Далекое от совершенства соответствие
Разумеется, и Беркс, и Лии пытались подбирать биологические семьи так, чтобы они соответствовали приемным семьям, по крайней мере, по некоторым параметрам. Дети в биологических семьях соответствовали приемным детям по возрасту и полу, отчего приемные родители, большинство из которых пытались завести собственных детей, были значительно старше биологических родителей. По очевидным причинам в домах приемных детей было меньше сиблингов. Две группы были «уравнены» по параметру профессиональной деятельности, образованию и «типу соседства». Несмотря на это «уравнивание», доход приемных родителей превышал на 50% доход биологических родителей, а стоимость домов была на 50% выше. Становится ясно, что приемные семьи и биологические семьи не могут рассматриваться как «сопоставимые» в значимых отношениях — только потому, что они сравнимы по нескольким грубым параметрам вроде профессии, образования или чего-то подобного. Пары, которые желают и получают возможность усыновить ребенка, являются — и это очевидно — совершенно особой группой, и их особые характеристики жизненного успеха не вполне адекватно отображаются демографическими параметрами «среды». В исследованиях Беркс и Лии имеется немало свидетельств, указывающих на то, что среда приемных семей не только богаче, чем среда «сопоставимых» биологических семей, но также и более ограниченна в вариативности. Все это сводит к нулю валидность сравнения корреляций IQ родителя и ребенка в двух типах семьи.
Новая улучшенная схема
Существует, впрочем, очевидное улучшение классической схемы Беркс—Лии, которое избегает невозможного требования о сопоставимости приемных и биологических семей (см. рис. 27). Есть немало приемных семей, которые, вдобавок к усыновлению ребенка, имеют собственного, биологического ребенка. Новая схема устанавливает корреляцию IQ родителя с IQ (а) приемного ребенка и (б) биологического ребенка. Оба ребенка воспитывались в одной обстановке одним и тем же родителем, но в той степени, в которой гены детерминируют IQ, корреляция между родителем и биологическим ребенком должна быть, очевидно, выше. Естественно, что родители во всех таких семьях были отобраны агентствами по усыновлению. Следовательно, мы можем ожидать ограниченность средовой вариативности и сравнительно низкие корреляции. Впрочем, это должно быть справедливо как для приемных, так и для биологических детей, поскольку теперь мы имеем дело с одной группой семей.
Предлагаемая новая схема была использована в двух недавних исследованиях — в 1977 году в исследовании Скарр и Вайнберга в Миннесоте и в 1979 году в исследовании Хорна, Лоелина и Виллермана в Техасе. Любопытно, что оба исследования были выполнены видными специалистами в области генетики поведения, которых едва ли можно было бы назвать яростными защитниками средовой детерминации и которые, несомненно, ожидали обнаружить свидетельства в пользу высокой наследуемости IQ.
Имеет значение мать, а не гены
Результаты для матерей представлены в табл. 3. Напомним, что IQ матери было соотнесено с IQ ее приемного и ее биологического ребенка. В этих двух корреляциях нет существенного различия; в Техасе наблюдалась несколько более высокая корреляция между матерью и ее приемным ребенком, в Миннесоте – между матерью и ее биологический ребенком. Стоит отметить, что миннесотское исследование базировалось почти исключительно на случаях межрасового усыновления. То есть мать и ее биологический ребенок были оба белыми, а ее приемный ребенок — черным. Приемный черный ребенок и биологический белый ребенок одинаково были похожи на мать в плане IQ. Результаты из Техаса и Миннесоты, судя по всему, наносят смертельный удар по представлению о том, что IQ является высоконаследуемой чертой, поскольку они показывают, что дети, воспитываемые одной и той же матерью, похожи на нее в плане IQ в одной и той же степени независимо от того, имеются ли у них общие гены или нет.
Результаты для отцов, представленные в табл. 4, кажутся более согласующимися с представлением о том, что IQ может быть наследуемым, особенно миннесотские результаты. Можно было бы предложить целый ряд объяснений этому кажущемуся расхождению, но в отсутствие дополнительных данных ни одно из них не было бы убедительным. Впрочем, некоторая дополнительная информация значимого характера была предоставлена профессором Скарр при личном общении. В миннесотском исследовании были доступны сведения об образовательном уровне приемных родителей, который был соотнесен с показателями IQ детей. Образование родителей (как отца, так и матери) существенно коррелировало с показателями IQ и приемного, и биологического ребенка, чуть больше с показателями IQ первого, что дает основания предполагать, что гены — как в случае с отцами, так и в случае с матерями — не очень важны в детерминации сходства между родителем и ребенком.
Сиблинги остаются сиблингами при любом происхождении
Семьи, представленные в табл. 3 и 4, также дают начало трем типам связи между сиблингами — один из них генетический, другие нет. Во-первых, имеются биологически связанные пары сиблингов (биологические дети приемных родителей); во-вторых, биологически не связанные пары приемных сиблингов (оба ребенка усыновлены одной и той же семьей); и наконец, биологически не связанные пары (один биологический ребенок и один приемный ребенок одних и тех же родителей). Корреляции IQ для этих трёх типов представлены в табл. 5. Результаты ясны и однозначны. Ни одна из корреляций не отличается существенным образом от другой, и нет никакого указания на то, что корреляция для генетически связанных сиблингов выше, — еще один сокрушительный удар по представлению о том, что IQ является высоконаследуемой чертой.
Таким образом, независимо от того, имеются ли общие гены или нет, два ребенка, воспитанные в одной и той же семье, похожи друг на друга в одной и той же степени. Это не должно удивлять нас, так как, хотя генетики поведения обычно игнорировали эти результаты, уже в 1928 году Фримен, Хользингер и Митчелл сообщали, что показатели IQ приемных детей коррелировали с оценками домашней среды столь же высоко, как и показатели IQ биологических детей, воспитывавшихся в тех же семьях.
