logo
S_1_10_fixed

Глава XV. Очерк дошкольного развития.

В предшествующих главах мы пытались проследить основную непрерывность развития. В нем не бывает ни резкого начала ни неожиданного конца; в нем нет промежуточных зияний. Если оглядеть с высоты птичьего полета весь период дошкольного развития, то на всем его протяжении бросается в глаза динамическое единство и связь всех его разнообразных проявлений. Но такой обзор весьма затруднителен вследствие изумительной сложности и разнообразия явлений. Взбираясь на гору, мы можем, охватить взглядом обширную площадь, если изберем достаточно высокий пункт наблюдения; но действительно изучить местность можно, лишь исследовав каждый пункт и обозрев его с разных сторон.

Быть может, наиболее сжатый обзор дошкольного развития можно получить в той схеме нормативных явлений, которая приведена в главе VII, и в ряде нормативных перечней, помещенном в главе XXXII. Первая подразделяет различные проявления поведения на четыре группы, которые, конечно, не обособлены полностью одна от другой, но заключают в себе ряд явлений, психологически родственных. Вторые — распределяют данные развития таким образом, чтобы можно было получить представление о характерных признаках каждого восходящего возрастного уровня.

В настоящей главе мы намерены очертить общий ход развития в четырех главных областях поведения: 1) двигательной сфере, 2) развитии речи, 3) актах приспособления и 4) социального общения.