logo search
S_1_10_fixed

2. Субнормальное рисование

Подтверждение только что сказанному мы находим в серии, представленной на рисунке 27. Данные рисунки являются точным воспроизведением рисунков С. D. и заимствованы из клинических записей, относящихся к этому случаю. На первый взгляд эти рисунки имеют вполне

приемлемый нормальный вид. Они указывают как будто на правильное, генетически преемственное продвижение вперед. Так оно в действительности и есть, но, как показывает графа возраста, все они даны с заметным запозданием. Рисунки эти полезно сравнить со стандартными достижениями (рис. 26). Если отвлечься от возрастного момента, то рисунки C. D. можно рассматривать как вполне нормальные. Все дело однако именно в том, что эти рисунки обнаруживают хронологический сдвиг, вскрывая таким образом систематическое психомоторное отставание.

В 4 года рисунки С. D. едва достигают трехлетней ступени. Она может провести как вертикальную, так и горизонтальную черту, но она не в состоянии образовать крест из этих двух линий. Она делает недурной круг, но «человечек» в ее изображении ни на что не похож. Она доступный, послушный, желающий понравиться и охотно рисующий ребенок,—и тем не менее то, как она доканчивает недорисованную фигуру, убедительно доказывает ее субнормальность.

Экспериментатор показал ей незаконченный рисунок человека и сказал: «Вот видишь, дядя, который делал этого человека, нарисовал не все. Пририсуй то, чего здесь нет. Сделай так, чтобы получился настоящий хороший человек». С. D. реагировала на эту просьбу с большой готовностью (рис. 28). Нет никаких оснований рассматривать то, что она пририсовала, как попытку изобразить внутренности человека. Это не больше как простая мазня. Следует прибавить, что по выполнению и этого теста она приближается к уровню трехлетки, и

что нормальный четырехлетний ребенок делает не меньше трех добавлений к рисунку в виде глаза, руки и ноги (или других недостающих частей тела, пуговиц, ботинка и т. п.).

Когда психическая задержка распространяется равномерно на все области поведения, то и рисование ребенка соответствует достигнутому уровню развития.

Это же оказывается правильным и применительно к самым глубоким степеням отсталости. Таков случай W. X., рослой, хорошо физически развитой девушки 23 лет. Несмотря на ее соматическую зрелость, для определения ее психического уровня пришлось прибегнуть к нашей шкале развития, предназначенной для раннего детства. Она выполнила все 44 теста для двенадцатимесячного возраста. Она не смогла выполнить 26 тестов из тридцати шести, предлагаемых двухлетнему ребенку. Из серии, предназначенной для 18 месяцев, она дала удовлетворительные результаты по 35 тестам и не могла выполнить 9.

Таким образом мы имеем полное право рассматривать ее как умственно отсталую, стоящую на уровне 18 месяцев. Рисунки ее вполне соглашаются с этой характеристикой. Она проводит в порядке подражания вертикальную черту. Пытаясь повторить рисуемый экспериментатором крест, она дает две отдельных не пересекающихся линии.

Характер получаемых в данном случае рисунков вряд ли может быть объяснен факторами среды или упражнения. Невольно возникает убеждение, что если бы мы могли заглянуть во внутреннюю архитектонику ее нервной системы, то мы обнаружили бы огромное сходство с нервной системой нормального восемнадцатимесячного ребенка.