logo search
S_1_10_fixed

5. О возрасте недоношенного ребенка

Недоношенный ребенок имеет слишком много возрастов; именно поэтому он представляет особенный интерес с точки зрения диагностики умственного развития. Это разнообразие возрастов обязано очевидно тому, что его юридический возраст начинается с момента его рождения, в то время как психометрия датирует и паспортный и интеллектуальный возраст моментом окончания нормальной беременности. В результате при определении уровня развития недоношенного ребенка нам приходится иметь в виду следующие возможности в отношении возраста и в отношении коэффициентов развития:

  1. Хронологический возраст. Это тот официальный возраст, который вычисляется с момента фактического появления на свет. Однако это фальшивый возраст, ибо он делает ребенка старше, чем тот есть в действительности.

  2. Концепциональный возраст. Вычисляется от абсолютного нуля возрастной шкалы с момента оплодотворения; является вполне достоверным возрастом. Не зависит совершенно от времени появления на свет и не меняется поэтому в зависимости от того, наступило ли это событие в срок, слишком рано или слишком поздно.

  3. Интеллектуальный возраст. Развитие (интеллектуальный возраст) выражается в месяцах и в годах и также ориентируется на нормальное наступление рождения. Данное понятие может быть использовано также и применительно к внутриутробному периоду для выражения биологического возраста плода.

d) Исправленный хронологический возраст. Это официальный возраст недоношенного ребенка минус число месяцев или недель, остававшихся до нормального окончания беременности.

е) Генетический возраст. Это произвольная фикция, получающаяся в результате прибавления к интеллектуальному возрасту 9 календарных месяцев, что дает якобы подлинный уровень развития, считая от момента зачатия.

Попробуем теперь вычислить коэффициенты развития на основе указанных выше возрастов. Рассмотрим следующие три вида коэффициентов:

f) Генетический коэффициент = . Данный коэффициент соединяет несколько произвольным образом возраст до и после рождения и учитывает достигнутую с момента оплодотворения ступень развития. Он дает при недоношенности несоразмерно высокие цифры на протяжении раннего детства и не позволяет оценить по достоинству действительный уровень развития. По мере того как ребенок растет, коэффициент этот начинает давать менее ошибочные результаты.

g) Ложный коэффициент развития = . Вычисление этого коэффициента широко распространено. Он представляет собой отношение интеллектуального возраста к возрасту хронологическому. Он дает у недоношенного ребенка непропорционально низкие цифры на протяжении раннего детства. Подобно предыдущему коэффициенту он заключает в себе ошибку, которая становится ничтожной лишь при достижении ребенком школьного возраста. У J. L. этот коэффициент колеблется от 50 до 75.

h) Исправленный коэффициент развития = . Этот коэффициент развития имеет в качестве исходного пункта момент нормального окончания беременности, причем ложный хронологический возраст соответствующим образом исправлен. Данный коэффициент не нарушает установившейся традиции в оценке развития и дает довольно постоянные величины для всего периода раннего детства. Для J. L. величины эти приближаются к 80.