logo
S_1_10_fixed

5. Объем цикла умственного развития

Каков объем (span) цикла умственного развития? Этот вопрос является естественным следствием предыдущего и не имеет готового простого ответа. Говоря вообще, развитие имеет то же протяжение во времени, что и жизнь, и включает в себя феномены старения и упадка. Взятый в более узком смысле этот вопрос требует от нас установления критерия умственной зрелости и приурочения к этому этапу окончания цикла умственного развития. Но существует ли какой-нибудь адекватный критерий психической зрелости? Анатомические критерии, такие, как окостенение запястья, половое созревание, достижение определенного уровня в отношении длины тела или веса мозга,— непригодны. Сам критерий должен носить психологический характер. Если считать убедительным психологические данные, рост интеллекта, измеряемый по метрической скале, достигает предельного пункта в 14—15 лет. Спирман (Spearman), подвергший изучению различные цифровые данные, присоединяется к этому заключению. Он говорит о некотором основном факторе, равноценном общей одаренности и обозначаемом им через «g»: «Все данные говорят за то, что после 15—16 лет «g» не дает сколько-нибудь заметного роста и быть может делается постоянным даже несколько раньше. Таким образом индивидуум оказывается взрослым в отношении «g» задолго до того, как заканчивается его физическое развитие. И если заключение это с фактической стороны противоречит выводам «здравого смысла», то очевидно «здравому смыслу» пора пересмотреть свои выводы».

Если «g» (или его эквивалент) является основным атрибутом человеческой одаренности, то кривая умственного роста могла бы быть представлена линией, постепенно поднимающейся и образующей плато, начиная с 16 лет и через весь период зрелости. Остается открытым вопрос, может ли период упадка быть представлен в свою очередь просто в виде второго склона кривой.

Как бы ни были соблазнительны выводы Спирмана, позволительно все же сомневаться, может ли быть в такой степени упрощена проблема умственного созревания. Если под ростом мы условимся понимать крутой и легко измеряемый подъем некоторого общего признака, тогда предложенные возрастные отношения могут считаться правильными. Если же мы будем понимать под ростом способность к усвоению знаний, к их переработке и к творчеству, тогда единая платообразная кривая должна будет уступить место множеству кривых, которые в ряде случаев будут обнаруживать тенденцию к подъему вплоть до конца жизни.