logo
S_1_10_fixed

4. О понятии «ступень развития»

<...>Необходимо точнее очертить понятие «уровня», или «ступени». Спирман (Spearman) подверг резкой критике «псевдоистолкование тестов умственной одаренности, измеряющих якобы средний уровень, или ступень одаренности, в то время как фактически такое измерение является просто немыслимым и в действительности никем никогда не производилось»*.

Если мы правильно понимаем, эти критические замечания направлены преимущественно против измерения умственной одаренности как комплекса способностей.

Но разве в области психологии развития понятие «ступени» не может принести известную пользу, будучи даже научно беспомощным при математическом измерении одаренности? Термин «ступень» обозначает собой известный этап в некотором закономерном цикле. В промежуточной области между чистым описанием и точным измерением этот термин как таковой может представлять по крайней мере временную ценность. Приведем в качестве иллюстрации следующий пример.

Младенец впервые в своей жизни смотрит на свою руку. Ему три месяца от роду. Это блуждающий незадерживающийся взгляд. Лишь на одно мгновение фиксируются глазодвигательные мышцы, ручка приходит одновременно в состояние покоя. И вот это не является просто моментом поведения, как и не является конечно проявлением одаренности, но это есть поведенческий эквивалент.

* Spearman, The abilities of man, their nature and measurement. New York, 1927 г.

Мы должны считать это эквивалентом, ибо наше наблюдение связывается, во-первых, с возрастом, а, во-вторых, указывает на степень нервно-мышечного созревания в данном возрасте.

Время идет, ход развития продолжается. Ребенок достигает возраста четырех месяцев. Мы вновь подвергаем его наблюдению н находим, что фиксирование руки взором значительно удлинилось. Он буквально не отрывается от своих ручек в течение 5, 10, 20, 30 секунд. Это есть также поведенческий эквивалент, новый поведенческий эквивалент, Он указывает на более высокий уровень развития. Он служит индикатором. В ожидании вполне адекватных измерителей процесса развития, имеющих быть открытыми в результате глубоких исследований, позволительно давать поведению количественное выражение, пользуясь для этой цели возрастом в качестве масштаба. Когда будет наконец найден этот совершенный метод измерения, все же результаты измерения будет небесполезно сопоставлять с возрастом. Пока что сравнительный метод, который позволяет отличать трехмесячную ступень фиксирования руки взором от четырехмесячной ступени, является конечно грубым измерением, но вместе с потенциальным множеством других, также еще несовершенных, измерений он открывает возможность выявлять индивидуальные различия в темпе и общем направлении развития.

В своих исследованиях над детьми мы предполагаем, что степени, или ступени, порядка возрастающей зрелости существуют для отдельных моментов поведения, как рассматривание руки; для целых областей поведения, как передвижение в пространстве, и наконец для всей картины поведения данного индивидуума. Эта общая картина поведения изменяется несомненно с каждым месяцем жизни ребенка. Возрастные оценки указывают направление изменений и в грубых чертах—степень изменений. Не пороча самых принципов метода и не отвергая понятия «ступень развития», следует допустить возможность ошибок при фактической даче оценок. Наилучшим путем для достижения максимальной точности является получение статистически обоснованных возрастных стандартов поведения и улучшение методики подсчета отдельных тестов.

Уточнение возрастных норм зависит не только от более утонченной техники собирания материала, но и от выбора более коротких интервалов между возрастными рубежами. При изучении раннего детства это обстоятельство приобретает особенно большое значение. <...>