Монозиготные и дизиготные близнецы (л. Кэмин)
- 17. Корреляции родства и игра в модели (л. Кэмин)
- Модель Барта и Хауэрд
- 18. Некоторые другие вопросы (л. Кэмин)
- Iq и обработка информации
- 19. Факты, желания и ссылки Айзенка (л. Кэмин)
- Iq и костное строение
- 20. Вместо заключения (л. Кэмин)
- 21. Возражение Кэмину (Дополнение Айзенка)
- Наука никогда не стоит на месте
- 22. Возражение Айзенку (Дополнение Кэмина)
- 1. Миф о большей вариативности мужчин
- Тема 2. Теория созревания Гезелла Вопросы для обсуждения
- Литература для подготовки:
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 2.
- Глава 2. Теория созревания Гезелла Биографические сведения
- Принципы развития Концепция созревания
- Изучение хода развития
- Эмпирические принципы развития
- Индивидуальность
- Философия воспитания детей
- 2. Гезелл а. Педология раннего возраста. М.-л., 1932.
- Глава I цикл умственного развития
- 1. Научное исследование роста
- 2. Взаимоотношения между жизненным циклом и циклом умственного развития
- 3. Цикл умственного развития как комплексное понятие
- 4. Начало цикла умственного развития
- 5. Объем цикла умственного развития
- 6. Индивидуальные различия в цикле умственного развития
- 7. Роль раннего детства в цикле умственного развития
- Генетические этюды детского поведения
- Глава VII темп и общее направление развития
- 1. Количественное определение развития
- 4. О понятии «ступень развития»
- 7. Ход времени и развитие
- 8. Графическое изображение роста
- Глава VIII развитие нормальное и задержанное
- Глава XI рисование как показатель развития
- 1. Генетическая последовательность отдельных фаз рисования
- 2. Субнормальное рисование
- 3. Рисунки одаренных детей
- Глава XII тенденции роста к оптимальным нормам
- 1. Личность ребенка одерживает победу
- 2. Дисгармоничность ребенка
- 3. Недостаточность моторных теорий интеллекта
- 4. Оптимальные тенденции развития
- Глава XIV осевая симметрия, регуляция роста и близнечество
- 1. Сущность гемигипертрофии
- 2. Клинические примеры гемигипертрофии
- 3. Причины гемигипертрофии
- 4. Асимметрия и умственная недостаточность
- 5. Развитие двоен
- 6. Сходство близнецов в психологическом отношении
- Глава XV умственное развитие недоношенного ребенка
- 1. Проблема преждевременного рождения
- 2. Абсолютный онтогенетический нуль
- 3. Поведение плода
- 4. Ход развития недоношенного ребенка
- 5. О возрасте недоношенного ребенка
- 6. Характер созревания недоношенного ребенка
- 7. Физическое развитие недоношенного ребенка
- 9. Развитие переношенного ребенка
- Биологический смысл детства
- Глава XVI детство человека и животных
- 1. Природа детства
- 2. Детство у низших животных
- 3. Развитие горного орленка
- 4. Детство человека и других приматов
- 5. Качественное своеобразие человеческого детства
- Глава XVII. Умственное развитие и проблема наследственности
- 1. Взаимозависимость среды и наследственности
- 2. Экспериментальное изучение процессов созревания
- 3. Наследственные основы темпа и общего направления развития
- 4. Является ли леворукость врожденной
- 5. Раннее происхождение индивидуальных различий
- 6. Формирование личности
- Глава XVIII. Клинический прогноз умственного развития
- 1. Принцип возрастающего правдоподобия
- 2. Необходимость прогноза
- 3. Ранняя диагностика умственной отсталости
- 4. Дифференциальная диагностика между дебильностью и физической слабостью
- 5. Ранние симптомы высокой одаренности
- 6. Распознавание атипических отклонений
- 3. Гезелл а. Умственное развитие ребенка. Методика диагностики умственного развития ребенка от рождения до шести лет. М.-л., 1930.
- Предисловие автора к русскому изданию.
- Часть 1. Умственное развитие ребенка дошкольного возраста
- Глава 1. Введение.
