logo search
S_1_10_fixed

Свободное время и игрушки в четырех различных обществах

Особенно бросается в глаза различие в свободном времени и игрушках, доступных детям из Новой Англии. В Ньянсонго, кроме сельского хозяйства и, в меньшей степени, животноводства, мужчины занимаются ремеслом. Там, вполне сносный уровень жизни. Жители питаются и одеваются лучше, чем большинство крестьян в Африке. Но их экономическое положение все же достаточно напряженное, и женщины обычно заняты тяжелым трудом. Дети должны помогать им. Воспитание послушания и ответственности начинается как только родится следующий брат или сестра, в любом случае не позже 3-летнего возраста. Дети должны исполнять поручения взрослых, разносить блюда с едой по усадьбе между домами жен отца или его старших братьев, а также время от времени вместе с матерями пропалывать поля. В 6–7-летнем возрасте дети начинают заниматься полевыми работами. Если в семье есть скот, то мальчиков начинают учить пасти его у отца или старших братьев. За маленькими мальчиками присматривают их старшие братья, еще не прошедшие обряд инициации. Группы пастухов состоят из мальчиков из нескольких усадеб, и самый старший командует остальными и дает им указания. В усадьбах, где есть скот, старший сын, даже если ему всего 6 лет, несет ответственность перед отцом за благополучие скота.

Девочки и дети младше 6 лет остаются в усадьбе под присмотром старшей из дочерей, не прошедшей обряд инициации. Обычно они находятся на расстоянии крика от матери, работающей на близлежащих полях. Девочки помогают по дому, помогают мотыжить, полоть сорняки и собирать урожай, их учат лущить зерно и варить кашу. Они помогают мыть посуду в ручье, носить воду, заботятся о младших детях, таская самых маленьких на спине. Ребенок от 5 до 9 лет нянчит младших детей, а за пренебрежение своими обязанностями мать сурово наказывает его.

В Ньянсонго немногие дети ходят в школу. Свободное время детей ограничено не только имеющимися у них обязанностями; они должны бросить игру, как только взрослые или старшие дети потребуют этого. По этой или другой причине девочки, которым разрешено находиться только в усадьбе или поблизости от нее, общество которых ограничивается братьями, сестрами и другими детьми-родственниками из усадьбы, ведут себя пассивно в перерывах, часто весьма длительных, между занятиями по дому. Их игры заключаются в том, что они обнимают, тормошат или целуют младенцев, за которыми ухаживают, шепчутся и хихикают друг с другом. Они редко дерутся.

Мальчики, пасущие скот, уходят дальше от дома, за ними нет присмотра взрослых, и их обязанности не занимают всего их времени. В свободное время они лазят по деревьям, охотятся на птиц с помощью самодельных приспособлений, наблюдают за изменениями в природе и борются друг с другом. Пригнав скот на водопой, они плещутся в воде и иногда плавают. Единственная их игрушка — самодельная праща, с помощью которой они подбивают птиц и иногда «стреляют» друг в друга ягодами. Исследователи, жившие в Ньянсонго с 1955 по 1957 годы, только дважды видели, как дети играли, изображая нечто. Один раз 6-летний мальчик соорудил ярмо, в которое впряг младшего брата, другой раз 10-летний пастух построил дом из камыша. Так же редко встречаются и игрушки. Однажды мать дала сыну, который сильно обжегся, погремушку из тыквы, чтобы отвлечь его от боли. Матери детей постарше говорили наблюдателям, что когда их дети были маленькими, они давали им поиграть листьями или банками. Но наблюдатели, принимавшие участие во многих делах общины, сами никогда этого не видели.

Разительный контраст с американскими детьми, у которых хватает игрушек для дома и для улицы: мягкие игрушки, миниатюрные грузовики и автомобили, куклы, мишки, кукольная утварь и машинки на колесиках, игрушечные солдатики, пистолеты, музыкальные инструменты, трехколесные велосипеды и самокаты в дошкольном возрасте, а потом — двухколесные велосипеды. Кроме того, во многих семьях есть песочницы, детские бассейны-лягушатники и качели. Отцы запускают с детьми модели самолетов, играют с ними в свободное время. Родители водят детей в музеи, зоопарки, в цирк и т. д. Дошкольникам никогда не поручается постоянная работа по дому, хотя их и приучают собирать игрушки, а матери поручают им сходить за чем-нибудь около дома. Они проводят время в играх, занимают себя игрушками, рисуют, собирают разрезные картинки и конструктор, играют с соседскими ребятишками. Им разрешается смотреть телевизор.

