logo search
S_1_10_fixed

Игра у позвоночных

Игра весьма часто встречается у позвоночных, хотя и не у всех разновидностей. К позвоночным относятся рыбы, амфибии, рептилии, птицы и млекопитающие — животные со спинным мозгом, защищенным позвоночным столбом и соединенным с головным мозгом, который у более развитых видов становится главным центром управления и интеграции всей нервной системы. Благодаря этому, позвоночные способны к сложным поведенческим актам, хотя поведение самых низших их разновидностей, например рыб, является даже менее сложным и адаптивным, чем у некоторых сообществ насекомых. Но рыба также может научаться и решать простые задачи. Некоторые виды рыб, привыкнув к смотрителю и посетителям, забавляются тем, что словно заядлые стрелки мечут икру так ловко, что попадают друг другу прямо в глаз. Это является своеобразной игрой.

Общая активность" как игра у птиц

Самые лирические описания когда-либо данные игре относятся к птицам. Проявление чувств королевского тирана после грозы подобны потоку роскошных стихов, посвященных грозе английским поэтом Суинберном (Armstrong, E. A., 1965). Акробатику полета ибисов — падения, вращения и перевороты, а затем повторение всего этого, — можно рассматривать как игру. <…>

Птицы чувствительны к изменениям в атмосфере. Общее возбуждение, включая некоторые игры в полете, вероятно, связано с такими изменениями. Известно также, что у птиц, живущих в стаях, поведение каждой отдельной особи оказывает влияние на других. Прихорашивание и брачные игры встречаются не только у птиц, но и у большинства разновидностей других животных. Игры во время полета в стаях происходят у многих птиц. Любое изменение стимула, воспринятое одной птицей, заставляет ее изменять направление полета и, таким образом, влияет на поведение всей стаи. Причина подобного поведения у гагар может быть совершенно различной. Быстрый полет может способствовать очищению перьев или стимулировать кожу так, что птица будет периодически повторять это полезное действие (см. гл. 2).

Неуместное поведение как игра у птиц. Последовательность репродуктивной активности и заботы о потомстве у гнездовых птиц часто очень сложны. Самец устанавливает границы своей территории и защищает ее, предупреждая других громким пением, прихорашиванием, демонстрацией красивых перьев или танцем. Самцы гнездовых птиц строят гнезда, иногда достигающие семи футов высоты, украшают их орхидеями или другими цветами, окрашивают их содержимым плодов или древесным углем, а также украшают их цветными и яркими предметами, чтобы привлечь внимание самок. <…>

Существует мнение, что окрашивание и украшение гнезда не являются необходимостью, а многое из этих действий — ни что иное, как любовная игра. Очень красивые украшения гнезд у большинства птиц являются частью ухаживания. Птицы-самцы, у которых удалены гонады, не проявляют своих чувств и не строят гнезд. Инъекция им гормонов восстанавливает активность даже вне брачного сезона. Птицы, у которых нет доступа к цветным объектам, все же могут достигать копуляции. Однако нет четких и установленных критериев, указывающих, сколько демонстраций необходимо самцу, чтобы привести самку в нужное настроение. Для каждой разновидности птиц тот или иной характерный способ украшения гнезда служит именно этой цели. <…> Брачный сезон у самцов и их способность к копуляции проявляются раньше, чем у самок, сопровождаясь при этом интенсивными танцами, украшениями и коллективными демонстрациями, и все это продолжается до тех пор пока самки также не становятся готовыми к спариванию. Ухаживания и любовные игры стимулируют самок и ведут к синхронизации партнеров, поэтому такие действия являются неотъемлемой частью биологического порядка. Это очень часто происходит у гнездовых птиц, причем у самцов половая активность сохраняется даже тогда, когда самки покидают их, чтобы заботиться о молодом поколении. Случайные демонстрации и даже строительство гнезд может происходить и вне брачного сезона на ранних стадиях регенерации мужских половых гормонов. Таким образом, у зрелых самцов, тщательно украшающих свои гнезда, сезонные изменения поведения зависят от факторов, связанных с продукцией гормона. Следовательно, утверждение о том, что украшение гнезда подобно игре, вызывает сомнения.

Песни молодых птиц не связаны с репродуктивным циклом и, подобно играм молодых млекопитающих, являются имитацией поведения взрослых, а по мере достижения ими половой зрелости интегрируются в функциональные поведенческие паттерны. В отличие от песен взрослых, песни молодых птиц слишком тихие, чтобы их можно было услышать на большом расстоянии и, кажется, не имеют никакой коммуникативной функции, связанной с защитой территории или предупреждением об опасности. Песня неполовозрелого зяблика звучит тише, чем песня взрослого, и имеет другой звуковой оттенок. Молодые самцы в их первую осень, зиму и следующую весну поют самые простые песни. У взрослых птиц репертуар более сложный, и они могут петь до поздней зимы и ранней весной. Это связано с сезонным повышением продукции гормонов. Обычно песни молодых птиц, выращенных в полной изоляции, звучат дефектно. Это означает, что здесь имеются некоторые врожденные факторы, определяющие певческие паттерны. Однако исследования показывают, что песни экспериментально изолированных птиц все же изменяются по мере их взросления, хотя и остаются проще и примитивней, чем песни диких зябликов.