- Глава II. Значение дошкольного периода развития.
- Глава III. Развитие и длительность.
- Глава IV. Научное исследовании развития.
- 1. Описательно-биографический метод.
- 2. Метод опросов.
- 3. Экспериментальный метод.
- 4. Психометрический метод.
- Часть 2. Нормы развития
- Глава VII. Перечень нормативных признаков.
- (Д). Двигательная деятельность. Д 1. Контроль над положением тела.
- Д 2. Передвижение.
- Д3. Хватание.
- Д 4. Рисование и контроль над движениями руки.
- (Р). Речь. Р 1. Словарь.
- П 2. Подражание.
- П3. Нахождение предметов.
- П 4. Понимание.
- П 5. Дифференцирующее выполнение.
- П 6. Апперцепция.
- П 7. Представление о числе.
- (Л). Лично-социальное поведение. Л 1. Реакция на лица.
- Л 2. Навыки.
- Л 3. Инициатива и самостоятельность.
- 14. Игровые реакции.
- Л 5. Приобретенные сведения.
- Глава VIII (отдельные примеры. – а. А.). Нормы развития двигательной сферы. Контроль положения тела.
- Глава IX нормы развития речи.
- Глава X нормы приспособительного поведения.
- Глава XI. Нормы лично-социального поведения
- Глава XII. Динамические снимки
- Часть 3. Сравнительное исследование развития
- Глава XIV. Новорожденный.
- Глава XV. Очерк дошкольного развития.
- 1. Двигательная сфера.
- 2. Развитие речи.
- 3. Акты приспособления.
- 4. Лично-социальное (Personal-social) поведение.
- Глава XVI. Сравнительные поперечные срезы развития.
- Подбор субъектов.
- Глава XVII. Четырехмесячный и шестимесячный.
- Глава XVIII. Шестимесячный и девятимесячный.
- Глава XIX. Девятимесячный и двенадцатимесячный.
- Глава XX. Двенадцатимесячный и восемнадцатимесячный.
- Глава XXI. Восемнадцатимесячный и двухлетка.
- Глава XXII. Двухлетка и трехлетка.
- Глава XXIII. Трехлетка и четырехлетка.
- Глава XXIV. Четырехлетка и пятилетка.
- Глава XXV. Сравнительная картина развития.
- Часть 4. Диагностика умственного развития и наблюдение за ним
- Глава XXIX. Нормативная и клиническая психология.
- Глава XXX. Схемы развития.
- Схемы развития
- Глава XXXI. Нормативные сводки.
- Индивидуальные черты и отклонения
- 4. Выготский л. С. Проблема развития ребенка в исследованиях Арнольда Гезелла // Гезелл а. Педология раннего возраста. М.-л., с. 3 – 14.
- Проблема развития ребенка в исследованиях арнольда гезелла критический очерк
- Тема 3. Принцип ортогенеза и сравнительно-психологическая теория Хайнца Вернера Вопросы для обсуждения
- Литература для подготовки:
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 5.
- Глава 5. Теория организма и сравнительно-психологическая теория Вернера Биографические сведения
- Основная тема: Дифференциация субъекта и объекта
- Возвращаясь на примитивные уровни
- Ориентация на организм
- Сравнительный подход
- Некоторые сравнительные исследования Картинное воображение
- Физиогномическое восприятие
- Единство чувств
- Образование символов: организменный подход
- Теоретические вопросы
- Многоплановая природа развития
- Контроверза «непрерывность–прерывность развития»
- Феноменология
- Практическое применение
- 2. Чуприкова н. И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации., 1997, Гл. 4 и 6
- Глава IV
- Дифференциация структур как принцип и
- Содержание психического развития в
- Гештальтпсихологии
- 1. Характеристика генетически исходных психических образований и их развития в лейпцигской школе гештальтпсихологии (г. Фолькельт)
- 2. Психическое развитие в берлинской школе гештальтпсихологии (к. Коффка)
- 3. Рудольф Арнхейм о законе дифференциации в развитии изобразительной формы детских рисунков
- Глава VI ортогенетический принцип в теории умственного развития X. Вернера
- 1. Общая характеристика генетической теории X. Вернера
- 2. Синкретический характер первичных примитивных психических состояний и процессов. Недифференцированность субъекта и объекта. Начальные проявления дифференциации в эмоциональной и сенсорной сферах
- 3. Диффузные, слаборасчлененные формы сенсомоторной и перцептивной организации
- 4. Проявление синкретизма и развитие когнитивной дифференцированности на вербально-концептуальном уровне активности
- 5. Параллелизм микрогенеза зрительной формы и хода ее возрастного развития. Значение регрессии к более примитивным состояниям и операциям
- 6. Ортогенетический принцип в развитии умственных способностей и личности
- Тема 4. Понимание генеза детской психики и личности в классическом психоанализе з. Фрейда Темы докладов
- Литература для подготовки:
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 11.