Школьная учеба начинается в 6 лет, и она считается работой ребенка. Делается все, чтобы ребенку было интересно учиться. Обеспечить ребенку счастливое детство считается долгом взрослых, родителей и учителей. Свободное время школьников определяется расписанием занятий. Перерывы и перемены дети проводят в школьном дворе, бегая, гоняясь друг за другом или играя в различные игры. Драки в школьном дворе пресекаются учителем, за них детей наказывают. Девочки чаще играют в игры со скакалкой и т. п. После школы дети более или менее располагают своим временем, проводя его в играх со сверстниками. У них редко есть постоянные обязанности по дому, хотя 12-летних девочек могут оставить присматривать за младшими братьями или сестрами, или понянчить соседских детей. Игры детей в доме или во дворе большими группами матери не поощряют.

Чем старше дети, тем меньше взрослые присматривают за ними. Слишком большое вмешательство взрослых в дела мальчиков, которых поощряют «уметь постоять за себя», считается нежелательным, и взрослые вмешиваются, если дети слишком хулиганят или есть опасность, что они серьезно поранятся. Дети постарше могут ходить в окрестные леса и поля, собирать коллекции птичьих яиц, удить рыбу, плавать и т. д. Для старших детей организуются разнообразные занятия: скауты, церковные хоры, бейсбольные команды и т. п. В танцклассах детей с 10-летнего возраста приучают вести себя друг с другом так, как ведут себя леди и джентльмены. В Орчард-Тауне игры поощряются, а игрушек и свободного времени детям хватает. Руководство взрослых в том и другом вполне достаточное. Для детей из Ньянсонго свободное время — это когда не нужно делать домашние дела. У них нет игрушек, взрослые не поощряют их игры. Руководство взрослых ограничено пресечением агрессии и действий, которые могут причинить физический ущерб.

Остальные общества находятся где-то между этими двумя крайностями. Раджпуты, индийские крестьяне-землевладельцы, считаются потомками воинов и правителей; они воспринимают себя, скорее, как помещиков, чем как работников, хотя бóльшую часть работ выполняют самостоятельно. Самые богатые семьи нанимают работников из низших каст обрабатывать свои поля; каждую семью обслуживают водоносы, мусорщики, плотники, брадобреи, гончары, кожевники и прачки из низших каст. Раджпуты имеют богатое культурное наследие в живописи, музыке и литературе. Бхудана, знаменитое исламское медресе, находится всего в четырех милях от деревни. Женщины, особенно занимающие высокое социальное положение, соблюдают обычай «парда» (закрывают лицо). Они, их свекрови и невестки не покидают пределов усадьбы и не работают в поле. Женщины занимаются приготовлением пищи, очисткой хлопка, прядут и чинят одежду. По традиции, детей не привлекают к работе, которую может выполнить взрослый. Соответственно занятость детей работой зависит от благосостояния семьи. Те, кто в состоянии нанимать работников, посылают детей (по крайней мере мальчиков) в школу. Образованность детей до сих пор мало ценится, но сейчас грамотность становится необходимой для деловых отношений. Большинство школьников — мальчики из касты раджпутов, но посещают уроки они нерегулярно; детей редко заставляют идти в школу, если они ленятся.

Дети дошкольного возраста не имеют постоянных обязанностей по дому, и бóльшую часть времени играют. 4–5-летних детей, если нет детей постарше, могут послать за покупками или туда, где собираются мужчины, поскольку женщинам нельзя «выходить на люди». Но обычно от детей до 7 лет ничего не требуют. Предполагается, что они будут учиться, скорее, с помощью наблюдения и подражания, чем непосредственно обучаясь чему-либо. Иногда дядя или дедушка, слишком старый, чтобы работать в поле, может взять 3-летнего мальчика с собой смотреть за полевыми работами. Обычно за маленькими детьми присматривают 5—7-летние, которые играют на улицах или за деревней с детьми из других усадеб. Женщины предпочитают, чтобы дети играли вместе с другими, а не поодиночке. Дети гоняются и дразнят друг друга, залезают на пустые телеги или играют на каком-нибудь колесе, валяющемся поблизости.

