logo
S_1_10_fixed

Глава 2. Теория созревания Гезелла Биографические сведения

Руссо считал, что поведение человека развивается в соответствии с внутренним планом и расписанием самой природы. Сегодня мы бы назвали этот процесс биологическим созреванием, а человеком, внесшим наибольший вклад в научное изучение процесса созревания, является по общему признанию Арнольд Гезелл (Arnold Gesell, 1880-1961).

Гезелл вырос в штате Висконсин, в маленьком городке Альма в верховьях Миссисипи. В своей автобиографии он описывал почти идиллическое детство на Среднем Западе, когда «холмы, долина, вода и климат делали каждое время года совершенно уникальным. У каждого времени были свои заботы и свои особые радости, казавшиеся еще сильнее из-за постоянно меняющейся и все же вечной реки» (Gesell, 1952а, р. 124). Так же возвышенно Гезелл описывал и красоту, которую он видел в процессе роста человека, с его «чередованием сезонов и последовательностей» (Gesell & Ilg, 1943, p. 57). Это, однако, не означает, что Гезелл был всего лишь сентиментальным романтиком. Он вел тщательнейшие наблюдения за развитием детей. Чтобы пополнить знания об основных физиологических процессах, в возрасте 30 лет он поступил в медицинскую школу, хотя у него уже была степень доктора философии и он вполне успешно работал психологом. Когда ему было 50, он и его коллеги в Йельской клинике детского развития спланировали и провели очень дорогостоящие и подробные исследования нейромоторного развития детей. Они разработали нормы поведения настолько всеобъемлющие, что они по-прежнему служат основным источником информации для педиатров и психологов. Гезелл также разработал один из первых тестов интеллекта для младенцев (Gesell & Amatruda, 1941).

Гезелл много писал о воспитании детей, основывая свой подход прежде всего на защите интересов ребенка. В начале 1940-х гг. он был самым известным «детским доктором», пока в 1945 г. Спок не опубликовал свою знаменитую книгу. Впрочем, Спок тоже не избежал некоторого влияния идей Гезелла.