- Глава 11. Психоаналитическая теория Фрейда
- 2. Фрейд з. Три очерка по теории сексуальности. СПб., 1997
- Три очерка по теории сексуальности Зигмунд Фрейд
- I. Сексуальные отклонения1
- 1. Отклонения относительно сексуального объекта
- А. Инверсия
- Сексуальный объект инвертированных
- Сексуальная цель инвестированных
- Б. Животные и незрелые в половом отношении лица как сексуальные объекты
- 2. Отклонения по отношению к сексуальной цели
- А). Выход за анатомические границы Переоценка сексуального объекта
- Сексуальное использование слизистой оболочки рта и губ
- Сексуальное использование заднего прохода
- Значение других частей тела
- Достань мне шарф с ее груди, Дай мне подвязку моей любви.
- Б). Фиксации предварительных сексуальных целей Возникновение новых намерений
- Ощупывание и разглядывание
- Садизм и мазохизм
- 3. Общее о перверзиях Вариация и болезнь
- Два вывода
- 4. Сексуальное влечение у невротиков Психоанализ
- Результаты психоанализа
- Невроз и перверзия
- Объяснение кажущегося преобладания извращенной сексуальности при психоневрозах
- II. Инфантильная сексуальность Недостаточное внимание к детям
- Латентный сексуальный период детства и его прорывы
- Сексуальные задержки
- Реактивные образования и сублимация
- Прорывы латентного периода
- Выражения инфантильной сексуальности
- Сосание
- Аутоэротизм
- Инфантильная сексуальная цель
- Проявление зоны заднего прохода
- Проявление генитальной зоны
- Полиморфно-перверзное предрасположение
- Инфантильное сексуальное исследование
- Загадка сфинкса
- Теория рождения
- Садистское понимание полового сношения
- Прегенитальные организации
- Амбивалентность
- Двухэтапный выбор объекта
- Аффективные процессы
- Интеллектуальная работа
- III. Преобразования при половом созревании
- Механизм предварительного наслаждения
- Опасности предварительного наслаждения
- Проблемы сексуального возбуждения
- Оценка внутренних половых органов
- Химическая теория
- Теория либидо
- Руководящие зоны у мужчины и у женщины
- Нахождение объекта
- Сексуальный объект во время младенчества
- Инфантильный страх
- Влияние инфантильного выбора объекта
- Нарушающие развитие моменты
- Сублимация
- Пережитое случайно
- Преждевременная зрелость
- Временные моменты
- Цепкость
- Примечания
- 3. Фрейд з. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1989
- Двадцатая лекция
- Двадцать первая лекция
- Двадцать вторая лекция
- Тридцать первая лекция
- Тридцать вторая лекция
- 4. Абрахам к. Исследования о самой ранней прегенитальной стадии развития либидо. СПб., 1997
- К. Абрахам. Исследования о самой ранней прегенитальной стадии развития либидо
- Добавление (а. А.)
- 5. Энциклопедия глубинной психологии. Том I. Зигмунд Фрейд: жизнь, работа, наследие. М., 1998 Алекс Холдер. Эдипов комплекс
- Гельмут Штольце. Эдипова ситуация, эдипов конфликт, эдипов комплекс
- Джозеф Сандлер и Кристофер Дэйр. Психоаналитическое понятие оральности
- Паула Хайманн. Заметки об анальной фазе
- Тема 5. Теория психосоциального развития э. Эриксона. Вопросы для обсуждения
- Литература для подготовки:
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 12.