Средние показатели IQ
До настоящего момента мы рассматривали только корреляции IQ в исследованиях приемных детей, а не средние показатели IQ. Однако средние показатели IQ приемных детей представляют значительный интерес. К примеру, авторы техасского исследования пришли к выводу, что в целом их корреляции свидетельствовали о «невысокой наследуемости» IQ. Но анализ средних показателей IQ, к их большому удивлению, «предполагает наследуемость IQ, близкую к нулю». Удивительно, что это предположение выходит из-под пера генетиков поведения, и потому оно заслуживает пристального рассмотрения.
Техасская история
Техасские исследователи смогли получить показатели IQ для биологических матерей детей, отданных на воспитание в другие семьи. Они имели показатели IQ значительно ниже, примерно на 6 пунктов, чем приемные матери, которые воспитывали их детей. Но приемные дети имели точно такие же высокие средние показатели IQ, как и биологические дети приемных матерей, — около 112 в каждом случае, что является довольно высоким показателем IQ. Эти цифры указывают, что приемные родители успешно передали высокие показатели IQ всем детям, которых они воспитывали, независимо от того, имели ли они общие гены с ними или нет. Сравнительно низкие показатели IQ биологических матерей приемных детей попросту не имели значения. Средний показатель IQ приемных родителей составлял около 114, и имелась очень незначительная вариабельность среди них (говоря техническим языком, стандартное отклонение их показателей IQ от среднего составляло около 11 пунктов — против 15 в общей популяции) или среди их детей, будь то биологических или приемных.
Миннесотская история
Приемные дети в исследовании межрасового усыновления Скарр и Вайнберга также имели довольно высокие средние показатели IQ. Они были высчитаны мной на основе сырых данных, любезно предоставленных профессором Скарр. 56 детей, помещенных до годовалого возраста в семьи, в которых также имелся собственный биологический ребенок, имели средний показатель IQ по шкале Стэнфорд—Бине, равный 109. Это был высокий показатель, но значительно ниже (на 6,6 пункта), чем IQ 32 биологических детей в тех же самых семьях. Эти результаты кажутся противоречащими тем, которые были получены в техасском исследовании. Хотя приемные родители в исследовании межрасового усыновления наделили своих приемных детей показателями IQ, превышающими средний уровень, их биологические дети, судя по всему, имеют еще более высокие показатели IQ.
Возраст при усыновлении — ключ к различию?
Различие между этими двумя исследованиями может быть, однако, вполне объяснено тем фактом, что в Техасе все дети были помещены в приемные семьи непосредственно из родильного дома, тогда как миннесотское исследование включало детей, усыновленных через год после рождения. Три четверти детей были помещены в приемные семьи в период от рождения до 8 месяцев, и их средний показатель IQ составил 111. Оставшаяся одна четверть, помещенная в приемные семьи в возрасте от 8 до 12 месяцев, имела значительно более низкий показатель IQ — 103. Таким образом, чем скорее ребенок помещается в приемную семью, тем выше, вероятно, будет его IQ. Представляется вероятным, что, если бы дети в миннесотском исследовании были помещены в приемные семьи с рождения, их показатели IQ были бы тождественны показателям IQ их неродных сиблингов, как в техасском исследовании.
Влияние селективного помещения
Есть еще одни релевантные данные, полученные на основе исследований приемных детей. Когда доступна какая-либо интеллектуальная оценка незамужней матери — ее IQ либо образовательный уровень, — часто обнаруживают, что она существенно коррелирует с показателем IQ ребенка, которого она отдала на усыновление, даже если ребенок никогда не жил с ней. Согласно исследованию, наблюдаемая корреляция варьирует. В 1938 году Снигг сообщил о корреляции на уровне всего лишь 0,12, тогда как Шкодак и Скилс, используя тот же самый тест, сообщили в 1949 году о коэффициенте корреляции, равном 0,44. Все исследования без исключения обнаружили какую-либо корреляцию, что для сторонников средовой детерминации служит основанием считать, что незамужняя мать передала своему ребенку гены, влияющие на IQ.
Однако существует очевидная альтернативная интерпретация. Когда агентства, занимающиеся усыновлением детей, помещают ребенка в приемную семью, они пытаются подобрать для ребенка соответствующую семью. Вероятно, работники агентства считают, что IQ передается главным образом по наследству и что «способных» детей следует помещать в «хорошие» семьи. В агентстве могут знать показатель IQ незамужней матери и даже могут протестировать ее. В агентстве, несомненно, будут знать о ее образовательном уровне и, возможно, об образовательном уровне её партнера. В агентстве разузнают подробно о возможностях и привычках потенциальных приемных родителей. Таким образом, очень велика вероятность селективного помещения, когда дети высокообразованных и высокоинтеллектуальных родителей помещаются в семьи с высоким образовательным и интеллектуальным уровнем, способствующие развитию способностей ребенка. Такое селективное помещение, возможность которого необходимо всегда иметь в виду при интерпретации результатов исследований приемных детей, могло установить негенетическую корреляцию между IQ незамужней матери и IQ ребенка, отданного на усыновление.
Имеются свидетельства, указывающие на то, что селективное помещение регулярно практикуется агентствами по усыновлению. Но может ли это вполне объяснить наблюдаемые корреляции между незамужней матерью и отданным на усыновление ребенком? Благодаря техасскому и миннесотскому исследованиям мы можем проверить эту возможность, высчитав корреляцию между незамужней матерью и биологическим ребенком пары, усыновившей ее ребенка. Поскольку между ними нет никакой генетической связи, любая корреляция должна быть следствием селективного помещения и ничего другого. Если она ниже, чем ее корреляция с ребенком, которого она отдала на усыновление, тогда можно говорить о действительно генетическом влиянии.
