logo search
S_1_10_fixed

Глава 1. Введение.

Умственное развитие ребенка дошкольного возраста может быть рассматриваемо объективно как с обыденной, так и с научной точек зрения. Нашей задачей является связать в одно целое обе точки зрения — обыденную и научную.

В настоящем труде мы делаем попытку систематического исследования поведения нормального ребенка в периоды младенчества и раннего детства. При этом мы стремились дать нашим выводам возможно более конкретную формулировку, с тем, чтобы они могли, по крайней мере отчасти, быть использованы в практических целях.

Характерные черты младенческого периода настолько изменчивы и текучи, что упорядочение относящихся к этому периоду данных становится делом практической необходимости. <...>

Мы должны прежде всего признать, что из всех периодов жизни дошкольный имеет наибольшее значение для умственного развития. Этот период охватывает приблизительно первые семьдесят месяцев из тех семидесяти лет жизни, которые, по библии, составляют удел человека. Если представить всю человеческую жизнь в виде одного дня, то это составит только час. Но в течение этого часа протекает большая часть всего потока развития. Это положение остается истинным даже в том случае, если мы, вместе с Гексли, будем рассматривать жизнь и развитие как однозначные понятия. По крайней мере, в биологическом смысле первый период развития должен превосходить все остальные по многообразию явлений, которые имеют здесь место.

Этим основным биологическим фактом и объясняется то обстоятельство, что исследование первых пяти или шести лет жизни должно представлять собой длинную и многообразно разветвляющуюся линию... В первом году жизни мы должны различать, даже при некотором упрощении, по крайней мере, три периода умственного развития, заканчивающихся вместе с четвертым, шестым и девятым месяцами; на эти пункты, представляющие собой последовательные ступени созревания, мы и должны обратить внимание. Если включить период новорожденного, то весь дошкольный возраст образует десять последовательных ступеней развития, которые мы здесь и рассматриваем, каждую в отдельности.

О критериях, по которым мы устанавливаем эти ступени, а также и об общем значении всего дошкольного периода для умственного развития говорится в главе «Развитие и длительность» (гл. III). В этой главе мы сделали попытку выразить наглядно относительную динамику развития первых шести лет, сравнив их с другими периодами одинаковой продолжительности. Она укажет нам на клиническое значение дошкольной стадии развития. <...>

В настоящем труде мы рассматриваем «поведение» как функциональный показатель зрелости умственного развития. Возраст взрослого человека определяется возрастом его артерий; возраст же ребенка определяется его поведением. Правильно говоря, ребенок может делать не больше и не меньше, чем это ему позволяет степень зрелости и организация механизмов его поведения. Выражая состояние умственного развития его отношением к хронологическому возрасту и индивидуально-социальной среде, мы создаем диагностический базис для охраны умственного здоровья дошкольника. Диагностика умственного развития является существеннейшей частью умственной гигиены детства.