logo
S_1_10_fixed

Принципы развития Концепция созревания

Гезелл говорил, что рост, или развитие, ребенка происходит под действием двух основных сил. Во-первых, ребенок — продукт своего окружения. Но самое главное, считал Гезелл, развитие ребенка направляется изнутри действием его генов. Гезелл называл этот процесс созреванием (Gesell & Ilg, 1943, p. 41).

Самая яркая черта развития как созревания — это то, что оно всегда разворачивается в фиксированной последовательности. Сперва это можно наблюдать в развитии эмбриона, когда, например, сердце начинает развиваться и функционировать первым. Вскоре после этого быстро дифференцирующиеся клетки начинают формировать центральную нервную систему — головной и спинной мозг. Развитие мозга и головы, в свою очередь, начинается до развития остальных частей, таких как руки и ноги. Такой порядок, выполняемый в соответствии с генетический программой, никогда не нарушается.

Точно такая же последовательность развития продолжается и после рождения. Например, так же как первой у эмбриона развивается голова, она — главный орган в раннем постнатальном развитии. Дети сперва контролируют свои губы и язык, затем — движения глаз, сопровождаемые контролем шеи, плеч, рук, пальцев, туловища, ног и ступней. Как и до рождения, в период развития после рождения наблюдается общая тенденция развития: от головы — к ногам (Gesell, 1946, р. 339). [В эмбриологии и возрастной психологии эту тенденцию развития принято называть цефалокаудальным принципом. – А. А.]

По мере того как дети растут, они учатся сидеть прямо, стоять, ходить и бегать, и эти способности также развиваются в определенном порядке. Они возникают вместе с развитием нервной системы, которое само направляется генами.

Разумеется, у детей скорость развития значительно варьирует. Не все они начинают одновременно стоять и ходить. Тем не менее, все дети проходят одинаковую последовательность этапов развития. Более того, индивидуальные различия в скорости взросления, с точки зрения Гезелла, по большей части обусловлены внутренним генетическим механизмом (Gesell, 1945, р. 161).

Как уже указывалось, результат созревания отличается от эффектов воздействия окружающей среды. То есть, в период пренатального развития созревание происходит не вследствие воздействия на зародыш факторов специфической внутриутробной среды, вроде температуры эмбриона и кислорода, получаемого от матери. Эти факторы внутренней среды, конечно, существенны — они поддерживает надлежащий рост, — но они не играют прямой роли в последовательном развертывании конкретного набора структур и действий. Здесь работают внутренние, генетические механизмы созревания.

Родившись, ребенок попадает в совершенно иное окружение. Это окружение не только отвечает его физическим потребностям, но и побуждает вести себя определенным образом. Гезелл говорил, что ребенку очевидно нужно социальное окружение, чтобы понять свои возможности, но он также считал, что силы социализации лучше всего срабатывают, когда совпадают с внутренними принципами созревания (Gesell & Ilg, 1943, p. 41).

Гезелл выступал против того, чтобы заставлять детей усваивать что-либо раньше, чем они могут. Дети сядут, пойдут и заговорят, когда будут готовы, когда окажется, что их нервная система уже достаточно созрела. В нужный момент они просто начнут справляться с задачей, руководствуясь своими внутренними побуждениями. До этого времени обучение не будет представлять ценности и может создать напряжение между воспитателями и детьми.

Некоторые доказательства в пользу теории созревания дают нам исследования идентичных близнецов. Например, Гезелл и Томпсон (Gesell & Thompson, 1929) побуждали одного из близнецов лазить по лестнице, а также брать кубики и манипулировать ими. Этот близнец показал более раннее развитие соответствующих навыков, чем другой, однако нетренированный близнец вскоре начал его догонять, хотя и упражнялся в подобных действиях намного меньше. И он начал выполнять эти действия именно в том возрасте, когда от него ждали выполнения этих заданий. Следовательно, по-видимому, существует внутренний график, определяющий готовность совершать определенные действия, и польза раннего обучения относительно кратковременна. Вопрос ранней стимуляции противоречив, но представляется, что наши усилия ускорить раннее двигательное развитие приводят к незначительным результатам (Sroufe, Cooper, & De Hart, 1996; p. 136-137; Zelazo, Zelazo & Kolb, 1972).

Следовательно, созревание — это процесс развития, обусловленный внутренними факторами — главным образом генами, — химическими веществами, содержащимися в ядре каждой клетки. Гены определяют последовательность, время и форму появления паттернов действия.

Тем не менее точный механизм работы генов как во времена исследований Гезелла, так и по сей день остается разгаданным не до конца. Мы знаем, что гены не действуют по отдельности и, по-видимому, получают сигналы от цитоплазмы, клеточной субстанции за пределами ядра (Gesell, 1945, р. 22; Gilbert, 1994, р. 10). Так как цитоплазма, в сущности, составляет окружение генов, мы видим, как трудно становится провести резкие различия между факторами внутренними и внешними. Тем не менее мы можем все еще представлять созревание как процесс, посредством которого гены направляют развитие, хотя и при взаимодействии с другими факторами.

До сих пор я иллюстрировал роль созревания главным образом на примерах развития моторного поведения в раннем возрасте, которое больше всего интересовало Гезелла. При этом Гезелл считал, что созревание направляет рост всей личности. Он, например, говорил:

Созревание нервной системы ребенка обнаруживает несколько стадий и естественных последовательностей. Он сидит, прежде чем начинает вставать; бормочет, прежде чем начинает говорить; выдумывает, прежде чем говорит правду; он рисует круг, прежде чем рисует квадрат; он становится эгоистичным, прежде чем становится альтруистом; он зависит от других, прежде чем достигает самостоятельности. Все его способности, в том числе и нравственность — подчиняются законам роста (Gesell & llg, 1943, p.11).