Незамужние матери: имеет ли значение уровень их интеллекта?
Скарр и Вайнберг сообщили, что образование незамужней матери обнаружило корреляцию с показателем IQ отданного на воспитание ребенка, равную 0,32. Корреляция с показателем IQ неродного сиблинга ее ребенка составила 0,15 — значимую, но более низкую величину. Это различие побудило Скарр и Вайнберга заключить, что было продемонстрировано преобладание генетического влияния над селективным помещением. Но большая часть приемных детей в их исследовании была протестирована с помощью теста Стэнфорд—Бине, в то время как большинство биологических детей были протестированы с помощью теста Векслера, — а эти два теста могут давать существенно отличающиеся результаты. (Два разных теста использовались потому, что дети значительно варьировали с точки зрения возраста: приемные дети были в среднем младше, чем биологические дети, и, значит, чаще тестировались с помощью теста Стэнфорд—Бине.)
На основе сырых данных профессора Скарр и используя только баллы шкалы Стэнфорд—Бине, я рассчитал новые корреляции для тех же самых отношений. Для 79 пар «незамужняя мать и оставленный ею ребенок» корреляция составила 0,28. Для 29 пар «незамужняя мать и неродной сиблинг ее ребенка» корреляция составила 0,33 — несмотря на отсутствие какой-либо генетической связи. Таким образом, когда тип теста остается одним и тем же, общая корреляция между образовательным уровнем незамужней матери и показателем IQ оставленного ею ребенка, по всей видимости, является (по крайней мере, в этом случае) следствием селективного помещения.
Такое же сравнение можно провести на основе техасских данных, но в этом случае корреляции базируются на показателях IQ матери, а не на ее образовательном уровне. Незамужняя мать в этом случае коррелирует на уровне 0,31 с оставленным ею ребенком и только на уровне 0,08 с неродным сиблингом своего ребенка. Эти результаты довольно значительно отличаются от результатов миннесотского исследования; однако, хотя приемным детям в техасском исследовании предъявлялись одни и те же тесты, они были существенно младше своих неродных сиблингов. В техасском исследовании незамужние матери коррелировали на уровне 0,19 с другими приемными детьми (не своим потомством), воспитывавшимися в том же доме, что и ее ребенок. Эта значимая корреляция может отражать только селективное помещение.
Можно сказать, что селективное помещение по меньшей мере объясняет значительную долю корреляции между незамужними матерями и потомством, от которого они отказались. Возможно, при достаточно скрупулезном анализе выяснится, что оно объясняет всю корреляцию в целом. Но селективное помещение могло оказывать влияние в одном из двух направлений. Мы делали акцент на том, что «более хорошие» приемные семьи, в которые помещаются дети незамужних матерей с высоким IQ, обеспечивают наилучшие условия — и что эти условия способствуют интеллектуальному развитию и приемных, и родных (биологических) детей. Убежденный сторонник средовой детерминации, вероятно, стал бы доказывать, что биологические дети, воспитывающиеся в этак семьях, имеют высокие показатели IQ потому, что их родители передали им хорошие способности, и что приемные дети в этих семьях имеют высокие показатели IQ потому, что их биологические родители тоже передали им хорошие способности. Однако, чтобы утверждать таким образом, пришлось бы допустить чрезвычайно эффективный процесс селективного помещения — достаточно эффективный для того, чтобы и приемные, и биологические дети в одной и той же семье имели идентичные средние показатели IQ.
Дополнительные данные
Для полноты картины мы должны отметить результаты еще одного миннесотского исследования, также проведенного Скарр и Вайнбергом — на этот раз в 1978 году. Приемные дети в исследовании достигли юношеского возраста, когда их тестировали на IQ, и все были белыми. Исследование, к сожалению, базировалось на устаревшей схеме Беркс—Лии; изучались две совершенно отдельные группы семей — группа приемных семей и подобранная по довольно случайному признаку группа биологических семей, добровольно вызвавшихся участвовать в исследовании.
Корреляции IQ внутри приемных семей, подчеркивали Скарр и Вайнберг, были очень низкими. По сути, вообще не было никакой корреляции между показателями IQ двух не связанных родством детей, усыновленных одними и теми же родителями. Этот крайне необычный результат явно имеет отношение к сильному ограничению вариативности в этом исследовании. (Говоря языком статистики, стандартное отклонение показателей IQ приемных детей от среднего показателя составило удивительно низкую величину – 8,95, тогда как в общей популяции оно равно 15.) Утверждалось, что матери, отказавшиеся от своих детей в пользу приемных родителей, имели нормальные средние показатели IQ и нормальное отклонение от среднего показателя. Значит, снижение дисперсии IQ среди приемных детей не является генетическим эффектом, но объясняется сходными «тяжеловесными» средами, обеспеченными родителями. Анализ баллов по тестам IQ, полученных парами не связанных родством приемных сиблингов (двух не связанных биологически детей, усыновленных одними и теми же родителями), убеждает в этом: средняя разница в показателях IQ в действительности составила всего 11,75 пункта — величину, близкую к обычной разнице в 12 пунктов, наблюдаемой среди биологических сиблингов. В таком случае результаты Скарр и Вайнберга демонстрируют, что приемные сиблинги юношеского возраста очень сходны в плане IQ, хотя, вследствие сильного ограничения вариативности, этот эффект не может выражаться в коэффициенте корреляции.
- Тема 1. Роль наследственности и среды в развитии интеллекта 8
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 5. 386
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 11. 423
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 12. 621
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 6. 704
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 10. 876
- Тема 8. Разработка проблем психического развития в научной школе л. С. Выготского: а. Н. Леонтьев, а. В. Запорожец, д. Б. Эльконин 1372
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 7. 1641
- Глава II. 1886
- Глава III. 1899
- Глава 6. Забавы и заботы 1997
- Литература для подготовки:
- Айзенк г., Кэмин л. Природа интеллекта – битва за разум. М., 2002.