Дети раджпутов имеют не меньше свободного времени и еще больше самостоятельности, чем их американские сверстники, но различия существуют в отношении игрушек. Статуэтки используются, скорее для украшения дома, чем для игры. У некоторых детей есть тряпичные куклы или мячи, сшитые невесткой, недавно появившейся в усадьбе, и лишь у немногих есть обручи или игрушечные тележки, которые сделаны деревенским плотником или самими детьми. У девочек из семей побогаче есть игрушечная посуда, мельницы для зерна или весы. Некоторые дети имеют пластмассовые барабаны, раскрашивают красками деревянных животных.

У детей старше 7 лет из бедных семей растет круг обязанностей: полевые работы и уход за скотом — для мальчиков, работа по дому и уход за малышами — для девочек. Мальчики, пасущие скот, гоняют мяч своими пастушьими палками. Школьники, у которых нет обязанностей по дому, после школы идут гулять. Популярны игры с бросанием камешков на меткость, а также разные виды игры в классы. Мальчики постарше играют в соревновательные игры, но не слишком серьезно относятся к победам и поражениям. У старших детей меньше свободного времени — обычно у них уже есть какое-нибудь постоянное занятие. Мальчиков после школы посылают пасти скот, помогать с полевыми работами или бегать с поручениями. Девочки, которые большей частью в школу не ходят, моют посуду, чешут шерсть, носят еду мужчинам или в поле, присматривают за маленькими детьми. Поскольку раджпуты считают себя потомками воинов и правителей, работа у них не считается чем-то исконно желательным. Она делается, когда это необходимо. Раджпуты не считают нужным прививать своим детям «привычки к хорошей работе», в отличие от западных обществ, в которых игра часто поощряется и поддерживается за ее ценность в обучении ручным, интеллектуальным или социальным навыкам.

Совсем иную картину мы видим в Тайре (о-в Окинава в западной части тихоокеанского региона). Опрошенные взрослые заявили, что от детей, даже достигших школьного возраста, не требуется, чтобы они много работали. Маленьких детей могут привлекать к некоторым работам, например, помочь старшим детям собирать гигантских улиток после ливня. Сбор детьми кузнечиков или лягушек рассматривается взрослыми как игра. На самом деле, кузнечиками и лягушками кормят цыплят, и когда корма не хватает, взрослые бранят детей за нерадивость. Девочки с 6 лет должны присматривать за младшими детьми и младенцами, которых они носят на спине, иногда в течение долгого времени. Но это дело так привычно, что взрослые даже и не вспомнили о нем, когда перечисляли домашние обязанности, которые они поручают детям.

Впрочем, у детей на Окинаве достаточно свободного времени. Школьное обучение является для них обязательным. Оно проводится по японской системе, которая была введена японцами в 1891 году. Дети играют на переменах и после школы. Дети в возрасте от 2 до 6 лет ходят в детский сад американского типа. Несмотря на японское и американское влияние, социальная организация сохранилась со времен старой Окинавы; проводятся многочисленные празднества, приуроченные к сельскохозяйственным и религиозным событиям. Праздники происходят в нежилых общественных местах и включают в себя пиршество с едой и выпивкой, исполнение традиционной музыки, общие танцы; участники демонстрируют свои умения в игре словами, подражании и разыгрывании сценок. Также проходят атлетические состязания в японском стиле, иногда они могут продолжаться несколько недель.

Редкие родители в Тайре покупают детям игрушки или делают их сами. Тем не менее дети играют с игрушками, используя для этого любые подходящие предметы: выброшенную домашнюю утварь, пустые банки, коробки, камни, листья и т. д. Они мастерят шлемы из капустных листьев, пистолеты из бамбуковых стволов, тележки и лодки из пустых коробок, используют камешки и горох как шарики для игры. Мальчики и девочки играют в традиционные на Окинаве игры на ловкость в шарики и разыгрывают увиденные ситуации. Девочки учатся традиционным танцам Окинавы, наблюдая за взрослыми, или их обучают старшие сестры, подруги или матери. Мальчики учатся атлетическим играм, подражая борьбе мужчин, прыжкам в высоту или эстафетному бегу.