- Глава 12. Эриксон и восемь стадий жизни
- 1. Оральная стадия
- 2. Анальная стадия
- 3. Фаллическая (эдипова) стадия
- 4. Латентная стадия
- 5. Половая зрелость (генитальная стадия)
- 6. Молодость
- 7. Зрелость
- 8. Старость
- 1 Дарвин придерживался аналогичного взгляда, как было показано в главе 3.
- 1В отношении исследований, рассматривающих эти параллели, см. Bell, 1970; Flavell, 1977, p. 54; и Gouin-Decarie, 1965.
- 2 В отношении дополнительных мыслей, касающихся параллелей на этой стадии, см. Kohlberg & Gilligan, 1971, p. 1076.
- 2. Эриксон э. Г. Детство и общество. – Изд. 2-е, перераб. И дополн. – сПб., 2000, Гл. 2 и 7
- Глава 2. Теория инфантильной сексуальности
- 1. Два клинических эпизода
- 1 Быт. 3:9. См. Также экзегетический комментарий к Быт. 3:8-10.В кн.: Новая Толковая Библия. - в 12-ти т. - т. 1. - л., 1990. - с. 277. - Прим. Пер.
- 2. Либидо и агрессия
- 1.В состоянии зарождения, возникновения (лат.). - Прим. Пер.
- 2.Anlage (нем.) -задаток; предрасположение; план; замысел. - Прим. Пер.
- 3. Зоны, модусы и модальности
- 1 Инкорпорация (лат. Incorporatio) - включение в свой состав, присоединение. -Прим. Пер.
- 1 Интрузия (от лат. Intrusus - втолкнутый) - активное внедрение во что-либо. -Прим. Пер.
- 1 Рене Спитц (René Spitz) назвал это «анаклитической депрессией».
- 4. Генитальные модусы и пространственные модальности
- Глава 7. Восемь возрастов человека
- 1. Базисное доверие против базисного недоверия
- 2. Автономия против стыда и сомнения
- 3. Инициатива против чувства вины
- 4. Трудолюбие против чувства неполноценности
- 5. Идентичность против смешения ролей
- 1 Иначе говоря, отсрочки. - Прим. Пер.
- 6. Близость против изоляции
- 7. Генеративность против стагнации
- 8. Целостность эго против отчаяния
- 1.«Тысяча мелких отвращений к себе, общий итог которых - не угрызение совести, а смутное беспокойство» (э. Ростан) - Прим. Пер.
- 9. Эпигенетическая карта
- Тема 6. Теория ж. Пиаже Вопросы для обсуждения
- Литература для подготовки:
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 6.
- Глава 6. Теория когнитивного развития Пиаже
- 2. Уоллес д. Двадцать великих открытий в детской психологии. СПб., 2004, Гл. 2 и 3
- Глава 2. От моллюсков к малышам: биологические принципы и психологические идеи
- Глава 3. С чего начинается мышление
- 3. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. Статей / Сост. И общ. Ред. Л. Ф. Обуховой и г. В. Бурменской. М., 2001 ж. Пиаже. Теория Пиаже [1970]
- I. Отношение между субъектом и объектом
- III. Теория стадий
- IV. Отношения между развитием и обучением
- V. Операторный и фигуративный аспекты когнитивных функций
- VI. Классические факторы развития
- VII. Уравновешивание и когнитивные структуры
- VIII. Логико-математические аспекты структур
- IX. Заключение: от психологии к генетической эпистемологии
- 1 См.: Пиаже ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1994. С. 346— 389.
- § 1. Эгоцентризм мысли ребенка
- 1 Или стадия «склонности к внушаемости» (tendances pithiatiques) [Janet, 1921].
- 1 Здесь и далее под ч. I, приводимой в скобках, имеется в виду: Пиаже ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1994. — Примеч. Ред.