- Предисловие
- 1. Откуда взялось понятие «интеллект»? (г. Айзенк)
- ...И ответный выпад Спирмена
- Появление парадигмы
- 2. Что такое тесты интеллекта? (г. Айзенк)
- 3. Что измеряют тесты интеллекта? (г. Айзенк)
- Что делает тестовое задание хорошим или плохим?
- 4. Интеллект и достижения (г. Айзенк)
- Iq и школьная успеваемость
- Iq и академические успехи
- Iq и профессия
- Iq и статус
- 5. Пол, возраст и интеллект (г. Айзенк)
- 6. Наследуется ли интеллект? (г. Айзенк)
- Типы взаимодействия
- Сиблинги, воспитывавшиеся врозь
- 7. Влияние среды (г. Айзенк)
- 8. Особые факторы: регрессия и выбор партнера (г. Айзенк)
- 9. Биологическое измерение iq (г. Айзенк)
- 10. Расовые и культурные факторы (г. Айзенк)
- Британский опыт
- Разрыв не уменьшается
- 11. Социальные последствия измерения iq (г. Айзенк)
- Не переоценивается ли интеллект?
- 12. Некоторые исторические факты о тестах iq (л. Кэмин)
- 13. Дело Сирила Барта (л. Кэмин)
- 14. Разделенные идентичные близнецы (л. Кэмин)
- 15. Исследования приемных детей (л. Кэмин)
- Далекое от совершенства соответствие
- Стимул для интеллекта
- 16. Монозиготные и дизиготные близнецы (л. Кэмин)
- 17. Корреляции родства и игра в модели (л. Кэмин)
- Модель Барта и Хауэрд
- 18. Некоторые другие вопросы (л. Кэмин)
- Iq и обработка информации
- 19. Факты, желания и ссылки Айзенка (л. Кэмин)
- Iq и костное строение
- 20. Вместо заключения (л. Кэмин)
- 21. Возражение Кэмину (Дополнение Айзенка)
- Наука никогда не стоит на месте
- 22. Возражение Айзенку (Дополнение Кэмина)
- 1. Миф о большей вариативности мужчин
- Тема 2. Теория созревания Гезелла Вопросы для обсуждения
- Литература для подготовки:
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 2.
- Глава 2. Теория созревания Гезелла Биографические сведения
- Принципы развития Концепция созревания
- Изучение хода развития
- Эмпирические принципы развития
- Индивидуальность
- Философия воспитания детей
- 2. Гезелл а. Педология раннего возраста. М.-л., 1932.
- Глава I цикл умственного развития
- 1. Научное исследование роста
- 2. Взаимоотношения между жизненным циклом и циклом умственного развития
- 3. Цикл умственного развития как комплексное понятие
- 4. Начало цикла умственного развития
- 5. Объем цикла умственного развития
- 6. Индивидуальные различия в цикле умственного развития
- 7. Роль раннего детства в цикле умственного развития
- Генетические этюды детского поведения
- Глава VII темп и общее направление развития
- 1. Количественное определение развития
- 4. О понятии «ступень развития»
- 7. Ход времени и развитие
- 8. Графическое изображение роста
- Глава VIII развитие нормальное и задержанное
- Глава XI рисование как показатель развития
- 1. Генетическая последовательность отдельных фаз рисования
- 2. Субнормальное рисование
- 3. Рисунки одаренных детей
- Глава XII тенденции роста к оптимальным нормам
- 1. Личность ребенка одерживает победу
- 2. Дисгармоничность ребенка
- 3. Недостаточность моторных теорий интеллекта
- 4. Оптимальные тенденции развития
- Глава XIV осевая симметрия, регуляция роста и близнечество
- 1. Сущность гемигипертрофии
- 2. Клинические примеры гемигипертрофии
- 3. Причины гемигипертрофии
- 4. Асимметрия и умственная недостаточность
- 5. Развитие двоен
- 6. Сходство близнецов в психологическом отношении
- Глава XV умственное развитие недоношенного ребенка
- 1. Проблема преждевременного рождения
- 2. Абсолютный онтогенетический нуль
- 3. Поведение плода
- 4. Ход развития недоношенного ребенка
- 5. О возрасте недоношенного ребенка
- 6. Характер созревания недоношенного ребенка
- 7. Физическое развитие недоношенного ребенка
- 9. Развитие переношенного ребенка
- Биологический смысл детства
- Глава XVI детство человека и животных
- 1. Природа детства
- 2. Детство у низших животных
- 3. Развитие горного орленка
- 4. Детство человека и других приматов
- 5. Качественное своеобразие человеческого детства
- Глава XVII. Умственное развитие и проблема наследственности
- 1. Взаимозависимость среды и наследственности
- 2. Экспериментальное изучение процессов созревания
- 3. Наследственные основы темпа и общего направления развития
- 4. Является ли леворукость врожденной
- 5. Раннее происхождение индивидуальных различий
- 6. Формирование личности
- Глава XVIII. Клинический прогноз умственного развития
- 1. Принцип возрастающего правдоподобия
- 2. Необходимость прогноза
- 3. Ранняя диагностика умственной отсталости
- 4. Дифференциальная диагностика между дебильностью и физической слабостью
- 5. Ранние симптомы высокой одаренности
- 6. Распознавание атипических отклонений
- 3. Гезелл а. Умственное развитие ребенка. Методика диагностики умственного развития ребенка от рождения до шести лет. М.-л., 1930.
- Предисловие автора к русскому изданию.
- Часть 1. Умственное развитие ребенка дошкольного возраста
- Глава 1. Введение.
- Глава II. Значение дошкольного периода развития.
- Глава III. Развитие и длительность.
- Глава IV. Научное исследовании развития.
