logo search
S_1_10_fixed

4. Психометрический метод.

Психометрический метод может быть охарактеризован как метод измерения, или определения уровня поведения с помощью стандартных тестов. Его можно поэтому рассматривать как особый вид экспериментального метода. Свое практическое значение он получает благодаря тому обстоятельству, что он основывается не столько на изучении отдельного индивидуума, сколько на изучении сходных групп индивидуумов. Мисс Метир указывает, что первому применению массового метода в детской психологии мы обязаны Куссмаулю (Kussmaul) (1859). В своем изучении новорожденных младенцев он не ограничивался одним или двумя индивидуальными случаями, а выводил общие положения, основывавшиеся на наблюдении целого ряда случаев. Такого рода обобщение является фундаментом психометрического метода.

В 1880 г. Стэнли Холл произвел обследование умственного состояния детей, вступающих в школу, использовав для этой цели большое количество детей из бостонских детских садов. Это обследование считается началом движения в пользу изучения ребенка в Америке. Подобного рода массовые исследования вскоре получили право гражданства как у нас, так и заграницей, причем на сцену выступил и статистический метод, и добытые данные стали сопровождаться процентными классификациями.

Любопытно, каким образом одному из психологов, а именно Альфреду Бинэ (A. Binet, Париж) впервые пришлось сделать простое, но оригинальное применение количественного метода. Как и многие современные психологи, Бинэ посвятил себя вначале индивидуальному изучению, но в 1890 г. он произвел над своими двумя дочерьми, в возрасте 32 и 52 месяцев, сравнительное исследование, относящееся к суждению о длине и различению количеств, — исследование, послужившее, вероятно, основой для его дальнейшей работы.

Сам Бинэ ставил своей метрической скале для измерения умственной одаренности «задачу служить важному делу воспитания отсталых детей». В 1904 г. он был приглашен министром общественного образования работать в комиссии, которой было поручено выработать меры для обеспечения надлежащего образования дефективных школьников. Проблема выработки научной диагностики низких ступеней умственной одаренности привлекла внимание французского психолога. Он видел спутанность в большинстве существовавших в то время диагностических методов, недостаточность анатомических медицинских классификаций. Он видел также дефекты такого рода педагогического метода, который оценивал бы умственную одаренность на основе приобретенного знания. Он пришел к тому общему выводу, что проблема классификации низких ступеней умственной одаренности есть проблема клинической классификации и должна быть разрешена психологическими методами. Бинэ понял, однако, недостаточность чисто описательного психологического наблюдения. Он признал полезной и объективной схему вопросов, выработанную Бленом (Blin), но нашел все же, что она не дает прочных критериев для определения степени умственной одаренности. «Это естественно приводит нас,— пишет — он, к изложению плана нашей работы. Из него будет видно, что наша основная идея отлична от идеи Блена, хотя наша система измерения так же, как и его, является, по существу своему, психологической».

В чем состоит это различие? Оно заключается, в основе своей, в количественной стандартизации психологических характеристик в терминах возрастного уровня. Говоря опять словами самого Бинэ, «идея, лежащая в основе этого метода, заключается в установлении того, что можно назвать измерительной скалой умственной одаренности. Эта скала состоит из ряда тестов возрастающей трудности, начинающегося от самого низкого интеллектуального уровня, который только доступен наблюдению, и кончающегося нормальным уровнем. Каждая группа тестов в этом ряду соответствует определенному умственному уровню (или умственному возрасту)». В таком виде метод возрастной градации представляется в высшей степени простым и ясным.

Этот метод принадлежит всецело Бинэ. Даже В. Штерн, пионер детской психологии в Германии, называет Бинэ славным творцом метода возрастных градаций. Ряд других психологов соглашаются с Бинэ в том, что «установление количественных различий не имеет значения до тех пор, пока они не измерены, хотя бы и грубо»; но эти психологи считали, что специальные тесты, серии тестов и объективные измерения уже разрешают проблему. Никто из них не дошел до представления о возрастном уровне.

