logo search
S_1_10_fixed

Сравнительный подход

Вернер хотел изучать развитие не только с организмической позиции, но и со сравнительной (компаративистской) точки зрения. Он хотел показать, как ортогенетический принцип дает нам возможность сравнивать типы развития в разных областях, включая различные культуры, виды и патологические состояния.

Вернера особенно интересовали параллели между людьми и культурами на ранних фазах их развития. Во многих отношениях, считал Вернер, умственная жизнь детей и туземцев имеет заметное сходство. Он говорил, что для мысли детей и туземцев часто характерно отсутствие дифференциации между «Я» и внешним миром. И те, и другие воспринимают деревья, облака и ветер так, будто они выражают такие же эмоции, какие испытывают люди. Подобные параллели мы будем рассматривать в дальнейшем, но, как показал Болдуин (Baldwin, 1980), сначала полезно обратить внимание на некоторое неправильное понимание результатов, полученных Вернером.

Во-первых, Вернер не пытался показать, что дети и туземцы мыслят абсолютно одинаково. Мышление детей в индустриализированном обществе далеко не так богато, не такое сложное и не сформировано полностью, как у взрослых в культуре малого племени. Дети могут наделять некоторыми эмоциями и какими-то смысловыми значениями элементы природы, но они не владеют сложной мифологией первобытных народов.

Во-вторых, Вернер не продвигал теорий рекапитуляции, которые были выдвинуты Руссо или Геккелем. To есть, Вернер не считал, что дети похожи на туземцев, поскольку они повторяют этапы эволюционной истории. Он отмечал, что в теории рекапитуляции слишком буквально определяется сходство между детьми и людьми из ранних, племенных обществ, без учета различий между ними.

Более того, Вернера не интересовала сама теория эволюции. Его не интересовало, когда появилось поведение, а интересовал лишь статус развития поведения в формальном значении, как это определяется ортогенетическим принципом. В некоторых случаях мышление в вымирающих культурах может быть более дифференцированным, чем в некоторых современных культурах. В любом случае, когда Вернер пользовался такими терминами, как «примитивный», «ранний» или «передовой», «развитый», он имел в виду статус развития в рамках формальной, теоретической модели.

Основная проблема сравнительной теории Вернера в том, что в ней можно найти политические мотивы. Когда Вернер описывал туземцев как примитивных и сравнивал их с детьми, казалось, что он намекал на более низкое развитие первых сравнительно с цивилизованными народами.

Вернер хотел избежать подобных оценочных суждений. Он отмечал (Werner, 1948, р. 34), что в более раннем устойчивом окружении примитивные типы мышления были высоко адаптивными. Как мы узнали из нашего обсуждения микрогенезиса, взрослые люди в западной культуре в состоянии творчества могут возвращаться к примитивным уровням мышления. И как мы увидим далее, художники все еще развивают примитивные формы опыта, обогащая при этом нашу жизнь. Вряд ли для Вернера термин «примитивный» заключал в себе какое-то отрицательное значение.