logo search
S_1_10_fixed

Глава XIX. Девятимесячный и двенадцатимесячный.

Первоначальные реакции. Матери поднимаются по лестнице одновременно, держа детей на руках; оба ребенка с интересом осматривают новую окружающую их обстановку. Когда детей вносят в приемную комнату, их реакции не обнаруживают заметного различия. Дети не смущены и смотрят с интересом друг на друга. Когда к ним приближается испытующий, оба улыбаются.

Девятимесячный машет руками вверх и вниз; двенадцатимесячный более спокоен и серьезен, и его внимание фиксируется на более продолжительное время. Оба ребенка явно обнаруживают преобладающий интерес к лицам и фигурам и обращают сравнительно мало внимания на неодушевленные предметы, находящиеся в комнате.

Оба привлечены электрическим светом, когда его зажигают, и пристально смотрят на него; но 9-м. снова обнаруживает преобладание интереса к лицам, поворачиваясь от света к мисс Л., которая стоит у двери. Хотя фиксация внимания у 12-м. более продолжительна, чем у 9-м., однако первый чаще поворачивается к матери, узнавая ее и ища ласки.

Ни один из детей не обнаруживает боязни или чувства удивления, когда их вносят в экспериментальную комнату.

Дети вместе со своими матерями занимают места у широкого экспериментального стола.

Оба ребенка пристально следят за испытующим, который приготовляет коробки и исследует материал. При этом внимание 12-м. несколько более продолжительно, чем 9-м. Оба реагируют на стол активными исследовательскими движениями. 12-м. начинает ползать по столу, 9-м. ударяет и царапает по поверхности. 12-м. смотрит в течение продолжительного времени на 9-м., затем расплывается в улыбку и выказывает свое расположение к 9-м., который его, очевидно, теперь больше интересует, чем стол. 9-м. реагирует на это. Оба издают громкие звуки, тянутся друг к другу и прикасаются руками. Внимание 12-м. по отношению к 9-м. более продолжительно, чем 9-м. к 12-м. Интерес 9-м. скоро обращается на туалет матери 12-м. Он пристально всматривается в шляпу. 12-м. ведет себя на коленях гораздо более беспокойно, чем 9-м. 12-м. неоднократно подносит бусы, висящие на шее его матери, ко рту и далеко перегибается через край стола. Если его оставляют, он начинает ползать по столу или по полу. 9-м. более удовлетворен, сидя на коленях. 12-м. чаще разражается звуками, чем 9-м.

Перед каждым ребенком ставят чашечку, блюдечко и ложку. Оба реагируют на чашечку и блюдечко и сначала игнорируют ложку. 12-м. в конце концов соединяет в своей игре чашечку и блюдечко, держа то и другое в каждой руке. Внимание 9-м. ограничено сначала чашечкой, а затем блюдечком; комбинированные реакции очень слабы.

12-м. также играет некоторое время чашечкой, сначала ударяет ею, но вскоре берет чашечку и кладет ее на блюдечко. Оба часто мигают, вследствие шума, создаваемого игрой. 12-м. играет в общем более шумно.

12-м. получает явное удовольствие, ударяя чашечкой по блюдечку. Он делает то же самое и тогда, когда место чашечки занимает ложка.

9-м. приводит случайно в соприкосновение ложку и блюдечко; но по большей части он играет каким-нибудь одним предметом. Оба ребенка часто перекладывают предмет своей игры из одной руки в другую.

Оба довольны предметами своей игры, но 12-м. выказывает значительно бóльшую тенденцию смотреть на лица, находящиеся в комнате, в то время как 9-м., по-видимому, совершенно поглощен манипуляциями со своим блюдечком. Он случайно подносит блюдечко ко рту, но довольно удачно задерживает эту реакцию. Оба ребенка слегка сопротивляются, когда у них отнимают чашечку и блюдечко. Оба подносят ложку ко рту.

Реакции на кубики. Дети оживленно играют кубиком. Оба подносят кубик ко рту и перекладывают его из одной руки в другую. В обоих случаях обнаруживается противоположение большого пальца. Когда кубик покрывают чашечкой, оба приподымают и переворачивают ее, но в то время как 12-м. интересуется именно кубиком и захватывает его, 9-м. начинает играть вместо кубика чашечкой. Когда 12-м. указывают, чтобы он положил кубик в чашечку, он не отпускает его. Оба держат по два кубика, по одному в каждой руке. 9-м. проявляет интерес к третьему кубику, но он не схватывает его сразу, а немного спустя роняет один из кубиков, чтобы взять третий. 12-м. разрешает эту задачу гораздо проще: чтобы взять третий, он кладет один из кубиков в рот.

9-м. овладевает третьим кубиком, но оставляет второй; 12-м. проявляет определенное стремление удержать все три кубика.

Оба ребенка схватывают шарик клещеобразным движением. 12-м. тотчас подносит шарик ко рту.

Когда перед детьми подвешивается кольцо, оба проявляют настойчивое стремление дотянуться до него. Но в то время как 12-м. делает с этой целью усилия вскарабкаться, 9-м. не поднимается с колен, а напрягает тело и тянется вперед.

12-м. проявляет явный интерес к веревке и тянет ее вниз, чтобы достичь кольца. Когда веревка болтается, оба смотрят на нее и хватают ее 12-м. тянет веревку вниз с целью схватить кольцо.