Какие бы ограничения и дефекты ни были заключены в идее возрастного уровня, как психологического метода, она во всяком случае послужила стимулом для огромной научно-психологической работы как практического, так и теоретического характера. О психологическом измерении написаны сотни статей, монографий и книг, обязанных своим появлением не в малой мере плодотворной работе французского психолога. Даже то массовое психологическое обследование, которое было предпринято американскими военными властями для определения умственного уровня солдат, в количестве до 1700 000, в известном смысле ведет свое начало из того же источника. Групповой метод тестовых испытаний является особой вариацией индивидуальной измерительной скалы Бинэ. При стандартизации испытаний и даже при формулировке результатов, касающихся психологии военного времени, был также использован принцип умственного возраста.

Пересмотры и видоизменения измерительной скалы Бинэ, особенно широко распространенные в Америке, не отходят однако сколько-нибудь значительно от его основного принципа. Скала точек Иеркса и Бридша (Ierkes и Bridges), хотя и исчисляет умственный уровень посредством точек, тем не менее признает фундаментальное значение, которое имеет для классификации уровней возрастной фактор. Видоизмененная Кульманом (Kuhlmann) скала Бинэ-Симона простирается ниже трехлетнего уровня, но стандартизация тестов ограничена здесь дошкольным и школьным возрастами. Стэнфордовское видоизменение скалы Бинэ не простирается ниже трехлетнего уровня и представляет на этом уровне неполную стандартизацию, опираясь на наблюдение десяти трехлетних детей. Терман (Terman) не только усовершенствовал и расширил измерительную скалу Бинэ, но и присоединил к формуле умственного возраста формулу интеллектуального коэффициента или «I. Q.1)». Подобный коэффициент или индекс был предложен также Штерном и Кульманом. Выражение I. Q. в настоящее время более широко распространено в психологической литературе, чем старые выражения «умственный возраст» и «умственный уровень». Оно получило своего рода официальное признание в педагогических измерениях и в прикладной психологии. I. Q., как известно, выражает отношение между умственным возрастом и хронологическим возрастом. Числитель этой дроби обозначает умственный возраст, как он установлен в измерительной скале Бине-Стэнфорда. Знаменатель обозначает жизненный возраст в годах и месяцах. Коэффициент является числовым индексом, позволяющим расположить умственные уровни в восходящий ряд, начиная от нуля I. Q. и кончая 200°/0 I. Q., принимая последнее число за выражение верхней границы гениальности. Удобство такого рода измерительной скалы очевидно, и естественно, что целый ряд психологов признали ее вполне соответствующей назначению.

1) Intelligence Quotient.

Мы не будем здесь обсуждать вопрос о клинической и практической ценности I.Q. Мы должны однако здесь же заметить, что в то время как знаменатель дроби, выражающей умственный уровень, обладает математической точностью, числитель на такую точность претендовать не может. Уже по одному этому следует критически относиться к формуле I. Q. в смысле ее математической правильности и применять ее на практике с осторожностью. Сам Бинэ держался подобной же точки зрения по отношению к формуле умственного возраста, менее сложной, чем I. Q., и был очень осторожен в оценке этой формулы. В 1905 г. он высказал нижеследующее положение, сохраняющее свое значение и сейчас, в свете тех споров, которые возникли вокруг формулы I. Q.

Говоря об измерительной скале умственной одаренности, Бинэ пишет: «Строго говоря, эта скала не дает возможности измерить умственный уровень, так как умственные качества нельзя наложить друг на друга, подобно линиям, а следовательно, нельзя и соизмерять друг с другом; но она дает классификацию, или иерархию изменчивых степеней одаренности, а для практических потребностей такого рода классификация равнозначна измерению».

В заключение заметим, что с чисто исторической точки зрения следует признать, что если понятие I. Q. тем или иным образом затемнило и запутало старые проблемы, то зато, оно оказало стимулирующее влияние на исследования в области прикладной психологии.