logo
S_1_10_fixed

Генезис

Определив структуру, мы можем перейти к описанию стадий развития как процесса формирования, ведущего к структурам равновесия. При изложении этого вопроса я ограничусь всего несколькими краткими указаниями и примерами.

Первая стадия простирается от рождения до примерно полутора лет. Этот первый период жизни характеризуется генезисом сенсо-моторной группы. Последняя состоит из комбинации обратимых действий, таких, как перестановка в пространстве. Шесть подстадий обозначают градуированный процесс развития в течение первого периода жизни наряду с градуированным распространением и усиливающейся мобильностью «схемы» поведения*:

  1. 0—1 месяц: упражнения по схеме рефлекса.

  2. 1—4½ месяца: первичные циркулярные реакции (формирование моторных привычек и восприятий).

  3. 4½—9 месяцев: вторичные циркулярные реакции (формирование интенциональных актов и схватывания).

  4. 9—11 или 12 месяцев: координация схем (окончаний и середин) и константность объекта.

  5. 11 или 12—13 месяцев: изобретение новых средств (сенсо-моторный интеллект).

18 месяцев: интериоризация (interiorization) сенсо-моторных схем и достижение группы перестановок (detours).

* Пиаже называет схемой часть поведения, которая может быть повторена и скоординирована с другими частями (прим. автора).

Вторая стадия характеризуется наличием периода формирования и периода уравновешивания. Период формирования длится с полутора до семи лет, а период уравновешивания — с семи до одиннадцати лет*.

Период формирования характеризуется зарождением репрезентирующего интеллекта. Внутри этого длительного периода формирования можно различить еще две фазы, между которыми нет, однако, отчетливой демаркации.

В первой из них происходит формирование мышления в символах, что ведет к репрезентации. В действительности же сдвиг от сенсо-моторного действия у младенца к репрезентации в уме у ребенка более старшего возраста происходит благодаря символической функции, дифференцирующей средство обозначения от обозначаемого. Каждому известны первые попытки ребенка представить события или явления при помощи символической игры, рисунка или при помощи языка.

Во второй фазе формируются конкретные операции. Умственные действия (действия, направленные внутрь и сопровождаемые репрезентацией) являются вначале

* Поскольку каждая фаза уравновешивания является в то же время подготовительной в отношении более поздней фазы, можно считать, что с семи до одиннадцати лет мы имеем фазу уравновешивания структур, подготовленных в период от двух до семи лет, которая может рассматриваться и как подготовительная фаза для структур, которые завершаются в период между одиннадцатью и пятнадцатью годами. Поэтому мы должны, собственно, говорить об одной стадии — от двух до одиннадцати лет и о другой стадии — от семи до пятнадцати лет, потому что структуры сменяют одна другую без сколько-нибудь заметного разрыва, и в этой последовательности каждая новая структура интегрирует предыдущую и подготавливается ею. Когда говорят о разрыве в семь или в одиннадцать лет, то это всего лишь условность или это делается из соображений удобства. Здесь мы условливаемся исходить из следующего: стадия I — от рождения до полутора лет; стадия II — от полутора до одиннадцати лет, включая формирование, или генезис, от полутора до семи лет и равновесие с семи до одиннадцати лет; стадия III — с одиннадцати до пятнадцати лет с заключительным равновесием, достигаемым примерно в период с четырнадцати до пятнадцати лет. Уровней уравновешивания в отношении конкретных операций (особенно в семь лет и в период с восьми до десяти лет) много именно потому, что эти операции еще не являются формальными, т. е. они все еще не отделены полностью от своего содержания, но представляют собой последовательное структурирование (struciuraiion) этих различных содержаний (прим, автора).

необратимыми, а затем группируются в обратимые системы. Вплоть до шестилетнего возраста интеллектуальное поведение ребенка в целом все еще детерминировано необратимыми умственными действиями.

