logo search
S_1_10_fixed

Механизмы саморегуляции

В некотором смысле игры — это по сути своей повторение. Давно известно, что младенцы и дети спонтанно «упражняют» каждый новый навык и каждое новое умение. Младенцы постоянно совершают сосательные движения, даже когда им нечего сосать, лепечут, когда их никто не слушает, размахивают кулачками, пытаются встать или двигаться от стула до стула, хотя никто не заставляет их это делать. Эти и подобные игры начинаются слишком рано и слишком универсальны, их трудно объяснить только ожидаемым поощрением. Психолог Джеймс Марк Болдуин еще в 1890 г. назвал эти явления «круговыми (циркулярными) реакциями» и предположил, что стимулы автоматически включают действия. Это рефлекторный процесс. Новорожденный слышит собственный крик, который стимулирует его действия. Пиаже расширил эту гипотезу, включив в понятие циркулярной реакции стимулы, поступающие из внешней среды, которые вызывают подобные реакции и постепенно включаются в них, тем самым порождая более сложные вторичные реакции на изменения в среде. Новые эффекты вызывают случайные действия, которые закрепляются в результате повторения. Например, ребенок, играя погремушкой, слышит звук и тут же повторяет это действие ради новых эффектов. В свою очередь, это действие и восприятие станут частью репертуара младенца и будут испытаны на других, подобных объектах. Повторение и дальнейшие случайные изменения рождают новый опыт, который затем воспроизводится. В конце концов младенец приобретает способность изменять свои действия, и делает это систематически для достижения различных результатов (см. гл. 2). Он разбрасывает предметы, стучит ложкой по чашке, бутылочке или по столу и делает что-то еще, что дает ему значительно больше информации, чем простое повторение. Этот процесс может быть объяснен как создание условий для сравнения действия с сенсорным событием, сопровождаемого наградой в виде некоторого изменения окружающей среды (Berlyne, D. E., 1960).

Классические циркулярные реакции регулируют соотнесение действий с их эффектами. По аналогии с саморегулирующимися автоматическими устройствами, организм нуждается в постоянных связях между центрами, контролирующими действие, и системами, принимающими сигналы из внешней и внутренней среды, которые информируют центры, достигло ли действие цели или нужна коррекция. Так, например, необходимо, чтобы молодая птица слышала свою песню, что позволяет ей вносить в нее исправления до тех пор, пока она не приобретет звучание, нормальное для данного вида. У детей лепет и другие формы «речевой практики» не менее важны для развития нормальной речи.

Искажение, отсрочка или замещение сигналов, которые поступают в обычных условиях из внешней и внутренней среды, нарушают поведение. Если вы рисуете звезду, но при этом наблюдаете движения своей руки только в зеркале или на телевизионном экране, искажающем угол, под которым вы обычно ее видите, то быстрые уверенные движения замедляются, становятся прерывистыми и неточными. <…> Эти изменения можно объяснить, используя понятие «обратной связи». Визуальные и кинестетические сигналы — важная информация, которая поступает в мозг и контролирует ответное действие через интегративные центры ЦНС.

Вопрос о том, имеется ли специфическая форма информационной обратной связи, которая играет более важную роль, чем другие, пока еще не решен. Установлено, что корреляция ощущений собственных движений индивидуума со зрением является необходимым условием для нормального развития. Вообще установление связи между действиями и полученными результатами способствует созреванию. Дети, конечно, проявляют признаки удовольствия и радости, когда они видят эффекты своего воздействия на объекты или людей, но при этом они не могут оценить, являются ли полученные результаты хорошими, плохими или индифферентными. Это поведение упоминается в описаниях игр как «удовольствие быть причиной», экспериментирование или «побуждение полученным эффектом». Так или иначе, но, до сих пор нет ясности, существует ли различие между восприятием эффектов и изменений, произведенных самим человеком, и восприятием изменений, которые не зависит от дополнительной информации из нервно-мышечных окончаний. Но, кажется, есть основания считать, что некоторые формы механизма обратной связи лежат в основании игры.

Согласно теории Пиаже, циркулярные реакции имеют две функции: приведение действий в соответствие с получаемой информацией (аккомодация) и объединение этих действий с уже приобретенными умениями, навыками и средствами классификации (ассимиляция). Ассимиляция соответствует кодированию и сохранению памяти в кибернетических моделях. В таких моделях повторение и повторение с изменениями действий называют процессами „обратной связи". Мы должны понять, что некоторые формы сенсомоторной игры — ни что иное, как проявление этих регулирующих процессов, прежде чем они стали автоматическими, скрытыми и быстродействующими у взрослых.