Каждое семейство молодых птиц, воспитываемых вместе, но не имеющих возможности слушать песни взрослых птиц, вырабатывает свою песню. Она более сложная, чем песня птиц, изолированных с самого рождения, но отличается от «настоящей» песни птиц, которые выросли на воле. <…> Зяблик может узнать до шести различных песен своих соседей во время своего первого певчего сезона, но ничего не сможет добавить к ним позже. Период экспериментирования со звуками короток и ограничен. Исследование, в котором проводили сравнение дубоносов и малиновок, выросших в полной изоляции, но способных слышать собственный голос, с птицами, у которых вызывалась глухота с рождения, показало, что их способность слышать собственный голос является необходимым условием для нормального развития песни. Даже если птица слышала взрослую песню, но оглохла прежде, чем запела сама, она уже не сможет воспроизвести ее. Но если она успела услышать свое собственное пение, то последующая глухота не повлияет на ее песню. Различные виды птиц имеют свой диапазон, позволяющий им включать в свой репертуар чужие песни. Звуковые имитаторы, подобные попугаям, дразня птиц, способны воспроизводить большой диапазон звуков, которые они слышат, а затем воспроизводят это в неволе, что делает их вокальную игру более разнообразной.

Другими примерами «не относящихся к делу» действий молодых птиц, которые проявляются как игра, служат стереотипные движения, появляющиеся у них прежде, чем они будут интегрированы в функциональные модели или связаны с соответствующими стимулами. Примерами таких движений являются имитация строительства гнезда у молодых птиц или движения, имитирующие питье при отражении воды в зеркале. «Шаловливое» поведение характерно для некоторых птиц в неволе. Ручная молодая пустельга, когда ее приносили в гостиную, очень любила атаковать бумажный шар или хвост кота. Она делала это неоднократно, несмотря на то что ее оттаскивали от кота. Тот же наблюдатель сообщил об играх сарыча, который жил у него дома. У этой птицы был небольшой деревянный брусок, который она неоднократно наклоняла, хватала, роняла с грохотом, переносила на свой насест. Их владелец убежден, что действия этих молодых птиц были своеобразной игрой. Атака, перенесение с места на место и бросание предметов, вероятно, имитировали строительство гнезда, так что эта игра, возможно, принадлежала к категории нерелевантного, вырванного из контекста поведения.

Социальные игры у птиц. Большинство птиц общаются по крайней мере после сезона размножения, в тот период, когда они собираются в стаи. Некоторые из них гнездятся в колониях и, подобно домашним цыплятам, являются высоко социальными. Социальная игра у взрослых птиц часто проявляется в акробатических пируэтах во время полета и в совместных танцах, которые являются частью демонстрации ухаживания у некоторых разновидностей. По некоторым сообщениям, веселые имитации драк характерны, например, для молодых особей осоковой славки. <…>

Агрессия у птиц, как и у многих других животных, не обязательно приводит к повреждениям и смерти. В ходу приемы запугивания угрожающими позой и/или пением, которые действительно могут обратить в бегство противника без каких-либо отрицательных биологических последствий, что позволяет продолжать непрерывную борьбу в пределах данного вида. Борьба у птиц связана главным образом с репродуктивным циклом и включает в себя защиту территории, соревнование за самку и защиту молодого поколения. У молодых особей некоторых видов вскоре после оперения отмечается период повышенной агрессивности. Домашние птицы, подобно цыплятам, имеют определенный ранг внутри группы, показывающий кому и кого позволено клевать. Этот порядок устанавливается у молодых цыплят в борьбе и в дальнейшем сохраняется.

Игра и исследовательская активность у птиц. Отношение массы головного мозга к массе тела у птиц намного больше, чем у рептилий.

Птицы, постоянно живущие на одной территории, казалось бы, должны быть уже очень хорошо изучены, но отмечаются некоторые любопытные курьезы.

Имеются отчеты об общей тенденции птиц клевать, царапать, хватать и перемещать объекты в свое гнездо без видимой необходимости. Возможно, поведение молодого сарыча, игравшего с деревянным бруском, относится к такому исследованию объектов, но более вероятно, что это должно классифицироваться как „нерелевантные" действия. Здесь, кажется, нет причин предполагать, что молодые птицы тратят на игру больше времени, чем старые.