- § 2. Трудности осознания и нарушение равновесия мыслительных операций
- 1 Здесь и далее под ч. II (приводимой в скобках) имеется в виду: Пиаже ж. Суждение и рассуждение ребенка // Пиаже ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1994. — Примеч. Ред.
- § 3. Неспособность к логике отношений и узость поля наблюдения
- § 4. Неспособность к синтезу и соположение
- §5. Синкретизм
- § 6. Трансдукция и нечувствительность к противоречию
- § 7. Модальность детской мысли, интеллектуальный реализм и неспособность к формальному рассуждению
- § 8. Предпричинность у ребенка
- О. Лоренцо, а. Мачадо. В защиту теории Пиаже: ответ на десять основных пунктов критики
- 1. Теория Пиаже недооценивает подлинные способности ребенка
- 2. Возрастные нормативы, установленные в теории Пиаже, не подтверждаются
- 3. Пиаже характеризует развитие с точки зрения его недостатков
- 4. Теория Пиаже объясняет поведение исключительно на основе способностей, не учитывая других факторов
- 5. Теория Пиаже принижает роль социальных факторов в развитии
- 6. Теория Пиаже постулирует синхронность развития познавательных структур, которая не подтверждается эмпирическими данными
- 7. Теория Пиаже описывает развитие, но не объясняет его
- 8. Теория Пиаже носит парадоксальный характер, поскольку она оценивает мышление на основе речи
- 9. Теория Пиаже игнорирует процессы развития мышления за пределами подросткового возраста
- 10. Теория Пиаже использует неадекватные логические модели
- 1 Супремум — точная верхняя грань множества, представляющая наименьший элемент множества верхних граней подмножеств данного множества. — Примеч. Ред.
- 2.Инфимум — точная нижняя грань множества. — Примеч. Ред.
- 1 Causa efficiens (лат.) — действующая причина. — Примеч. Ред.
- 2 Tertium (лат.) — третье звено. —Примеч. Ред.
- 1 Перефразируя слова Эйнштейна об Евклиде, можно сказать, что «если Пиаже не пробудил в Вас юношеский энтузиазм, то Вы не рождены заниматься психологией развития».
- 4. Развитие ребенка. Пер. С англ. М. С. Роговина. Под ред. А. В. Запорожца и л. А. Венгера. М., 1968 Критерии стадий умственного развития
- Генезис
- Стадиальные критерии
- Тема 7. Культурно-историческая теория развития психики л. С. Выготского Вопросы для обсуждения
- Темы индивидуальных докладов
- Литература для подготовки:
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 10.
- Глава 10. Выготский и социально-историческая теория когнитивного развития
- 2. Выготский л. С. История развития высших психических функций. М., 1983
- История развития высших психических функций
- Глава 1. Проблема развития высших психических функций**
- Глава 2. Метод исследования
- Глава 3. Анализ высших психических функций
- Глава 4. Структура высших психических функций
- Глава 5. Генезис высших психических функций
- Глава 6. Развитие устной речи
- Глава 7. Предыстория развития письменной речи
- Глава 8. Развитие арифметических операций
- Глава 9. Овладение вниманием
- Глава 10. Развитие мнемических и мнемотехнических функций
- Глава 11. Развитие речи и мышления
- Глава 12. Овладение собственным поведением
- Глава 13.Воспитание высших форм поведения
- Глава 14. Проблема культурного возраста
- Глава 15. Заключение. Дальнейшее пути исследования. Развитие личности и мировоззрения ребенка
- 3. Выготский л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 4. Детская психология. М., 1984
- 1. Проблема возрастной периодизации детского развития
- 2. Структура и динамика возраста
- 3. Проблема возраста и динамика развития
- Кризис первого года жизни*
- Младенческий возраст*
- 2. Период новорожденности
- 3. Социальная ситуация развития в младенческом возрасте
- 4. Генезис основного новообразования младенческого возраста
- 1. Сохранение низших центров в виде отдельных ступеней.
- 5. Основное новообразование младенческого возраста
- 6. Основные теории младенческого возраста
- Раннее детство *
- 4. Выготский л. С. Мышление и речь. [1934]
- [Зона ближайшего развития]
- 5. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. Статей / Сост. И общ. Ред. Л. Ф. Обуховой и г. В. Бурменской. М., 2001.
