logo
S_1_10_fixed

Изучение хода развития

Гезелл говорил, что когда мы изучаем рост человека, нужно производить не только количественные измерения, а исследовать характер совершенствования поведения растущего организма. Так можно изучать все, что имеет определенную форму или характерный рисунок развития - например, моргание. Но самое важное в организации характерных паттернов поведения, это сам процесс, в результате которого формируются определенные действия (Gesell & Ilg, 1943, p. 16-17).

Мы считаем, что хорошей иллюстрацией процесса формирования поведенческого паттерна может служить развитие зрения ребенка. При рождении глаза ребенка бесцельно блуждают, но через несколько дней или даже часов дети могут останавливать глаза и смотреть на предметы в течение короткого промежутка времени. Они могут останавливать глаза и пристально смотреть «по своей воле», так как между нервными импульсами в мозге и крошечными мышцами, обеспечивающими движения глаз, образовался новый паттерн связей (р. 17-18).

По достижении месячного возраста дети, как правило, могут смотреть на свисающее кольцо и следить за ним, если его перемещение не превышает 90 градусов. Эта способность подразумевает новую организацию — а именно, что мышцы глаз уже работают в связке с большими мышцами, которые обеспечивают поворот головы (р. 19).

Процесс формирования паттернов продолжает расширяться, когда дети организуют движения глаз при помощи движений рук, например, когда они смотрят на то, что держат в руке. К 4 месяцам дети, как правило, держат погремушку и смотрят на нее. «Это — значительный показатель роста. Он означает, что глаза и руки работают сообща и формируют более эффективную координацию. Психический рост нельзя оценивать в дюймах и фунтах. Поэтому он оценивается паттернами» (р. 19).

Все же координация рук и глаз еще не окончательно устанавливается к 4 месяцам. В течение некоторого времени глаза опережают развитие рук. В 4 месяца, например, дети могут «брать» дюймовый кубик или даже маленькую конфету глазами; т. е. они сосредоточенно смотрят на кубик или конфету под разными углами. Но они не могут схватить их руками. Дети могут смотреть на кубик и потом — на свои руки, как будто собираясь схватить кубик, но они просто не могут этого сделать. Их, нервная система еще недостаточно созрела. Только приблизительно к 6 месяцам дети, как правило, оказываются в состоянии брать кубик, захватывая его ладонью, и только в 10 месяцев они могут брать указательным и большим пальцем маленькую сладкую конфету (см. рис. 2.2). Таким образом, координация глаз–рука развивается медленно, — но постепенно она становится все более организованной и включает более дифференцированные и точные движения.