- 1. Описательно-биографический метод.
- 2. Метод опросов.
- 3. Экспериментальный метод.
- 4. Психометрический метод.
- Часть 2. Нормы развития
- Глава VII. Перечень нормативных признаков.
- (Д). Двигательная деятельность. Д 1. Контроль над положением тела.
- Д 2. Передвижение.
- Д3. Хватание.
- Д 4. Рисование и контроль над движениями руки.
- (Р). Речь. Р 1. Словарь.
- П 2. Подражание.
- П3. Нахождение предметов.
- П 4. Понимание.
- П 5. Дифференцирующее выполнение.
- П 6. Апперцепция.
- П 7. Представление о числе.
- (Л). Лично-социальное поведение. Л 1. Реакция на лица.
- Л 2. Навыки.
- Л 3. Инициатива и самостоятельность.
- 14. Игровые реакции.
- Л 5. Приобретенные сведения.
- Глава VIII (отдельные примеры. – а. А.). Нормы развития двигательной сферы. Контроль положения тела.
- Глава IX нормы развития речи.
- Глава X нормы приспособительного поведения.
- Глава XI. Нормы лично-социального поведения
- Глава XII. Динамические снимки
- Часть 3. Сравнительное исследование развития
- Глава XIV. Новорожденный.
- Глава XV. Очерк дошкольного развития.
- 1. Двигательная сфера.
- 2. Развитие речи.
- 3. Акты приспособления.
- 4. Лично-социальное (Personal-social) поведение.
- Глава XVI. Сравнительные поперечные срезы развития.
- Подбор субъектов.
- Глава XVII. Четырехмесячный и шестимесячный.
- Глава XVIII. Шестимесячный и девятимесячный.
- Глава XIX. Девятимесячный и двенадцатимесячный.
- Глава XX. Двенадцатимесячный и восемнадцатимесячный.
- Глава XXI. Восемнадцатимесячный и двухлетка.
- Глава XXII. Двухлетка и трехлетка.
- Глава XXIII. Трехлетка и четырехлетка.
- Глава XXIV. Четырехлетка и пятилетка.
- Глава XXV. Сравнительная картина развития.
- Часть 4. Диагностика умственного развития и наблюдение за ним
- Глава XXIX. Нормативная и клиническая психология.
- Глава XXX. Схемы развития.
- Схемы развития
- Глава XXXI. Нормативные сводки.
- Индивидуальные черты и отклонения
- 4. Выготский л. С. Проблема развития ребенка в исследованиях Арнольда Гезелла // Гезелл а. Педология раннего возраста. М.-л., с. 3 – 14.
- Проблема развития ребенка в исследованиях арнольда гезелла критический очерк
- Тема 3. Принцип ортогенеза и сравнительно-психологическая теория Хайнца Вернера Вопросы для обсуждения
- Литература для подготовки:
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 5.
- Глава 5. Теория организма и сравнительно-психологическая теория Вернера Биографические сведения
- Основная тема: Дифференциация субъекта и объекта
- Возвращаясь на примитивные уровни
- Ориентация на организм
- Сравнительный подход
- Некоторые сравнительные исследования Картинное воображение
- Физиогномическое восприятие
- Единство чувств
- Образование символов: организменный подход
- Теоретические вопросы
- Многоплановая природа развития
- Контроверза «непрерывность–прерывность развития»
- Феноменология
- Практическое применение
- 2. Чуприкова н. И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации., 1997, Гл. 4 и 6
- Глава IV
- Дифференциация структур как принцип и
- Содержание психического развития в
- Гештальтпсихологии
- 1. Характеристика генетически исходных психических образований и их развития в лейпцигской школе гештальтпсихологии (г. Фолькельт)
- 2. Психическое развитие в берлинской школе гештальтпсихологии (к. Коффка)
- 3. Рудольф Арнхейм о законе дифференциации в развитии изобразительной формы детских рисунков
- Глава VI ортогенетический принцип в теории умственного развития X. Вернера
- 1. Общая характеристика генетической теории X. Вернера
- 2. Синкретический характер первичных примитивных психических состояний и процессов. Недифференцированность субъекта и объекта. Начальные проявления дифференциации в эмоциональной и сенсорной сферах
- 3. Диффузные, слаборасчлененные формы сенсомоторной и перцептивной организации
- 4. Проявление синкретизма и развитие когнитивной дифференцированности на вербально-концептуальном уровне активности
- 5. Параллелизм микрогенеза зрительной формы и хода ее возрастного развития. Значение регрессии к более примитивным состояниям и операциям
- 6. Ортогенетический принцип в развитии умственных способностей и личности
- Тема 4. Понимание генеза детской психики и личности в классическом психоанализе з. Фрейда Темы докладов
- Литература для подготовки:
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 11.
- Глава 11. Психоаналитическая теория Фрейда
- 2. Фрейд з. Три очерка по теории сексуальности. СПб., 1997
- Три очерка по теории сексуальности Зигмунд Фрейд
- I. Сексуальные отклонения1
- 1. Отклонения относительно сексуального объекта
- А. Инверсия
- Сексуальный объект инвертированных
- Сексуальная цель инвестированных
- Б. Животные и незрелые в половом отношении лица как сексуальные объекты
- 2. Отклонения по отношению к сексуальной цели
- А). Выход за анатомические границы Переоценка сексуального объекта
- Сексуальное использование слизистой оболочки рта и губ
- Сексуальное использование заднего прохода
- Значение других частей тела
- Достань мне шарф с ее груди, Дай мне подвязку моей любви.
