logo search
S_1_10_fixed

Глава VIII (отдельные примеры. – а. А.). Нормы развития двигательной сферы. Контроль положения тела.

Д 10. Сопротивление давлению на голову.

Норма: 4 С

Техника. Испытующий берет голову ребенка между своими ладонями, слегка надавливает на нее вправо и влево, а затем вперед и назад. Существует заметное различие в степени сопротивления в зависимости от того, в поперечном ли или в продольном направлении оказывается давление. Если сопротивление очень слабое или совсем отсутствует, с ним не следует считаться.

Пояснения. Этот тест имеет потенциальную клиническую ценность. Недостаток упругости тела является ранним симптомом дефективности. Упругость не обусловлена всецело физической силой и состоянием питания. Она зависит также от динамических факторов и от зрелости нервно-мышечной системы. Наблюдаются интересные индивидуальные различия в реакции детей на этот тест, которые стоит отмечать. Они имели бы еще большее значение, если бы их можно было регистрировать с большей или меньшей точностью посредством динамометрического аппарата. <...>

Д 35. Держит два кубика.

Нормы: 6 В, 9 С.

Техника. Ребенку на каждую ладонь кладут красный кубик или держат кубики перед ним на таком расстоянии, чтобы он мог схватить каждый из них. Задача этого теста состоит в том, чтобы удостовериться, может ли ребенок взять и удержать оба кубика одновременно, по одному в каждой руке. Положительный результат выражается нормой В для шестимесячного возраста, С — для девятимесячного.

Пояснения. Что скрывается за процентными различиями, которые обнаруживают по отношению к этой специфической реакции смежные возрастные уровни, — не совсем ясно. По-видимому, избыток самопроизвольной активности движений у шестимесячных благоприятствует тому, что ребенок в этом возрасте быстро роняет один из кубиков. Во всяком случае, мера, в какой ребенок обнаруживает в этом возрасте способность удержать оба кубика, является признаком более высокой зрелости и способности к торможению. <...>

P 13. Называние пяти предметов.

Норма: 24 В+.

Техника. Испытующий показывает ребенку по очереди ключ, копейку, перочинный ножик, часы и обыкновенный карандаш, спрашивая каждый раз: «Что это такое?» Если все пять предметов названы правильно, следует обозначить это нормой 24 В+.

Пояснения. Этот тест отличается от аналогичного теста стенфордской скалы, требующего, чтобы были правильно названы только три слова, и предназначенного для трехлетнего возраста. Но для трех лет это слишком легко. Этот тест можно применить и к 18 месяцам, но здесь он, вероятно, окажется менее показательным, так как затемняющее влияние опыта скажется здесь в большей мере.