logo
S_1_10_fixed

5. Качественное своеобразие человеческого детства

Ограниченная психометрическая точка зрения заставляет нас довольствоваться измерением изолированных способностей и, исходя из картины поверхностного сходства проявлений, говорить о тождестве внутренних возможностей поведения. Между тем по существу аналогии такого рода должны являться лишь отправным пунктом при построении душевной жизни животных. Действительный «смысл» любого акта поведения любого живого существа может быть распознан лишь в аспекте генетическом, иными словами, в свете исторических взаимоотношений данного акта поведения с его прошлым и с его будущим. Отношение измеренного отрезка поведения ко всему жизненному циклу чрезвычайно важно. Определение онтогенетического возраста наступления определенных проявлений у различных видов становится важным в тот момент, когда этот возраст начинает привлекаться для сравнительной характеристики специфических видовых циклов развития.

То, что подрастающий орангутан способен в данном возрасте дотянуться до кубика, является понятно любопытным фактом, устанавливающим известную аналогию с шестимесячным младенцем; сходство однако подавляется здесь большим количеством сопутствующих различий. Сходство очевидно; различия лежат глубже и менее явны, и все же именно в этих различиях кроется неповторимое своеобразие человеческого детства,—своеобразие, проявляющееся очень рано. Ни в какой фазе жизненного цикла ребенок и четверорукое не оказываются одним и тем же. Черты человеческой личности не наслаиваются поверх более примитивной конструкции,—они, напротив, присущи уже начальным моментам человеческого поведения.

Преимущество человеческого детства заключается в его большей длительности и в более глубокой пластичности. Так же, как и у животных, мы имеем здесь дело со специфическим созреванием поведения. Но этот процесс совершается с меньшей неотвратимостью, и весь комплекс поведения оказывается гораздо более податливым; его модифицирует особенно резко социальная среда, в связи с чем совокупность приспособительного поведения беспрерывно видоизменяется. В области приспособительного поведения неречевого типа (так называемого практического интеллекта) существует на ранних ступенях развития высокая степень соответствия между человеком и другими приматами. Соответствие это может быть по временам настолько убедительным, что для его объяснения невольно хочется прибегнуть к биогенетической теории.

Однако над этой картиной сходства возвышается и динамически ее преобразует широко развившаяся способность к приспособительным и социальным реакциям. Социальность существует уже в доречевом периоде, задолго до того, как ребенок произносит свое первое слово. В этом и кроется тайна человеческой личности. Уже в момент рождения мы имеем перед собой человеческую личность, нет надобности выжидать для ее появления вертикальной походки и речи. Несомненно, что человеческое появляется поздно в истории развития расы, но оно возникает очень рано в истории индивидуального развития.