- Б). Фиксации предварительных сексуальных целей Возникновение новых намерений
- Ощупывание и разглядывание
- Садизм и мазохизм
- 3. Общее о перверзиях Вариация и болезнь
- Два вывода
- 4. Сексуальное влечение у невротиков Психоанализ
- Результаты психоанализа
- Невроз и перверзия
- Объяснение кажущегося преобладания извращенной сексуальности при психоневрозах
- II. Инфантильная сексуальность Недостаточное внимание к детям
- Латентный сексуальный период детства и его прорывы
- Сексуальные задержки
- Реактивные образования и сублимация
- Прорывы латентного периода
- Выражения инфантильной сексуальности
- Сосание
- Аутоэротизм
- Инфантильная сексуальная цель
- Проявление зоны заднего прохода
- Проявление генитальной зоны
- Полиморфно-перверзное предрасположение
- Инфантильное сексуальное исследование
- Загадка сфинкса
- Теория рождения
- Садистское понимание полового сношения
- Прегенитальные организации
- Амбивалентность
- Двухэтапный выбор объекта
- Аффективные процессы
- Интеллектуальная работа
- III. Преобразования при половом созревании
- Механизм предварительного наслаждения
- Опасности предварительного наслаждения
- Проблемы сексуального возбуждения
- Оценка внутренних половых органов
- Химическая теория
- Теория либидо
- Руководящие зоны у мужчины и у женщины
- Нахождение объекта
- Сексуальный объект во время младенчества
- Инфантильный страх
- Влияние инфантильного выбора объекта
- Нарушающие развитие моменты
- Сублимация
- Пережитое случайно
- Преждевременная зрелость
- Временные моменты
- Цепкость
- Примечания
- 3. Фрейд з. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1989
- Двадцатая лекция
- Двадцать первая лекция
- Двадцать вторая лекция
- Тридцать первая лекция
- Тридцать вторая лекция
- 4. Абрахам к. Исследования о самой ранней прегенитальной стадии развития либидо. СПб., 1997
- К. Абрахам. Исследования о самой ранней прегенитальной стадии развития либидо
- Добавление (а. А.)
- 5. Энциклопедия глубинной психологии. Том I. Зигмунд Фрейд: жизнь, работа, наследие. М., 1998 Алекс Холдер. Эдипов комплекс
- Гельмут Штольце. Эдипова ситуация, эдипов конфликт, эдипов комплекс
- Джозеф Сандлер и Кристофер Дэйр. Психоаналитическое понятие оральности
- Паула Хайманн. Заметки об анальной фазе
- Тема 5. Теория психосоциального развития э. Эриксона. Вопросы для обсуждения
- Литература для подготовки:
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 12.
- Глава 12. Эриксон и восемь стадий жизни
- 1. Оральная стадия
- 2. Анальная стадия
- 3. Фаллическая (эдипова) стадия
- 4. Латентная стадия
- 5. Половая зрелость (генитальная стадия)
- 6. Молодость
- 7. Зрелость
- 8. Старость
- 1 Дарвин придерживался аналогичного взгляда, как было показано в главе 3.
- 1В отношении исследований, рассматривающих эти параллели, см. Bell, 1970; Flavell, 1977, p. 54; и Gouin-Decarie, 1965.
- 2 В отношении дополнительных мыслей, касающихся параллелей на этой стадии, см. Kohlberg & Gilligan, 1971, p. 1076.
- 2. Эриксон э. Г. Детство и общество. – Изд. 2-е, перераб. И дополн. – сПб., 2000, Гл. 2 и 7
- Глава 2. Теория инфантильной сексуальности
- 1. Два клинических эпизода
- 1 Быт. 3:9. См. Также экзегетический комментарий к Быт. 3:8-10.В кн.: Новая Толковая Библия. - в 12-ти т. - т. 1. - л., 1990. - с. 277. - Прим. Пер.
- 2. Либидо и агрессия
- 1.В состоянии зарождения, возникновения (лат.). - Прим. Пер.
- 2.Anlage (нем.) -задаток; предрасположение; план; замысел. - Прим. Пер.
- 3. Зоны, модусы и модальности
- 1 Инкорпорация (лат. Incorporatio) - включение в свой состав, присоединение. -Прим. Пер.
- 1 Интрузия (от лат. Intrusus - втолкнутый) - активное внедрение во что-либо. -Прим. Пер.
- 1 Рене Спитц (René Spitz) назвал это «анаклитической депрессией».
- 4. Генитальные модусы и пространственные модальности
- Глава 7. Восемь возрастов человека
- 1. Базисное доверие против базисного недоверия
- 2. Автономия против стыда и сомнения
- 3. Инициатива против чувства вины
- 4. Трудолюбие против чувства неполноценности
- 5. Идентичность против смешения ролей
- 1 Иначе говоря, отсрочки. - Прим. Пер.
- 6. Близость против изоляции
- 7. Генеративность против стагнации
- 8. Целостность эго против отчаяния
- 1.«Тысяча мелких отвращений к себе, общий итог которых - не угрызение совести, а смутное беспокойство» (э. Ростан) - Прим. Пер.
- 9. Эпигенетическая карта
- Тема 6. Теория ж. Пиаже Вопросы для обсуждения
- Литература для подготовки:
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 6.
- Глава 6. Теория когнитивного развития Пиаже
- 2. Уоллес д. Двадцать великих открытий в детской психологии. СПб., 2004, Гл. 2 и 3
- Глава 2. От моллюсков к малышам: биологические принципы и психологические идеи
- Глава 3. С чего начинается мышление
- 3. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. Статей / Сост. И общ. Ред. Л. Ф. Обуховой и г. В. Бурменской. М., 2001 ж. Пиаже. Теория Пиаже [1970]
- I. Отношение между субъектом и объектом
- III. Теория стадий
- IV. Отношения между развитием и обучением
- V. Операторный и фигуративный аспекты когнитивных функций
- VI. Классические факторы развития
- VII. Уравновешивание и когнитивные структуры
- VIII. Логико-математические аспекты структур
- IX. Заключение: от психологии к генетической эпистемологии
- 1 См.: Пиаже ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1994. С. 346— 389.
