logo search
S_1_10_fixed

7. Ход времени и развитие

То, что развитие связано с возрастом, есть истина более чем шаблонная. Но связь этих двух моментов между собой носит настолько сложный характер, что тут открывается поле для бесконечных исследований. В общем на вопрос: «Подчинено ли развитие возрасту?», наши данные дают положительный ответ. Развитие не только совершается во времени, но оно есть функция времени. Самое наличие возрастных стандартов указывает на то, что уровень созревания неразрывно связан в раннем детстве с возрастом. Отдельные картины поведения не совпадают частично и не находят причудливо друг на друга. Нормальный пятимесячный ребенок стремится и вести себя подобно пятимесячному, а не четырех- или шестимесячному ребенку. Обратно, на основании картины поведения можно приблизительно определить реальный возраст.

Субнормальные и «одаренные» дети дают равномерное и устойчивое отклонение Комплексный процесс развития, несмотря на свою многогранность, склонен происходить как нечто цельное, обладающее в своем движении характерным темпом и общей направленностью. При расчленении этого комплекса на моторный, речевой, приспособительный и индивидуально-социальный виды поведения все эти моменты показывают наличие значительной сопряженности. Отсюда не следует, что они не обладают известной долей самостоятельности. Надо только иметь в виду, что колебание отдельных компонентов поведения происходит в определенных пределах, свойственных данному возрасту, и что значительное выхождение за эти пределы наблюдается относительно редко. Не следует однако думать, что наблюдаемые в раннем детстве легкие неправильности и колебания лишены значения. Наоборот, они могут являться основой самых резких и важных индивидуальных различий позднейшей жизни.

Во всех типах развития, даже наиболее необычных, смена наблюдаемых явлений подчиняется возрастной закономерности. Экзогенные факторы влияют на картину поведения и видоизменяют ее, но не могут обусловить ее.

Выразить количественно проявления умственного роста—это задача, которая представляет многочисленные теоретические и практические трудности. В основе трудностей лежит тот факт, что мы не имеем для развития абсолютного мерила sui generis, подобно тому, который имеется для бега времени.

Рост физический может быть выражен в килограммах и сантиметрах. Умственный рост при наших теперешних методах должен быть зарегистрирован в поведенческих эквивалентах. Эти последние так сложны и пока что так неразложимы, что им можно давать лишь ориентировочную формулировку, иерархически располагая их во временной последовательности и делая одни поведенческие комплексы измерителями других. Прекрасно учитывая все несовершенство этого метода, мы говорим все же об уровнях созревания, об этапах развития. Для того чтобы эти ступени развития были переведены на язык цифр, мы выражаем их в единицах интеллектуального возраста, т. е. в годах и месяцах, в тех математически безукоризненных единицах, которые психология заимствует от древней и точной астрономической науки.

Месяц астрономов есть производное от земной орбиты. В смысле хронологическом месяц всегда остается месяцем. Но месяц интеллектуального возраста есть производное от органического цикла, и этот месяц колоссально варьирует в зависимости от его положения в цикле развития и притом в цикле, больше напоминающем спираль, чем круг или эллипс.

Позволим себе привести конкретную иллюстрацию. Средний ребенок между четырьмя и пятью годами развит настолько, чтобы суметь нарисовать квадрат; двумя годами позже он сможет нарисовать ромб. Средний семимесячный младенец может достать шарик, положенный на стол, сложивши ладонь горстью; средний девятимесячный младенец может взять шарик точным пинцетообразным движением, противопоставляя большой палец указательному. В сущности говоря расстояние (иными словами, психомоторное расхождение) между пятилетней стадией квадрата и семилетней стадией ромба ничуть не больше, чем расстояние от семимесячной стадии примитивной горсти до девятимесячной стадии человеческого схватывания. Условимся называть различие между двумя ступенями поведения приростом развития. Мы неизбежно наталкиваемся на мысль, что двухмесячный прирост раннего детства равен по своей величине двухлетнему приросту в более старшем возрасте. Чем больше достигнутая высота развития, тем медленнее становится дальнейшее продвижение.

В области физического развития это с большой рельефностью было показано Мино (Minot). Он нанес на диаграмму тридцать вертикальных линий, изображающих последовательные десятипроцентные приращения в весе у ребенка от рождения до 18 лет. Диаграмма эта показывает, что линии гуще всего располагаются в раннем детстве и что промежутки между отдельными линиями с возрастом все увеличиваются. Четырнадцать линий, или почти половина всего количества, сосредоточены в первых трех годах. Иными словами, «чем старше мы становимся, тем дольше нам приходится вырастать на ту же относительную величину».

Не существует ли подобной закономерности и в области умственного развития? Поведение ребенка одно способно дать ответ на этот вопрос, ибо поведение есть функциональный показатель интеллектуального статуса.

Пусть мы не имеем подходящей единицы для измерения темпа умственного развития, но нет ли формулы, которая бы позволила выразить уменьшающийся с возрастом темп прироста? Такая формула есть, если только мы согласимся устанавливать уровень развития в единицах интеллектуального возраста и если мы примем в качестве постоянного отношение между интеллектуальным и реальным возрастом. Условимся выражать возраст развития в месяцах на протяжении первого года жизни и в годах после исполнения первого дня рождения. Мы можем графически изобразить тогда уменьшение приростов развития, выраженных в процентах. Мы просто сопоставляем каждый интервал со всем предшествующим отрезком времени, начиная от нулевого пункта, и находим стремительное снижение приростов. В течение второго месяца возраст ребенка удваивается, прирост здесь равен 100%. В течение третьего месяца прирост равен 50% (3:2). Прирост четвертого месяца ЗЗ⅓% (4:3). 5-й месяц дает 25% (5:4), а затем по порядку 20%, 16⅔%, 142/7%, 12½%, 111/9%, 11%, 91/11% и первый год цикла развития закончен.

Затем мы переходим к более крупным единицам счета—к годам, и имеем серию годичных приростов, арифметически соответствующих приростам месячным. На протяжении 2-го года ребенок удваивает свой возраст. Вплоть до наступления 13-го года мы имеем следующую серию процентных приростов: 100, 50, 33⅓, 25, 20, 16⅔, 142/7 12½, 111/9, 11 и 91/11 (диагр. 1).

Начало и конец всего цикла развития почти недоступны; мы даем просто графическое сопоставление месячных приростов первого года постэмбриональной жизни со следующими затем годичными приростами вплоть до тринадцати лет. Мы находим, что одна серия приростов повторяет другую. Если считать такой подход приемлемым, то следует придти к выводу, что на протяжении первых двенадцати лет жизни любой данный год после исполнения первого дня рождения в смысле своего значения для развития имеет ту же ценность, что и соответствующий месяц первого года жизни.

Эта сравнительная формулировка находит себе подтверждение и со стороны клинических данных. Клинический опыт целиком; оправдывает то общее положение, что чем моложе ребенок, тем серьезнее должно быть предсказание при всякой степени действительной отсталости.

В раннем детстве один месяц может оказаться решающим проблему дальнейшего развития индивидуума. В самом деле, в двухмесячном возрасте конституциональное отставание «всего на месяц» ярко будет выражать умственную недостаточность.