logo
S_1_10_fixed

2. Что такое тесты интеллекта? (г. Айзенк)

Обычно тесты интеллекта состоят из разнообразных заданий, тестирующих специальные умственные способности, которые, как считается, образуют часть общих когнитивных способностей. Задания обычно располагаются в порядке возрастания сложности, с чередованием несходных заданий для усиления интереса.

Первая реальная шкала для измерения интеллекта была сконструирована Бине в Париже в целях тестирования учащихся школ. Она базировалась на понятии умственного возраста, предложенном в 1887 году С. Е. Шайе, который рассчитывал умственный возраст ребенка исходя из уровня сложности когнитивных заданий, решаемых ребенком.

Понятие умственного возраста

Уровень сложности задания устанавливался путем выявления среднего возраста, в котором большинство детей могли решать это задание. Таким образом, если трехлетний ребенок успешно выполнял задания, которые обычно выполнялись четырехлетними детьми, то его умственный возраст составлял четыре года, а его истинный, хронологический возраст — три года. Наоборот, если в (хронологическом) возрасте десяти лет он успешно выполнял только задания уровня восьмилетнего ребенка и не справлялся с заданиями уровня девятилетнего ребенка, то его умственный возраст составлял восемь лет. Позже эти два понятия были объединены вместе в виде так называемого коэффициента интеллекта:

IQ = УВ/ИВ x 100

УВ означает умственный возраст, а ИВ — истинный, хронологический возраст. 100 вводится для того, чтобы избавиться от десятых долей. Дети с высоким интеллектом имеют IQ выше 100, дети с низким интеллектом ниже 100, а ребенок со средними способностями имеет IQ с показателем 100.

Рис. 1 показывает тип распределения IQ, который мы обнаруживаем в популяции в целом, и дает расшифровку значений разных показателей IQ. Разумеется, приводимые термины сугубо описательны, но полезны в качестве общего указания.

Может быть любопытно посмотреть на некоторые тестовые задания Бине, использовавшиеся в его шкале интеллекта 1908 г. В возрасте трех лет ребенок способен указать на нос, глаза или рот; способен повторить выражения из шести слогов; способен повторить две цифры; способен перечислить предметы на картинке и назвать свою фамилию. В возрасте четырех лет он знает свой пол, способен назвать некоторые показываемые ему предметы, такие, как ключ, перочинный нож или монета;

он способен повторить три цифры и указать, какая из двух линий (5 и 6 см соответственно) длиннее.

В возрасте пяти лет ребенок способен указать более тяжелый кубик из двух (соответственно 3 и 12 г); он способен скопировать квадрат, используя ручку и чернила; он способен сконструировать прямоугольник из двух кусков картона, имея перед глазами образец, и способен сложить четыре монеты. В возрасте шести лет он различает правую и левую стороны, указывая на правую руку и левое ухо; он способен повторить выражения из 16 слогов; он способен определить сходные предметы с точки зрения их использования; он способен выполнить тройную инструкцию; он знает свой возраст и отличает утро и вечер. В возрасте семи лет он способен сказать, что отсутствует в незаконченном рисунке; он знает количество пальцев на каждой руке или обеих руках, не считая их; он способен скопировать ромб, используя ручку и чернила; он способен повторить пять цифр; он способен описывать картинки; он способен сосчитать 13 монет; он знает названия четырех основных монет.

Это типичные достижения детей дошкольного возраста. Разумеется, в общих чертах этапы развития детей младшего возраста были известны, но для создания шкалы Бине требовалось точно определить средний возраст, в котором ребенок становится способным выполнять различные тесты. Позже ученые, такие как Пиаже, продолжили вслед за Бине описывать этапы развития; тесты, использовавшиеся Пиаже, очень хорошо коррелируют c тестами Бине.

Конструирование тестовых заданий

В наши дни тесты IQ зачастую представляют собой не индивидуальные тесты, проводимые психологами, а групповые тесты, предъявляемые одновременно многим людям. Чтобы облегчить процедуру получения результатов, испытуемого просят выбрать правильный ответ из нескольких предлагаемых ответов. Рис. 2 показывает типичные задания, используемые в групповом тесте.

Задания 1 и 2 представляют собой задачи на последовательность, соответственно буквенную и числовую последовательность. Задания 3, 7 и 8 являются задачами матричного типа. Задание 4 представляет собой задачу на завершение предложения. Задание 5 — на выявление отношений. Задание 6 является задачей с использованием домино. Имеется множество других типов интеллектуальных задач, но приведенных примеров достаточно, чтобы дать представление о том, как выгладят тесты IQ.

Как конструируются такие тесты? Есть несколько основных правил. Первое — задание не должно требовать слишком много времени для решения; мы ограничены во времени при проведении тестирования в школе, армии или на производстве, а многочисленные тестовые задания нужны для того, чтобы получить реальную картину способностей человека. Второе — задания должны быть сконструированы таким образом, чтобы имелся один-единственный ответ. Третье — тест должен измерять не знания, а способность к решению проблем; другими словами, все элементы тестовых заданий должны быть одинаково известны или одинаково неизвестны всем детям или взрослым, принимающим участие в тестировании. Этого нелегко добиться, когда тестируются очень несходные популяции, но можно добиться очень близкой аппроксимации в сравнительно однородных популяциях, в которых образование является обязательным и все дети посещают школу. Но даже тогда, разумеется, необходимо избегать заданий, требующих повышенных знаний.

