logo search
S_1_10_fixed

6. Молодость

Эриксон — первый из фрейдистов и один из немногих среди всех теоретиков в области психологии развития, кто предложил особые стадии для взрослой жизни. Поэтому, если его мысли и кажутся поверхностными, мы должны помнить, что он пишет о неизученной области.

Стадии развития взрослого человека, предложенные Эриксоном, описывают шаги, посредством которых люди расширяют и углубляют свои способности любить и заботиться о других. Подросток сосредоточен исключительно на себе. Подростки озабочены тем, что они собой представляют, как они выглядят в глазах окружающих и кем станут. Да, они испытывают сексуальное притяжение к другим людям и даже влюбляются, но подобные привязанности в действительности являются попытками самоопределения. В своих интеракциях молодые люди пытаются выяснить, кто они такие, ведя бесконечные разговоры о своих истинных чувствах, о своих взглядах друг на друга и о своих планах, надеждах и ожиданиях (Erikson, 1959, р. 95).

Таким образом, подросток слишком занят тем, кто он такой, чтобы взять на себя задачу молодости — достижение близости. Реальная близость возможна лишь тогда, когда обретено обоснованное чувство идентичности (р. 95). Погрузиться в истинную взаимность с другим человеком способен только тот, кто уверен в своей идентичности. К примеру, молодой человек, беспокоящийся о своей мужественности, не станет хорошим возлюбленным. Он будет слишком застенчив, слишком озабочен своими действиями, чтобы предаться свободной и нежной любви со своей партнершей. Если люди неспособны достичь подлинной взаимности, они испытывают чувство, соответствующее противоположному полюсу этой стадии, —чувство изоляции.

Эриксон обратил внимание, что некоторые молодые люди женятся до того, как обретут твердое чувство идентичности. Они надеются, что смогут найти себя в браке. Подобные браки, однако, редко оказываются успешными. Партнеры рано или поздно начинают чувствовать себя связанными своими супружескими и родительскими обязательствами. Вскоре они начинают жаловаться на то, что другие не дают им возможности развиваться. Эриксон заметил, что смена брачного партнера в этом случае редко помогает. Индивидуум нуждается в некоем «мудро направляемом проникновении» в тот факт, что нельзя рассчитывать на поддержание близких отношений с другим человеком, пока ты не стал самим собой (р. 95).

Обсуждая близость, Эриксон, будучи верным фрейдистом, с пылкостью говорил об опыте оргазма: это высший опыт взаимного регулирования, который смягчает неизбежную горечь и различия между двумя людьми (1963, р. 265). Он добавлял, однако, что «утопия генитальности» ни в коем случае не является чисто сексуальным вопросом. Истинная близость означает, что два человека готовы разделять друг с другом и совместно регулировать все важные аспекты своей жизни (р. 266).

Как и в случае других стадий, нет людей, у которых происходило бы развитие только положительного полюса этой стадии. Ни одна пара не испытывает абсолютной близости. Поскольку люди различны (в сексуальном и других отношениях), неизбежно наличие определенного антагонизма между партнерами, который ведет к периодической изоляции. В идеале, однако, близость сильнее. Если это так, тогда у молодых людей развивается такое качество эго, как зрелая любовь (love), «взаимная преданность, навсегда устраняющая антагонизмы» между ними (Erikson, 1964, р. 129).