logo search
S_1_10_fixed

Индивидуальность

Мы уже привели примеры многих идей Гезелла о развитии. Но нужно обсудить еще один общий вопрос. Это проблема индивидуальных различий. Гезелл твердо верил в уникальное развитие каждого ребенка. К сожалению, его позиция затемнялась способом подведения итогов исследований. Например, он писал о ребенке в 2,5, в 3 года и т. д., как если бы можно было ожидать, что все дети в каждом возрасте ведут себя точно так же. Он предупреждал, что использует возрастные нормы только как рациональный метод (Gesell & Ilg, 1943, p. 60-61), но никогда не указывал действительное число отдельных вариаций, происходящих в каждом возрасте, так что индивидуальные различия в его работах зачастую теряются.

В действительности, как мы уже упоминали, Гезелл считал, что все нормальные дети проходят одну и ту же последовательность, но скорость их развития варьирует. Он также предположил, что скорость роста связана с различием в темпераменте и личности. В своем обсуждении индивидуальных различий (р. 44-45) он представил трех гипотетических детей — того, кто растет медленно, того, кто растет быстро, и того, кто растет нерегулярно, и показал, как каждый стиль роста может проявиться у детей с разными темпераментами и склонностями. Ребенок А, развивающийся медленно, мог, к примеру, быть медлительным и осторожным, с ровным темпераментом, способным ждать и самостоятельно решать свои жизненные проблемы. Ребенок Б, развивающийся быстро, может реагировать быстро, быть счастливым и, в целом, умным и сообразительным. Ребенок В, развивающийся неравномерно, может быть порой чересчур осторожным или, наоборот, недостаточно осторожным, часто впадать в плохое настроение, ему трудно ждать, но у него бывают поразительные интуитивные догадки. Гезелл считал, что ребенок с тем или иным темпераментом и стилем развития предъявляет различные требования к культуре и что культура должна приспособиться к уникальности каждого ребенка.