Новизна содержания

Прежде всего, задания теста интеллекта должны следовать законам ноегенезиса, как это изначально формулировалось Спирменом. Ноегенезис означает порождение нового содержания, основанного на отношениях, наблюдаемых между элементами данной задачи; основные правила, представляющие здесь интерес, — это выявление отношений и выявление коррелятов. Первое иллюстрируется на рисунке За, второе на рисунке 3б. Имея два основных элемента — например, «черное» и «белое», — мы можем вывести отношение — антонимы. Имея один элемент — «черное» — и отношение — антонимы, — мы можем вывести коррелят — «белое». Таким образом, на основе известных элементов и отношений мы можем выводить новое содержание, имплицитно присутствующее в задаче. Рассмотрим, к примеру, матричную задачу внизу. Между изображенными фигурами имеются различные отношения: например, градации черного, серого и белого цвета; формы (квадратная, круглая, прямоугольная) и знаки наверху фигур (+, С, Т). В каждом ряду и каждой колонке есть по одной такой фигуре, и отношения между основными элементами позволяют нам сделать вывод, что отсутствует фигура под номером 6 Процесс получения этого вывода ноегенетичен; чтобы прийти к правильному решению, необходимо выполнить когнитивную операцию или последовательность операций, базисных для всякого когнитивною процесса. Конечно, данная задача простая, но маленькие дети или индивидуумы с низким показателем IQ, несмотря на это, столкнутся с трудностями при ее решении или даже вовсе не смогут ее решить.

При конструировании теста в соответствии с принципами, которые будут обсуждаться в одной из следующих глав, отбираются несколько заданий, которые затем сводятся в тест и предъявляются большим выборкам популяции. Результаты дают возможность стандартизировать тест: на их основе делают заключение об уровне сложности каждого задания, возрасте, в котором задание обычно выполняется средним ребенком, любых различиях между полами в способности выполнить конкретное задание и так далее.

Главная причина считать эти тесты тестами интеллекта — тот простой факт, что, становясь старше, дети явно становятся умнее в абсолютном смысле; средний десятилетний ребенок умнее среднего четырехлетнего ребенка. Следовательно, умственный возраст указывает на умственную способность, а в отношении к хронологическому возрасту он несет некоторое указание на степень «продвинутости» или задержки умственного развития ребенка. Такова была изначальная концепция, на которой базировалось тестирование умственных способностей, и в наши дни она по-прежнему кажется весьма убедительной, хотя теперь у нас имеются и многие другие аргументы, подкрепляющие положение о том, что тесты IQ измеряют интеллект.

Разное употребление термина «интеллект»

Необходимо разграничивать разное употребление термина «интеллект». Д. О. Хебб предложил использовать термины интеллект А и интеллект В. Интеллект А — базовая способность организма учиться и адаптироваться к своей среде; детерминируется сложностью и гибкостью центральной нервной системы, которая, в свою очередь, детерминируется генами. Некоторые люди лучше одарены этими генами и, следовательно, имеют больший потенциал для умственного развития. Разумеется, это развитие не происходит в вакууме, но зависит от соответствующей стимуляции, исходящей от физической и социальной среды, в которой воспитывается ребенок.

Интеллект В — уровень способностей, который фактически демонстрирует человек в своем поведении. Этот интеллект, конечно, не является генетически детерминированным, но он и не просто усвоен или приобретен. Он является продуктом взаимодействия между природой и воспитанием, между генетическим потенциалом и средовой стимуляцией. Можно также ввести и третье определение интеллекта — интеллект С — для обозначения результатов измерения интеллекта В тестами IQ. Ясно, что тесты IQ только частично измерят интеллект В и не смогут охватить его целиком. Эти разграничения интересны и важны, и свидетельства, которые мы обсудим, позволяют нам прийти к некоторым выводам относительно их взаимосвязи. Интеллект С — или IQ — очень тесно связан с интеллектом В, а имеющиеся у нас свидетельства дают основание говорить, что интеллект А очень тесно связан с интеллектом B в обществе нашего типа. Позже мы увидим, почему можно считать эти выводы справедливыми. Мы также увидим, что сравнительно недавно были разработаны методы непосредственного измерения интеллекта А и что получаемые с их помощью оценки демонстрируют тесную связь с результатами тестов IQ.

Культурные факторы и кристаллизованный интеллект

Степень влияния средовых и культурных факторов на задания в тесте интеллекта вариативна. Ясно, что задания из простой последовательности, матричного типа или типа домино испытывают очень небольшое влияние культурных факторов, тогда как задания, предполагающие использование языка, в особенности задания словарного теста, испытывают гораздо более сильное влияние. На одном полюсе располагаются тесты, которые иногда называют тестами флюидного интеллекта, — тесты, минимально зависимые от знаний, образования или культурных факторов. На другом полюсе располагаются тесты кристаллизованного интеллекта, базирующиеся на знаниях и информации, которыми скорее будут обладать люди с высоким уровнем способностей, чем с низким. Там, где приобретение знаний более или менее стандартизировано, объем приобретенных знаний мог бы рассматриваться как прямая оценка интеллекта. Строго говоря, под интеллектом психолог обычно имеет в виду только флюидный интеллект, но в странах, где система образования строится на более или менее эгалитарных принципах, кристаллизованный интеллект может оказываться очень сходным с флюидным интеллектом — несомненно, что в Соединенных Штатах, Великобритании и континентальной Европе эти два вида интеллекта коррелируют между собой довольно значительно.

Эта глава преимущественно описательная; в ней мы подняли некоторые вопросы о значении интеллекта и его наследуемости и о различии между флюидным и кристаллизованным интеллектом, но не пытались ответить на них. Мы попробуем дать ответы в дальнейших главах.