logo search
S_1_10_fixed

Глава XII тенденции роста к оптимальным нормам

Настоящая глава случайно представляет известный контраст по отношению к предыдущей. Мы только что подчеркнули значение рисования как формы выражения моторики и как показателя уровня развития. Перейдем теперь к обсуждению случая А. С, мальчика, который в семь лет настолько беспомощен в отношении двигательных умений, что оказывается не в состоянии ни удержать карандаш в руках, ни приложить его к бумаге. Даже усесться самостоятельно и дотянуться до карандаша—вещь для него невозможная. Он абсолютно беспомощен, и к тому же нем.

Психология его представляет любопытные параллели и контрасты в отношении замечательного случая Елены Келлер. В обоих случаях жизнь начиналась с перспективами нормальными или даже исключительно благоприятными. В обоих случаях растущий мозг был катастрофически лишен обширных областей опыта. У Елены Келлер перенесенная в двухлетием возрасте скарлатина лишила ее полностью зрения и слуха, а вторично—и речи. У нашего мальчика травма произошла в момент родов; нормальное кровоснабжение базальных ганглий мозга было разрушено, и он был лишен в полной мере возможности управлять своей произвольной мускулатурой, в том числе и мышцами, принимающими участие в образовании речи. Слух и зрение повреждены не были. Елена Келлер была поражена исключительно со стороны органов чувств.

У этого мальчика поражение носит моторный и лишь частично сенсорный характер и сосредоточивается в области кинестезии, в той самой осязательно-двигательной области, в которой Елена Келлер добилась таких ослепительных успехов.

Достижения Елены Келлер, основанные на осязательно-двигательных путях, стали рассматриваться естественно как доказательство всей важности осязательно-двигательных факторов в умственном развитии.

Джемс подчеркивал наличие врожденной моторной одаренности у человека. Современные бихевиористы делают основной упор на двигательные реакции, на рецепторно-эффекторную дугу, на сенсорно-моторные связи. Умственная жизнь рассматривается как нечто едва отделимое от двигательных ответов. Для Елены Келлер эти двигательные ответы стали равноценны словесной речи, и трепещущие движения ее чуткой руки позволили ей восторжествовать над мраком и безмолвием. Все ее духовное богатство находит достаточное объяснение в моторных теориях интеллекта.

Но что произойдет с умственным развитием, если имеющие столь существенное значение моторные возможности будут с самого момента рождения уменьшены в объеме или полностью выключены? Ответ на этот испытующий вопрос и призван дать случай с нашим мальчиком, описанию которого посвящен следующий краткий очерк.