logo
S_1_10_fixed

2. Развитие речи.

Первый акт поведения ребенка после рождения относится к области речи. Уже философ Кант придавал крику ребенка такое значение, назвав его «воплем отчаяния при катастрофе рождения». Игра дыхательных движений, воркование и другие звуки представляют даже у очень маленького ребенка подготовку к речи. Наконец из различных невнятных звуков появляется членораздельная речь. Число и разнообразие звуков, которые ребенок издает, забавляясь, быстро растут в течение первого полугодия. В первый день жизни обыкновенный наблюдатель не услышит от младенца ничего, кроме однообразных звуков «а» или «е»; в возрасте шести месяцев терпеливое наблюдение открывает громадное богатство звуков, издаваемых ребенком в течение одного дня.

Благодаря содействию Л. М. Мальмбергa (L. M. Malmberg) нам удалось получить точный перечень звуковой деятельности шестимесячного ребенка на протяжении суток. Прилагаемый график дает результат этого дня наблюдений. При этом было вычислено, что три процента времени, проведенного ребенком в состоянии бодрствования, было потрачено им на те или иные формы речевой деятельности. В девять месяцев тот же ребенок затрачивал на эту деятельность 6,66 % своего бодрствования. Мы видим из записи, что наиболее часто встречающийся звук был «da»: он составил 63% всех издаваемых звуков; за ним следовал звук «а» без согласной — 46%. На третьем месте стоял звук «ба»—30%. Звук «нгрр» (который предоставляем читателю прочесть лишь мысленно) был также весьма употребителен — 21%. Комбинация «н» с другими звуками повторялась весьма часто.

Анализ вокальной деятельности ребенка за целый день показывает, что в течение дня наблюдалось 104 отдельных момента вокализации, сложность которой колебалась от одного звука до тридцати двух повторенных слогов; в общем было семьдесят пять различных звуков и комбинаций.

Неудивительно поэтому, что некоторым из шестимесячных детей и весьма значительному числу девятимесячных детей свойственна способность говорить «да-да» «тятя». В двенадцать месяцев ребенок уже начинает владеть словарем. Средний двенадцатимесячный ребенок не только может сказать «папа» и «мама» или что-нибудь аналогичное, но произносит вполне отчетливо еще три или четыре слова. В одном случае замедленного развития запас слов состоял из «мама», «папа» и «затвори» (shut up).

Ниже приводится список слов, которые по сообщению матерей, произносили наши двенадцатимесячные испытуемые дети. Наиболее популярными словами, кроме «папа» и «мама», были «бай-бай» (bye-bye, прощай) и «беби».

В восемнадцать месяцев этот запас значительно возрос. Мы проверили словарь нескольких детей в тот самый день, когда им исполнилось восемнадцать месяцев, и воспроизводим ниже список слов и фраз. Приветственные слова опять стоят во главе.

В общем, 93 разных слова и 89 фраз.

В промежутке между восемнадцатью месяцами и двумя годами способность речи значительно возрастает, если принять во внимание выполнение довольно сложных тестов, включающих в себя употребление местоимений, названия цветов и т. д. Наши данные о владении речью двухлетних детей имеют особенное значение еще и потому, что они основаны на изучении пятидесяти детей американского происхождения, воспитывавшихся в домах, где говорили по-английски. Ниже прилагаются данные по исследованиям Мунца.

Что приобретение слов равномерно увеличивается соответственно возрасту, определенно подтверждается нашими наблюдениями над трех-, четырех- и пятилетними детьми. Объем словаря является показателем развития и до некоторой степени показателем интеллекта. Но способность к разговору, связанная с эмоциональною готовностью и общительностью, более зависит от индивидуальных черт характера и окружающей среды.

С точки зрения умственной гигиены и диагностики развития, способность разговаривать имеет большее значение, чем запас слов. Но последний отражает способность ребенка усваивать и применять слова и потому имеет прямое отношение к одаренности. Развитие речи, которое наблюдается у ребенка в периоде от трех до пяти лет, характеризуется правильным употреблением предлогов, употреблением описательных слов, тенденцией оперировать более общими понятиями, способностью приводить в логическую связь причины и следствия как в изложении действительных фактов, так и в выдумке. В известных пределах ребенок становится уже занимательным собеседником, тогда как четыре года назад он не был способен произнести ни одного слова.