logo search
S_1_10_fixed

3. Рисунки одаренных детей

Представляется весьма любопытным, что детские рисунки легче выявляют отставание субнормальных детей, чем ускоренный темп развития детей одаренных. Диаграммы 15 и 16 дают хорошие образцы того, как бесспорная общая одаренность сочетается с заурядной способностью к рисованию. Такого рода расхождение встречалось нам неоднократно. Оно несколько затушевывается привходящими обстоятельствами: точным выполнением заданий, интенсивным вниманием, хорошей работой воображения. Примитивные рисунки сопровождаются часто обширными драматическими комментариями. Иногда можно услышать забавный монолог, указывающий на юмористическое отношение к собственным произведениям.

В этих случаях блестящей интеллектуальней одаренности умеренный темп развития нервно-мышечного аппарата указывает на то, что высокий умственный уровень базируется не на общем подъеме всей психической структуры, а зависит от специфических факторов.

На это же указывают и сравнительно редкие случаи раннего проявления изобразительного таланта. Мы не имеем возможности подвергнуть детальному изучению такого рода случаи, но об одном из них стоит здесь упомянуть. Произведения Y. Z. (рис. 30) говорят сами за себя.

В 3½ года эта девочка рисовала человека в различных положениях и даже в профиль. Первый из приведенных здесь рисунков изображает веселого клоуна. На втором изображено, как солнце печет пешехода. Дальше этот же пешеход нарисован в профиль. Этого ребенка не обучали специально рисованию, но ее дед и дядя ее матери были талантливыми художниками.

Необходимо добавить, что изображение человеческого лица в профиль появляется обычно не раньше семи лет. Y. X. была ровно в два раза моложе, когда она впервые по собственному почину нарисовала человеческий профиль.

Эти исключительные рисунки интересно сравнить с рисунками двух ранее упомянутых умственно высокоодаренных детей, N. О. и О. Р., имевших в пятилетнем возрасте интеллектуальные коэффициенты в 140 и 150.

Девочка N. О. превышала по уровню развития семь лет; словарный запас ее и решение тестов на сообразительность отвечали восьмилетнему возрасту. Несмотря на свой бесспорно высокий интеллектуальный уровень, она давала весьма заурядные рисунки. Она могла срисовать квадрат, но была буквально поставлена в тупик треугольником. Ока рисовала человека не лучше, чем это делала Y. Z. в 3½ года, но cвою работу она сопровождала следующим остроумным замечанием: «Я не могу нарисовать человека, но могу нарисовать девочку. Волосы у нее слишком длинные, надо взять ножницы и немножко их подстричь».

Подобным же образом О. Р. в возрасте 5 лет стоял по своему умственному развитию на уровне 7 лет и обладал словарем восьмилетнего ребенка. Своими удачными и неудачными решениями тестов он удивительно напоминал предыдущего ребенка. Оба они проявляли несомненно интеллектуальное превосходство, но в отношении изобразительной деятельности держались на среднем уровне своего возраста. Квадрат был нетруден также и для О. Р., но с треугольником борьба его была безуспешна. Рисунок человека был сделан весьма посредственно.

Не так просто установить момент, когда собственно ребенок начинает рисовать. Старый взгляд, по которому период каракуль есть просто фаза некоординированных движений, предшествующая изобразительному рисованию, не позволяет установить генетическую точку зрения на обширный ряд явлений. Изучение детского рисунка связано неразрывно с учением о развитии нервной системы. Изобразительное поведение ребенка в условиях эксперимента может почти подобно рефлексам служить показателем степени созревания нервной системы. Неврологическая значимость детского рисунка особенно выявляется в некоторых случаях леворукости, сочетающейся, с зеркальным рисованием.

Детский рисунок представляет бесчисленное количество последовательных фаз, генетически связанных друг с другом. Где же нужно поместить нулевой пункт этого вида деятельности? Нужно ли его приурочить к схватыванию карандаша, к тыканью карандашом в бумагу, к первым попыткам дать подражательные штрихи? Представляют большой интерес психологические особенности, свойственные начальным фазам различных видов рисования: подражательного, совершающегося под влиянием побуждения, и спонтанного. Не являясь безошибочным измерителем умственной одаренности, рисование позволяет заглянуть в процессы психомоторного созревания. Благодаря этому оно становится важным показателем того, как. совершается развитие растущего ребенка.