Я хотела бы привести в качестве примера поведение двух мальчиков, Винцента и Марка, которые регулярно (через каждые полгода) подвергались психологическому обследованию, сочетавшемуся с электроэнцефалографией. Мы хотели дополнить наши «поперечные» исследования, проведенные с большим числом испытуемых, углубленными «продольными» исследованиями. Характер поведения Марка, которому в то время было пять с половиной лет, и. Винцента, которому в то время было шесть лет, ясно свидетельствовал о необратимости их мышления. Вот образец эксперимента, которому подверглись оба мальчика.

Для первого опыта (Пиаже и Шеминска, 1941) было использовано некоторое число рюмочек и яиц (рис. 7). Оба мальчика без всяких затруднений выполнили задание, заключавшееся в том, чтобы выбрать из корзины столько яиц, сколько имелось на столе рюмочек. При помощи операции установления взаимного соответствия один к одному для них оказалось возможным класть каждый раз одно яйцо против одной из рюмочек и т. д. Однако, когда экспериментатор разрушил это имевшееся в восприятии соответствие, разложив яйца через определенные пробелы и составив рюмочки для яиц в виде компактной кучки или наоборот, это вызвало у детей отрицание факта постоянства числа предметов; для детей число яиц являлось функцией занимаемого ими места.

Во втором эксперименте (Пиаже и Шеминска, 1941) нужно было перелить жидкость из высокого и узкого стакана в низкий и широкий стакан или разлить жидкость из одного большого стакана по нескольким маленьким (рис. 8). Хотя оба мальчика сами переливали жидкость, они считали, что количество жидкости либо возрастало, либо убывало. Прямое действие по переливанию еще не могло быть обращено в уме. Точно так же оба мальчика оказались не в состоянии понять взаимную компенсацию размеров (высокий и узкий равен широкому и низкому).

Для третьего эксперимента (Пиаже, Инельдер и Шеминска, 1948) были использованы два расположенных параллельно стержня одинаковой длины. Один из них был смещен по отношению к другому (рис. 9). И снова оба мальчика, сконцентрировав свое внимание на самом факте перемещения стержня и не будучи в состоянии обратить эту операцию, считали, что один стержень длиннее, а другой короче.

В четвертом опыте (Пиаже, Инельдер и Шеминска, 1948) были использованы две плоскости, на которых были изображены поля; на каждом из них паслась игрушечная корова (рис. 10). На каждое из полей мы одновременно поставили по игрушечному домику, затем еще по одному и так до четырнадцати; только на одном поле домики ставились близко друг к другу, почти вплотную, а на другом поле они были разбросаны по всей площади. Проблема заключалась в следующем: будет ли незанятая площадь на обоих полях восприниматься как равная? В нашем вопросе, обращенном к ребенку, это звучало так: «А что, у обеих коровок одинаковое количество травы для еды?» И здесь снова из-за неумения обращать процесс при помощи умственных операций дети оказались не в состоянии увидеть равенство оставшихся незанятыми площадей.

В пятом эксперименте (Пиаже, Инельдер и Шеминска, 1948) было изображено озеро с множеством островов различного размера, на которых дети должны были

построить домики одинакового объема, «с одинаковой вместимостью внутри» (рис. 11). В отношении маленьких детей еще не могло быть и речи о производстве измерений в трех

плоскостях. Нас интересовало только одно: может ли их мышление быть направлено на компенсацию неравных размеров? Оба мальчика неизменно сооружали свои домики одной и той же высоты, вне зависимости от площади основания.

Отсутствие обратимости связано с определенной косностью в системах отношений. Именно поэтому во время шестого эксперимента (Пиаже и Инельдер, 1948) Винцент и Марк все еще не были в состоянии вообразить, что уровень воды в наклонных бутылках может быть горизонтальным (рис. 12).

В седьмом (Пиаже и Инельдер, 1941) и восьмом экспериментах (Инельдер, не опубликовано) у двоих детей отмечались характерные для их возраста затруднения: они не могли производить упорядочение объектов по сериям в соответствии с их размерами или классифицировать их в соответствии с двумя или тремя критериями одновременно.

