logo search
S_1_10_fixed

2. Синкретический характер первичных примитивных психических состояний и процессов. Недифференцированность субъекта и объекта. Начальные проявления дифференциации в эмоциональной и сенсорной сферах

С точки зрения Вернера, деление психических процессов на перцепцию, чувства, волевую сферу и т. д., которое целесообразно для высокоразвитых форм психической жизни, совершенно неадекватно для примитивных психических явлений. Для этих явлений характерна малая, ограниченная дифференциация объекта и субъекта, перцепции и чувствований, идеи и действия.

Для маленького ребенка субъект и объект слиты в синкретичном, неделимом единстве. Объекты не выступают для него как нечто независимое от него самого. Это не вещи сами по себе, а «вещи для действия» (things of action) или «сигнализирующие вещи» (signal-things). Вернер обосновывает это заключение тем, что маленькие дети, видя предмет, который попадает в зону двигательной деятельности, сразу схватывают его и манипулируют им. Более же старшие часто медлят и зрительно обследуют объект, прежде чем дотронуться до него. Этот факт и указательные жесты рукой свидетельствуют, по мнению Вернера, о начавшемся познавательном разделении себя и объекта.

Малая дифференцированность «я» и «не я» характерна для больных с поражениями мозга. Один из таких больных, например, видя на картинке изображение хлеба, делал движения, показывающие, как его берут, отправляют в рот и едят. Другой не узнавал ключ до тех пор, пока его не вставляли на его глазах в замок.

Недостаточная дифференцированность субъекта и объекта на более высоком уровне развития находит выражение в том, что маленькие дети и взрослые в бесписьменных обществах не проводят различия между своими сновидениями и тем, что видят наяву, равно воспринимая то и другое как нечто внешнее по отношению к себе самому.

Вернер ссылается на исследование Редфильда, который в своем труде «Примитивный мир» высказал взгляд, что слабая дифференциация «я» и «не я» — широко распространенная особенность психики людей, принадлежащих к группам, не обладающим письменностью. Редфильд видел эту слабую дифференциацию в отсутствии различения личностных (personal), естественных (natural) и священно-ритуальных (sacral) свойств вещей, в морализации о явлениях природы, в уверенности, что все вещи произошли потому, что кто-то решил, чтобы они были такими, и создал их.

Обосновывая положение о синкретичности первичных примитивных психических состояний, Вернер приводит известные факты, свидетельствующие о том, что примитивные эмоциональные переживания, как у маленьких детей, так и людей примитивных культур, значительно больше связаны с сомато-моторной активностью, чем это имеет место на более высоких уровнях развития.

Менее известно, что принципу дифференциации подчиняется возрастное развитие самой эмоциональной сферы. Вернер приводит схему развития эмоций К. Бриджес, из которой следует, что для самых маленьких детей характерно лишь состояние общего недифференцированного возбуждения, из которого вначале выделяются всего три группы состояний: собственно возбуждение, неудовольствие (distress) и удовольствие (delight). Затем состояния дистресса дифференцируются на три группы: страх, гнев и собственно неудовольствие или страдание. На три разных группы дифференцируется и состояние удовольствия: собственно удовольствие (delight), радость (joy) и привязанность-любовь (affection). Такое состояние эмоциональной сферы характерно, по мнению Бриджес, для ребенка примерно двухлетнего возраста, после чего идет ее дальнейшая дифференциация. К пяти годам в ее схеме состояние страха распадается на чувства собственно страха, стыда и тревоги, из неудовольствия выделяется как особое состояние отвращение, а общее состояние радости дает начало более дифференцированным переживаниям окрыленности (elation), собственно радости и надежды, а в привязанности происходит ясная специализация чувства привязанности к родителям и к другим родственникам.

Ряд фактов приводится Вернером для демонстрации слабой дифференцированности первичных ощущений ребенка. Это слабая дифференциация вкуса и обоняния, которая проявилась, например, у маленького сына Прейера, который всегда открывал рот, когда нюхал что-то пахучее, и большая выраженность у детей цвето-тональных синестезий, встречаемость которых падает к взрослому возрасту. Отмечает Вернер и свойственную детям недифференцированность внутри каждого вида ощущений. Здесь он ссылается на многократно описанное, в частности в книге Коффки, явление путаницы в употреблении названий цвета, свойственное детям иногда даже до 5—6 лет.