- 1 Здесь и далее обозначение возраста ребенка (например, 6;6—6 лет 6 мес.). — Примеч. Ред.
- Л.С. Выготский. О природе эгоцентрической речи * [1934]
- Р.Е. Левина. Идеи л.С. Выготского о планирующей речи ребенка* [1968]
- Ж. Пиаже. Комментарии к критическим замечаниям л. С. Выготского на книги «Речь и мышление ребенка» и «Суждение и рассуждение ребенка»* [1962]
- Тема 8. Разработка проблем психического развития в научной школе л. С. Выготского: а. Н. Леонтьев, а. В. Запорожец, д. Б. Эльконин Темы докладов
- Литература для подготовки:
- 1. Леонтьев а. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т., м., 1983. Деятельность. Сознание. Личность
- 4. Соотношение внешней и внутренней деятельности
- 5. Общее строение деятельности
- Глава 5. Деятельность и личность
- 2. Индивид и личность
- 3. Деятельность как основание личности
- 4. Мотивы, эмоции и личность
- 5. Формирование личности
- К теории развития психики ребенка
- Психологические основы дошкольной игры
- 2. Запорожец а. В. Избранные психологические труды: в 2-х т. М., 1986 о творческом пути а. В. Запорожца
- Действие и интеллект*
- Основные проблемы онтогенеза психики*
- 1. Введение
- 2. Условия и движущие причины психического развития ребенка
- 3. Возрастные периоды психического развития ребенка
- 4. Особенности различных видов детской деятельности и их роль в психическом развитии ребенка
- 5. Значение последовательных возрастных периодов детства для общего хода формирования человеческой личности
- Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве*
- Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка*
- К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка*
- 3. Эльконин д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989 Научные достижения д. Б. Эльконина в области детской и педагогической психологии
- Введение в детскую психологию
- Природа детства и предмет детской психологии
- История детства
- Теории психического развития ребенка
- Обучение и психическое развитие
- Проблема периодизации детского развития
- Кризис новорожденности
- Младенчество (первый год жизни)
- Раннее детство (от 1 года до 3 лет)
- Дошкольный возраст
- Младший школьный возраст
- И вновь о проблеме периодизации детского развития
- К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте
- Выдержки из научных дневников (1965—1983)
- Тема 9. Теория морального развития и концепция нравственного воспитания л. Колберга Вопросы для обсуждения
- Литература для подготовки:
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 7.
- Глава 7. Стадии нравственного развития по Колбергу
- 2. Психол. Журн. 1992. Т. 13. № 3 Штрихи к портрету л. Кольберга
- Штрихи к портрету л. Кольберга
- Ф. К. Пауэр, э. Хиггинс, л. Кольберг
- Глава 1. От моральных дискуссий к демократическому управлению школой**
- 3. Уоллес д. Двадцать великих открытий в детской психологии. СПб., 2004, Гл. 15
- Глава 15. Этика заботы: это путь женщины базовые материалы: in a different voice: psychological theory and women's development. Gilligan, с (1982). Cambridge, ma: Harvard University Press.
- 4. Кайл р. Детская психология. СПб., 2002 Моральные суждения в индуистской традиции
- Истоки морального мышления.
- Уровни просоциального рассуждения Эйзенберг.