- § 1. Эгоцентризм мысли ребенка
- 1 Или стадия «склонности к внушаемости» (tendances pithiatiques) [Janet, 1921].
- 1 Здесь и далее под ч. I, приводимой в скобках, имеется в виду: Пиаже ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1994. — Примеч. Ред.
- § 2. Трудности осознания и нарушение равновесия мыслительных операций
- 1 Здесь и далее под ч. II (приводимой в скобках) имеется в виду: Пиаже ж. Суждение и рассуждение ребенка // Пиаже ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1994. — Примеч. Ред.
- § 3. Неспособность к логике отношений и узость поля наблюдения
- § 4. Неспособность к синтезу и соположение
- §5. Синкретизм
- § 6. Трансдукция и нечувствительность к противоречию
- § 7. Модальность детской мысли, интеллектуальный реализм и неспособность к формальному рассуждению
- § 8. Предпричинность у ребенка
- О. Лоренцо, а. Мачадо. В защиту теории Пиаже: ответ на десять основных пунктов критики
- 1. Теория Пиаже недооценивает подлинные способности ребенка
- 2. Возрастные нормативы, установленные в теории Пиаже, не подтверждаются
- 3. Пиаже характеризует развитие с точки зрения его недостатков
- 4. Теория Пиаже объясняет поведение исключительно на основе способностей, не учитывая других факторов
- 5. Теория Пиаже принижает роль социальных факторов в развитии
- 6. Теория Пиаже постулирует синхронность развития познавательных структур, которая не подтверждается эмпирическими данными
- 7. Теория Пиаже описывает развитие, но не объясняет его
- 8. Теория Пиаже носит парадоксальный характер, поскольку она оценивает мышление на основе речи
- 9. Теория Пиаже игнорирует процессы развития мышления за пределами подросткового возраста
- 10. Теория Пиаже использует неадекватные логические модели
- 1 Супремум — точная верхняя грань множества, представляющая наименьший элемент множества верхних граней подмножеств данного множества. — Примеч. Ред.
- 2.Инфимум — точная нижняя грань множества. — Примеч. Ред.
- 1 Causa efficiens (лат.) — действующая причина. — Примеч. Ред.
- 2 Tertium (лат.) — третье звено. —Примеч. Ред.
- 1 Перефразируя слова Эйнштейна об Евклиде, можно сказать, что «если Пиаже не пробудил в Вас юношеский энтузиазм, то Вы не рождены заниматься психологией развития».
- 4. Развитие ребенка. Пер. С англ. М. С. Роговина. Под ред. А. В. Запорожца и л. А. Венгера. М., 1968 Критерии стадий умственного развития
- Генезис
- Стадиальные критерии
- Тема 7. Культурно-историческая теория развития психики л. С. Выготского Вопросы для обсуждения
- Темы индивидуальных докладов
- Литература для подготовки:
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 10.
- Глава 10. Выготский и социально-историческая теория когнитивного развития
- 2. Выготский л. С. История развития высших психических функций. М., 1983
- История развития высших психических функций
- Глава 1. Проблема развития высших психических функций**
- Глава 2. Метод исследования
- Глава 3. Анализ высших психических функций
- Глава 4. Структура высших психических функций
- Глава 5. Генезис высших психических функций
- Глава 6. Развитие устной речи
- Глава 7. Предыстория развития письменной речи
- Глава 8. Развитие арифметических операций
- Глава 9. Овладение вниманием
- Глава 10. Развитие мнемических и мнемотехнических функций
- Глава 11. Развитие речи и мышления
- Глава 12. Овладение собственным поведением
- Глава 13.Воспитание высших форм поведения
- Глава 14. Проблема культурного возраста
- Глава 15. Заключение. Дальнейшее пути исследования. Развитие личности и мировоззрения ребенка
- 3. Выготский л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 4. Детская психология. М., 1984
- 1. Проблема возрастной периодизации детского развития
- 2. Структура и динамика возраста
- 3. Проблема возраста и динамика развития
- Кризис первого года жизни*
- Младенческий возраст*
- 2. Период новорожденности
- 3. Социальная ситуация развития в младенческом возрасте
- 4. Генезис основного новообразования младенческого возраста
- 1. Сохранение низших центров в виде отдельных ступеней.
- 5. Основное новообразование младенческого возраста
- 6. Основные теории младенческого возраста
- Раннее детство *
- 4. Выготский л. С. Мышление и речь. [1934]
- [Зона ближайшего развития]
- 5. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. Статей / Сост. И общ. Ред. Л. Ф. Обуховой и г. В. Бурменской. М., 2001.
- 1 Здесь и далее обозначение возраста ребенка (например, 6;6—6 лет 6 мес.). — Примеч. Ред.
