logo
S_1_10_fixed

1 Аксарина н. М., Игры, занятия, значение и общие принципы их организации, Воспитание детей в яслях, под ред. Н. М. Щелованова и н. М. Аксариной» стр. 42, Медгиз, 1939.

Вред предоставления детям строго определенных, одинаковых для всех детей игрушек, как и непреклонного требования отдать их по истечении строго положенного времени, сейчас настолько очевиден, что не подлежит никакому обсуждению. Простой здравый смысл вступает в противоречие с такой «теорией».

Однако в корне неверной и опасной для развития ребенка является и противоположная крайность — отказ от всякого руководства игрой, т. е. проведение, по существу, теории свободного воспитания. Эта тенденция, в основе которой лежит взгляд на игру как на «самораскрытие» детской личности, нашла свое отражение в ясельной педагогике в виде теории «свободной игры». Роль воспитателя, согласно этой теории, ограничивалась созданием условий для игры: предоставления места, времени, игрушек. Основным вопросом считался вопрос об «организации среды для игры», в отношении же непосредственного вмешательства воспитательницы в игру ребенка господствовал взгляд о необходимости минимума вмешательства, об ограничении его случаями конфликтов между детьми, нежелательных с педагогической точки зрения игр и т. п.

Обе эти «теории» в чистом их виде в настоящее время признаны вредными и отвергнуты в теории ясельной педагогики.

«Если взрослый занимает в игре пассивную роль, общаясь с детьми лишь в случаях крайней необходимости (нужно вытереть нос, сменить штанишки, разнять дерущихся детей, предохранить ребенка от ушиба или падения и т. п.), или вся деятельность взрослого сводится лишь к организации игры путем подбора и смены игрушек, то игра детей в этих случаях очень примитивна и однообразна...», — пишет Аксарина, и дальше:

«Взрослый должен быть активен во время игры детей. Эта активность взрослого должна происходить в самых разнообразных формах, которые изменяются в зависимости от возраста детей, их поведения и условий данного момента.

Общение воспитательницы с детьми может происходить в виде совместной игры... различного речевого взаимообщения (разговора по поводу их действия, указаний, вопросов и т. п.), показов в виде непосредственного обучений различным новым действиям с игрушками... Однако все это отнюдь не должно иметь характера сухой регламентации всего содержания игры или сухого обучения с целью обязательного усвоения, а должно производиться в форме живого эмоционального общения с детьми»*.