- 5. Кон и. С. Ребенок и общество. М., 1988 [Уровень моральных суждений и социально-структурные характеристики общества]
- 6. Цырлина т. В. Встречное движение. М., 1991 [Дилеммы Колберга]
- Тема 10. Детские игры, их развитие и роль в жизни ребенка Темы докладов
- Литература для подготовки:
- Миллер с. Психология игры. СПб., 1999 Сюзанна Миллер. Психология игры
- Предисловие
- Глава 1. Историческое введение
- Избыточная энергия
- Теория рекапитуляции
- Упражнение навыков
- Игра как отношение
- Глава 2. «игра» в психологических теориях
- Психоаналитические толкования игры
- Другие теории инстинкта. Этологические исследования «неуместного» и «бесполезного» поведения
- «Пустая» деятельность
- Замещение
- «Жесты намерения»
- Незавершенная деятельность молодняка
- «Избыточная энергия»
- Теории научения и игра
- Российская наука и ориентировочный рефлекс
- Мотивация в американских теориях научения
- Научение и внимание к изменению
- Вклад гештальттеории и теории поля
- Теория игры ж. Пиаже
- Комментарий
- Глава 3. Игры животных
- Игра у позвоночных
- Млекопитающие
- Нервная деятельность, стимуляция и обратная связь
- Игры обезьян
- Игра у животных и понятие игры
- Глава 4. Исследовательские и подвижные игры Начало исследовательской игры и игры-упражнения
- Игровая активность в первые 18 месяцев
- Совершенствование умений и использование материалов
- Характеристики, привлекающие детское внимание
- Механизмы саморегуляции
- Некоторые комментарии по поводу сенсомоторной игры
- Глава 5. Фантазия, чувство и притворство в игре
- Фантазия, игра-воображение и выражение чувств
- Глава 6. Игра и подражание
- Некоторые теоретические объяснения
- Развитие способности к подражанию
- Научение через наблюдение
- Неявные подсказки и содержание подражательной игры
- Функции подражательной игры
- Глава 7. Социальная игра Развитие социальной игры
- Уступки и соперничество в игре
- Групповая игра и детские «стаи»
- Влияние на игровые группы и группировки других детей и взрослых
- Соперничество в игре и соревнования
- Глава 8. Влияние на игру индивидуальных и социальных различий
- Социальные, экономические и культурные различия в игре
- Свободное время и игрушки в четырех различных обществах
- Игра-фантазия и подражательная игра в разных обществах
- Игрушки
- Глава 10. Зачем нужна игра ?
- 2. Игра со всех сторон (книга о том, как играют дети и прочие люди): Пер. С англ. М., 2003, Барбара Гарнер. Развитие игры от рождения до четырех лет
- Джеймс Джонсон. Развитие игры от четырех до восьми лет
- М. Ли Мэнинг. Развитие игры от восьми до двенадцати лет
- Эллис Стерлинг Хониг. Социокультурные факторы гендерного поведения в детской игре
- Дайана Левин. Игра, содержащая насилие (о чем она говорит и как на нее реагировать)
- 3. Зеньковский в. В. Психология детства. Екатеринбург, 1995
- 4. Выготский л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка
- Л. С. Выготский. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка л. С. Выготский игра и ее роль в психическом развитии ребенка*
- 5. Лехтман-Абрамович р. Я. И Фрадкина ф. И. Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве. М.–л., 1949 ф. Я. Фрадкина. Этапы развития игры в раннем детстве
- 1 Аксарина н. М., Игры, занятия, значение и общие принципы их организации, Воспитание детей в яслях, под ред. Н. М. Щелованова и н. М. Аксариной» стр. 42, Медгиз, 1939.
- 1 Аксарина н. М., Игры, занятия, значение и общие принципы их организации, Воспитание детей в яслях, под ред. И. М. Щелованова и н. М. Аксариной, стр. 42—43, Медгиз, 1939.
- 6. Эльконин д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989 Эльконин д. Б. Развернутая форма игровой деятельности детей
- Развернутая форма игровой деятельности детей*
- Слово «игра». Игра и первоначальные формы искусства
- Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры
- Эльконин д. Б. Развитие игры в дошкольном возрасте
- Развитие игры в дошкольном возрасте*
- Роль и воображаемая ситуация: их значение и мотивация игровой деятельности
- Предмет — действие — слово (к проблеме символизма в ролевой игре)
- Эльконин д. Б. Насущные вопросы психологии игры в дошкольном возрасте
- Насущные вопросы психологии игры в дошкольном возрасте
- 7. Эриксон э. Г. Детство и общество. – Изд. 2-е, перераб. И дополн. – сПб., 2000, Гл. 6
- Глава 6. Забавы и заботы
- 1. Игра, работа и развитие
- 2. Игра и лечение
- 3. Истоки идентичности