logo search
S_1_10_fixed

Истоки морального мышления.

Ни Пиаже, ни Колберг, ни Гиллиган не могли много сказать о моральном рассуждении в период дошкольного возраста. Например, согласно Пиаже, дети не способны к действительному пониманию моральных проблем до достижения стадии морального реализма где-то в возрасте 5 лет. Фактически же исследования показывают, что основа морального мышления закладывается в дошкольные годы. Например, понимание особого статуса моральных норм возникает именно в этот период. Моральные нормы, такие как «не воруй» и «не убий», предназначены защищать людей. В противоположность моральным нормам, социальные условности — произвольные нормы поведения, которые условились соблюдать члены культурной группы ради облегчения внутригруппового взаимодействия. Так, социальные условности предписывают, что мы можем есть чипсы руками, а горошек — не можем и что дети могут обращаться по имени к сверстникам, а к учителям — не могут.

К 3-м годам большинство детей отличают моральные нормы от социальных условностей. Они понимают, что причинять боль другим и отбирать их собственность — более серьезный проступок, чем есть мороженое пальцами или не слушать сказку, читаемую воспитательницей (Nucci & Webber, 1995; Smetana & Braeges, 1990).

Другие исследования показывают, что дошкольники понимают разницу между ложью и ошибкой (Siegal & Peterson, 1998). И когда их вынуждают сознаться, что они повредили какую-то вещь, дошкольники часто проявляют обычные признаки вины, такие как огорчение, извинение и попытки исправить то, что они натворили (Kochanska, Casey & Fucumoto, 1995). Взятые в целом, эти данные приводят к однозначному заключению: хотя дошкольникам еще далеко до сложных размышлений о моральных проблемах, характерного для старших детей и подростков, они уже начали понимать принципиальные различия в нравственной сфере.