logo search
S_1_10_fixed

Глава XXX. Схемы развития.

В настоящей главе собраны в последовательном порядке десять схем развития, которые могут составить диагноз хода развития. Среднее число признаков, включенных в каждую таблицу, составляет 35. Все эти признаки подробно описаны в предыдущих отделах, трактующих о нормах и методике. Признаки расположены в порядке, который облегчает пользование ими. Каждый признак сопровождается соответственным алфавитным и численным обозначением для классификации. Кроме того против каждого признака проставлена буквенная оценка, определяющая частоту наблюдения данного признака в группе нормативных детей соответственного возраста. A+ обозначает частоту от 1 до 20%; А от 20 до 50%; В+ от 50 до 65%; В от 65 до 85%; С от 85 до 100%. В общем, следовательно, В обозначает средний или обычный признак; А указывает на преждевременное развитие; С не имеет большого значения для дифференциальной оценки, за исключением случаев отсталости. <...>В число таблиц включена таблица для новорожденного младенца. Она не является строго нормативной схемой, и потому обычная буквенная оценка опущена. При этом указаны лишь приблизительные даты рождения, причем «д» обозначает дни, «н» — недели, а «м» — месяцы. Эта специальная таблица может применяться для характеристики состояния развития ребенка моложе трех месяцев. Главная ее цель — более детальное наблюдение и запись в случаях отсталости, когда ребенок стоит значительно ниже уровня таблицы четырехмесячного возраста.<...>

Общая оценка уровня развития выражается в возрастном мериле, с добавлением, в случае надобности, знаков плюса или минуса. «Низкий 9 месяцев» — обозначает низкий средний уровень. «Высокий 9 месяцев»—обозначает высокий средний уровень. «Ниже 9 месяцев» — замедленное или более низкое развитие. «Выше 9 месяцев»—ускоренное или более высокое. Но к этим голым обозначениям необходимо добавлять описательную формулировку. Общая оценка должна основываться на взвешивании всей совокупности индивидуальных оценок. Всегда надо стремиться к клиническому анализу. Общая оценка не должна представлять собою простого подсчета данных.

Здесь уместно будет предупредить читателя, незнакомого с этим делом специально, но желающего применить схемы на практике, что их легко истолковать ошибочно. Различие в две недели или месяц может составить большую разницу в картине в течение первого года или двух, в особенности в области речи. Запоздание в ходьбе может быть следствием рахита, а не отсталости умственного развития. Легкость речи не всегда предвещает хорошие способности. Некоторые дети развиваются скачками. Есть много индивидуальных различий. Оценка умственного развития детей изобилует теми же ошибками, в какие часто впадают профаны при оценке состояния питания. <...>

Нужно заметить, что все схемы развития имеют почти одинаковую длину и что данные достаточно разнообразны, чтобы образовать из каждой схемы подвижную скалу. В случае надобности могут применяться смежные схемы.

С клинической точки зрения, диагностика умственного развития одинаково сложна на всех уровнях. Разумеется, нельзя ожидать, чтобы для исследования четырехлетнего ребенка нам приходилось затрачивать в двенадцать раз больше времени, чем для исследования четырехмесячного младенца. Мы должны быть готовы, в случае надобности, потратить одинаковое количество времени и труда для того и для другого. Наша клиническая процедура, по существу, одинакова для всех возрастов.