Короче говоря, в этих немногих экспериментах, как, впрочем, и в целом ряде других, эти двое детей были в состоянии выполнить умственные действия, но еще не могли производить операции, т. е., согласно нашему определению, обратимые умственные действия.

После медленно накапливающихся эволюционных изменений переход от необратимости к обратимости часто наступает внезапно в ходе решения какой-нибудь проблемы. Конкретные операции в целом, однако, постепенно начинают занимать свое место в системе отношений ребенка с окружающими его реальностями; семилетний возраст знаменует собой только начало обратимости.

У Марка переход от необратимости к первым формам обратимости произошел совершенно внезапно. После шестимесячного перерыва, т. е. по прошествии периода от шести до шести с половиной лет, поведение Марка в экспериментах, подобных описанным выше, полностью изменилось. При помощи системы обратимых операций он смог понять некоторые инварианты, к которым он, будучи шестилетним, даже не мог подступиться. Он оказался в состоянии выполнить также некоторые операции упорядочения по сериям и произвести классификацию. Такие же изменения, но более постепенные, хотя и не менее разительные, наблюдались у Винцента.

Уравновешенная структура, состоящая из группировки конкретных операций, не только знаменует собой окончание определенного возрастного периода, но и служит основой для дальнейшего развития. Здесь необходимо также различать несколько подстадий. В возрасте в среднем семи лет ребенок может выполнять логико-арифметические операции (классифицировать, упорядочивать в серии и устанавливать соответствие один к одному), но только годом позднее он достигает умения производить пространственно-временные операции (действия в системе евклидовых координат и в соответствии с понятиями проекции и одновременности). Таким образом, примерно до одиннадцати лет постепенно развивается система конкретных операций, которая впоследствии образует базис для формальных операций.

Третья стадия характеризуется постепенным становлением формальных операций, которые достигают состояния равновесия в период примерно четырнадцати-пятнадцати лет. В одиннадцать лет предподросток уже в состоянии производить дедуктивные умозаключения с помощью гипотез и не только на основании конкретных фактов. Его умственные операции уже освобождаются от конкретного. Но только в четырнадцать-пятнадцать лет эта новая форма интеллектуальной деятельности достигает состояния уравновешенной структуры, управляемой законами групп и решеток.

На примере двух мальчиков — Филиппа четырнадцати лет и Адриана пятнадцати с половиной лет — видно, что дети этого возраста оказываются в состоянии выполнять операции типа комбинаций и пропорций, в то время как за год до этого у них в таком же эксперименте наблюдались нахождения решения только путем проб и ошибок и абсолютно отсутствовало логическое решение проблемы. В ранее упомянутых экспериментах, произведенных в сотрудничестве с д-ром Г. Ноэлтингом (Инельдер, не опубликовано), по окрашиванию при помощи смеси нескольких химических растворов оба мальчика решали задачу путем систематического комбинирования предложенных элементов. Они комбинировали пять бесцветных растворов в различных порядках: 1+2, 1+3, 1+4, 1+5; затем 1+2 + 3 и т. д. с двумя, тремя, четырьмя и пятью элементами, пока не оказались в состоянии не только получить требуемую окраску, но и понять ту роль, которую играют при этом нейтральный и обратный элементы.

В эксперименте с проецированием на экран, проделанном с помощью господина Вин Банга (Инельдер, не опубликовано), два мальчика в возрасте четырнадцати лет (но отнюдь не в более раннем возрасте) справились с задачей произвести затемнение экрана (так, чтобы была видна только одна тень) при помощи серии колец различного размера, расположенных на различных расстояниях, и открыли при этом, предварительно не изучая данного вопроса в школе, что размер тени пропорционален диаметрам колец и обратно пропорционален расстояниям от источника света (рис. 13).

Формальный тип мыслительной деятельности у подростков раскрывается, таким образом, не только в вербальной форме, но и в том, как они организуют эксперимент и как представляют доказательства. Возраст от четырнадцати до пятнадцати лет

является, по-видимому, характерным для этой последней формы равновесия, которой завершается становление формальных операций.