logo
S_1_10_fixed

5. Раннее происхождение индивидуальных различий

В отношении наследования специальной одаренности мы находим в нашем материале только косвенные указания. Одаренность в рисовании, повышенный интерес к музыке, выраженный общественный темперамент, высокая словесная одаренность, раннее пользование обобщениями и абстракциями—все это достаточно отчетливо проявляется в детстве, заставляя думать о природных талантах или предрасположениях. Если бы подобные индивидуальные различия зависели от внешних условий, то мы наблюдали бы значительно большее сходство между близнецами и между детьми из одной семьи, чем это фактически имеет место.

Наш материал в целом, так же как и клинические наблюдения над детьми, не подтверждает той теории, по которой темп продвижения для всех детей один и тот же, а психологические различия между индивидуумами возникают в результате постепенных воздействий на однородное живое вещество, равномерно распределенное между отдельными особями. Тщательные антропометрические измерения плодов показывают, что расовые и индивидуальные особенности в строении лица, кости, стопы могут быть установлены уже во внутриутробном периоде. Если это справедливо в отношении мышц, скелета и кожи, то нет никаких оснований, чтобы дело обстояло иначе в отношении внутренней структуры нервной системы. Пластичность нервной системы сама по себе вполне совместима с высокой степенью врожденной дифференциации. Знаменитое сходство человека с обезьяной во внутриутробном периоде сильно преувеличено; ибо наряду со сходством существуют и различия, менее очевидные, но имеющие огромное значение. В этом отделе сравнительной анатомии и сравнительной психологии точное определение различий важнее пожалуй, чем установление бросающихся в глаза соответствий. Изучение этих различий показывает, что характерные видовые и индивидуальные особенности происходят не в силу различных наслоений поверх однородной первоначальной структуры, но заложены уже в самой первоначальной структуре.

Если мы хотим установить генезис индивидуальных человеческих различий, то нам нужно прежде всего определить момент их возникновения в жизненном цикле. Главное внимание должно быть устремлено при этом на период раннего детства. Вопрос о времени возникновения индивидуальных различий тесно связан с вопросом о способе их возникновения.

В связи с этим я считаю возможным сослаться на одну работу, проделанную мной совместно с мисс Элизабет Лорд. В этой работе мы произвели психологическое сопоставление одиннадцати пар ясельных детей, одинаковых в смысле возраста и времени пребывания в детском учреждении, но резко различных по социально-экономическому положению семьи.

В каждой паре один ребенок происходил из малокультурной и необеспеченной семьи, а другой—из семьи, где отец или мать занимались свободной профессией. Каждый ребенок прошел через индивидуальное тестирование, измерение и клиническую оценку. Всего было получено по пятнадцати признакам 330 цифр, подлежащих сравнению. В распределении этих цифр имелась определенная бимодальность, причем более высокие оценки совпадали с наличием благоприятного семейного окружения. Эти данные указывают на то, что основные факторы развития, от которых зависит конечно дифференциация структурных черт личности и типа одаренности, были в действии уже по крайней мере в двух-, трехлетнем возрасте.

Но в какой все-таки момент вступают эти факторы в действие? Самая затруднительность установить нулевой пункт их действий является уже частичным ответом на вопрос. Мы не имеем в своем распоряжении убедительных контрольных экспериментов. Те же самые дети должны были бы быть с самого начала наново воспитаны, в прямо противоположной обстановке, и лишь тогда мы получили бы нечто вполне доказательное. Весьма вероятно, что в области эмоциональных установок, интересов и идеалов произошел бы полный переворот. Но отсюда не следовало бы, что основная потенция роста коренным образом может быть изменена путем перемены среды.

Сомнительно также, могут ли заметно изменяться под влиянием среды основные черты темперамента. Воспитание и гигиеническая обстановка могут оказывать весьма ощутимое влияние на личность без того, чтобы при этом происходили глубокие изменения ее структуры. Нас в особенности поражала разница в аффективных установках двух близнецов двуяйцевого типа, бывших вплотную под нашим наблюдением на протяжении нескольких месяцев, начиная со дня рождения. По мнению как матери, так и экспериментатора уже в эти ранние месяцы жизни между обоими близнецами существовала определенная разница в таких вещах, как склонность к плачу, способность успокаиваться, выносливость к неприятным физическим ощущениям, готовность улыбаться, способность реагировать на социальные стимулы и т. д. Наличие этих эмоциональных различий у детей одной матери, пользующихся одинаковым физическим здоровьем, воспитывающихся в одинаковых условиях, указывает на эндогенную обусловленность характерологической структуры.

Стоит напомнить здесь об особенностях темперамента С. D. (описанной в главе VIII), Эта девочка уже в девятимесячном возрасте обнаруживала поразительное добродушие, доступность и общительность. Мы внимательно следили за ней в дальнейшем. Сейчас ей пять лет от роду, и, несмотря на то, что ей пришлось побывать в нескольких воспитательных домах, она не утратила своего обаяния. Обаяние это является нераздельной частью ее психологической структуры, наравне с замедлением темпа и с общим снижением ее развития. Можно предсказывать с большой долей вероятия, что она и в юношеском и во взрослом состоянии сохранит свои характерные эмоциональные особенности. Но предсказывать еще что-нибудь кроме этого рискованно. Станет ли она антисоциальным элементом, а у нее есть шансы стать таковым, будет зависеть от воспитания, условий и наблюдения, которыми она будет пользоваться в дальнейшем. Из нее может также выработаться полезный, трудовой член общества. Среда сохраняет тут решающую роль, хотя наследственность и ставит определенные границы.

Самая сущность развития кроется именно в этом смешении предопределенности и обусловливаемости. Темп и общее направление развития так же, как и темперамент, в очень большой степени определяются эндогенными или наследственными факторами; но то динамическое богатство, которое мы зовем личностью, оформляется лишь в горниле среды. Потенции развития зависят в основном от врожденных моментов, но структура личности определяется почти нацело теми социальными условиями, в которых развивается юная психика.