9-м. больше нравится качать веревку и играть ее концом. Когда дети лишаются предмета своей игры, 12-м. обнаруживает большее беспокойство, чем 9-м. Однако как только он получает новый материал, его волнение тотчас прекращается. Оба ребенка издают звуки, 12-м. — в большей степени, чем 9-м.

Реакции па бумагу и карандаш. Оба ребенка находят большое удовольствие в игре с бумагой, причем 9-м. хватает ее с большей силой и рвет ее; 12-м. кидает бумагу из стороны в сторону и на стол. Ни тот, ни другой не подносят бумаги ко рту. Оба ребенка во время игры произносят звуки. 12-м. выводит карандашом каракули, подражая взрослым; 9-м. просто играет карандашом и перекладывает его из одной руки в другую. 12-м. недолго чертит каракули и переходит к ударным движениям; Уронив карандаш, 12-м. соскальзывает с колен, ползет за карандашом и поднимает его с пола.

Оба ребенка реагируют на свое зеркальное отражение. 12-м. реагирует жестами, направленными вперед; 9-м. также тянется вперед, но, по-видимому, следит охотнее за отражением руки, чем за отражением лица. Оба ребенка звуками выражают удовольствие по поводу этого опыта.

Оба ребенка чувствительны к переменам, происходящим в непосредственно окружающей их обстановке.

На каждый угол стола кладется кусок бумаги. 12-м. делает усиленные ползающие движения, чтобы достать бумагу; 9-м. замечает ее, но соответствующих усилий не делает. Очевидно радиус движения у 12-м. больше, чем у 9-м.; поэтому поле движений у 12-м. шире.

Когда перед ребятами ставят экспериментальный ящик, в который вставлена палочка, 12-м. ясно обнаруживает исследовательский интерес к отверстиям, всовывая руку в прямоугольное, а указательный палец — в маленькое круглое отверстие; ребенок намеренно приближает к отверстию палочку в руке. После нескольких демонстраций он бросает палочку в маленькое круглое отверстие. 9-м. не обнаруживает исследовательского интереса к отверстиям: он ударяет палочкой о поверхность ящика подносит палочку случайно ко рту и не делает никакой попытки бросить ее в отверстие.

Перед детьми ставят доску с гнездами. После трех демонстраций 12-м. настойчиво пытается положить круглый блок в отверстие и в конце концов достигает этого. Его первоначальная реакция, однако, более элементарна и состоит в том, что он ударяет блоком вверх и вниз. Интерес 9-м. проявляется исключительно в форме манипуляций: он вертит блок в различных направлениях. Он совсем не приводит блок в соприкосновение с доской, за исключением того, что ударяет им о нее.

Хотя 12-м. получает от всех этих опытов видимое удовольствие, однако, когда ребенку предоставляют ползать по полу, ему, очевидно, становится как-то свободнее. Это означает, что в этом возрасте есть специфическая потребность в ползании, которая всегда ищет себе выхода.

Если эта потребность не удовлетворяется, то она в большинстве случаев находит себе выход в беспокойстве. 9-м. не испытывает такой интенсивной потребности в передвижении.

12-м., очевидно, еще не приобрел способности намеренно отпускать предмет, который он держит. Он играет кубиком, кладя его в чашечку, и, вертя кубик в руках, неоднократно роняет его; при этом ясно обнаруживается, что он не способен добровольно оставить предмет своей игры.

Когда детей кладут в дорзальное положение, оба с интересом прислушиваются к звону колокольчика; 9-м. стремится дотянуться до него, между тем как 12-м. поднимается, ползет к колокольчику, берет его за ручку и трясет его.

Оба ребенка проявляют особенный интерес к ручке колокольчика. 9-м. в состоянии звонить лишь в течение нескольких секунд; при этом он вертит колокольчик поднятой кверху рукой — прием, который у взрослого означал бы недостаточность моторной координации.

12-м. сжимает подражательными движениями резиновую куклу (пищалку). 9-м. просто ударяет по ней и производит с нею характерные манипуляции.

Когда перед детьми на стол кладут три кубика, 9-м. проявляет интерес только к одному кубику, в то время как 12-м. явно желает овладеть вторым кубиком, а позже, кроме того, проявляет интерес к третьему кубику, всовывая его в рот. Таким образом он овладевает всеми тремя кубиками, в то время как 9-м. удовлетворен, играя одним. 12-м. забавляется, бросая кубик; но при этом снова обнаруживается, что он совершенно не способен намеренно выпускать предмет, который он держит; время от времени он просто делает бросательное движение, не выпуская кубика.

12-м. не хватает своего компаньона, как это делал 9-м. по отношению к 6-м. во время предыдущего опыта. Он реагирует лаской, слегка поталкивая 9-м., но не ударяя его.

Испытующий, сидя в кресле на расстоянии 1,5 м от детей, лицом к ним, периодически громко ударяет блоки друг о друга. Оба ребенка вначале сильно заинтересовываются и оба после каждого удара мигают. Однако секунд через тридцать 9-м. теряет к этому интерес и начинает ерзать на коленях у матери. Интенсивное внимание 12-м. заражает на короткое время 9-м., и последний следит в напряженном ожидании.

Интерес 9-м. снова обращается на эту процедуру, но лишь на короткое время; между тем у 12-м. внимание фиксировано в течение целых двух минут и могло быть фиксировано и дольше. Мигание у 9-м. было медленнее, беспорядочнее и интенсивнее, чем у 12-м.

Этот опыт показывает, что можно произвести эксперимент на условный рефлекс, используя мигание.

Все испытание продолжалось 70 минут, причем ни один из детей не обнаружил признаков усталости или протеста.