- Л.С. Выготский. О природе эгоцентрической речи * [1934]
- Р.Е. Левина. Идеи л.С. Выготского о планирующей речи ребенка* [1968]
- Ж. Пиаже. Комментарии к критическим замечаниям л. С. Выготского на книги «Речь и мышление ребенка» и «Суждение и рассуждение ребенка»* [1962]
- Тема 8. Разработка проблем психического развития в научной школе л. С. Выготского: а. Н. Леонтьев, а. В. Запорожец, д. Б. Эльконин Темы докладов
- Литература для подготовки:
- 1. Леонтьев а. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т., м., 1983. Деятельность. Сознание. Личность
- 4. Соотношение внешней и внутренней деятельности
- 5. Общее строение деятельности
- Глава 5. Деятельность и личность
- 2. Индивид и личность
- 3. Деятельность как основание личности
- 4. Мотивы, эмоции и личность
- 5. Формирование личности
- К теории развития психики ребенка
- Психологические основы дошкольной игры
- 2. Запорожец а. В. Избранные психологические труды: в 2-х т. М., 1986 о творческом пути а. В. Запорожца
- Действие и интеллект*
- Основные проблемы онтогенеза психики*
- 1. Введение
- 2. Условия и движущие причины психического развития ребенка
- 3. Возрастные периоды психического развития ребенка
- 4. Особенности различных видов детской деятельности и их роль в психическом развитии ребенка
- 5. Значение последовательных возрастных периодов детства для общего хода формирования человеческой личности
- Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве*
- Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка*
- К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка*
- 3. Эльконин д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989 Научные достижения д. Б. Эльконина в области детской и педагогической психологии
- Введение в детскую психологию
- Природа детства и предмет детской психологии
- История детства
- Теории психического развития ребенка
- Обучение и психическое развитие
- Проблема периодизации детского развития
- Кризис новорожденности
- Младенчество (первый год жизни)
- Раннее детство (от 1 года до 3 лет)
- Дошкольный возраст
- Младший школьный возраст
- И вновь о проблеме периодизации детского развития
- К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте
- Выдержки из научных дневников (1965—1983)
- Тема 9. Теория морального развития и концепция нравственного воспитания л. Колберга Вопросы для обсуждения
- Литература для подготовки:
- 1. Крэйн у. Теории развития. СПб., 2002, Гл. 7.
- Глава 7. Стадии нравственного развития по Колбергу
- 2. Психол. Журн. 1992. Т. 13. № 3 Штрихи к портрету л. Кольберга
- Штрихи к портрету л. Кольберга
- Ф. К. Пауэр, э. Хиггинс, л. Кольберг
- Глава 1. От моральных дискуссий к демократическому управлению школой**
- 3. Уоллес д. Двадцать великих открытий в детской психологии. СПб., 2004, Гл. 15
- Глава 15. Этика заботы: это путь женщины базовые материалы: in a different voice: psychological theory and women's development. Gilligan, с (1982). Cambridge, ma: Harvard University Press.
- 4. Кайл р. Детская психология. СПб., 2002 Моральные суждения в индуистской традиции
- Истоки морального мышления.
- Уровни просоциального рассуждения Эйзенберг.
- 5. Кон и. С. Ребенок и общество. М., 1988 [Уровень моральных суждений и социально-структурные характеристики общества]
- 6. Цырлина т. В. Встречное движение. М., 1991 [Дилеммы Колберга]
- Тема 10. Детские игры, их развитие и роль в жизни ребенка Темы докладов
- Литература для подготовки:
- Миллер с. Психология игры. СПб., 1999 Сюзанна Миллер. Психология игры
- Предисловие
- Глава 1. Историческое введение
- Избыточная энергия
- Теория рекапитуляции
- Упражнение навыков
- Игра как отношение
- Глава 2. «игра» в психологических теориях
- Психоаналитические толкования игры
- Другие теории инстинкта. Этологические исследования «неуместного» и «бесполезного» поведения
- «Пустая» деятельность
- Замещение
- «Жесты намерения»
- Незавершенная деятельность молодняка
- «Избыточная энергия»
- Теории научения и игра
- Российская наука и ориентировочный рефлекс
- Мотивация в американских теориях научения
- Научение и внимание к изменению
- Вклад гештальттеории и теории поля
- Теория игры ж. Пиаже
- Комментарий
- Глава 3. Игры животных
- Игра у позвоночных
- Млекопитающие
- Нервная деятельность, стимуляция и обратная связь
- Игры обезьян
- Игра у животных и понятие игры
- Глава 4. Исследовательские и подвижные игры Начало исследовательской игры и игры-упражнения
- Игровая активность в первые 18 месяцев
- Совершенствование умений и использование материалов
- Характеристики, привлекающие детское внимание
- Механизмы саморегуляции
- Некоторые комментарии по поводу сенсомоторной игры
- Глава 5. Фантазия, чувство и притворство в игре
- Фантазия, игра-воображение и выражение чувств
- Глава 6. Игра и подражание
- Некоторые теоретические объяснения
- Развитие способности к подражанию
- Научение через наблюдение
- Неявные подсказки и содержание подражательной игры
- Функции подражательной игры
- Глава 7. Социальная игра Развитие социальной игры
- Уступки и соперничество в игре
- Групповая игра и детские «стаи»
- Влияние на игровые группы и группировки других детей и взрослых
- Соперничество в игре и соревнования
- Глава 8. Влияние на игру индивидуальных и социальных различий
- Социальные, экономические и культурные различия в игре
- Свободное время и игрушки в четырех различных обществах
- Игра-фантазия и подражательная игра в разных обществах
- Игрушки
- Глава 10. Зачем нужна игра ?
- 2. Игра со всех сторон (книга о том, как играют дети и прочие люди): Пер. С англ. М., 2003, Барбара Гарнер. Развитие игры от рождения до четырех лет
- Джеймс Джонсон. Развитие игры от четырех до восьми лет
- М. Ли Мэнинг. Развитие игры от восьми до двенадцати лет
- Эллис Стерлинг Хониг. Социокультурные факторы гендерного поведения в детской игре
- Дайана Левин. Игра, содержащая насилие (о чем она говорит и как на нее реагировать)
- 3. Зеньковский в. В. Психология детства. Екатеринбург, 1995
- 4. Выготский л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка
- Л. С. Выготский. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка л. С. Выготский игра и ее роль в психическом развитии ребенка*
- 5. Лехтман-Абрамович р. Я. И Фрадкина ф. И. Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве. М.–л., 1949 ф. Я. Фрадкина. Этапы развития игры в раннем детстве
- 1 Аксарина н. М., Игры, занятия, значение и общие принципы их организации, Воспитание детей в яслях, под ред. Н. М. Щелованова и н. М. Аксариной» стр. 42, Медгиз, 1939.
- 1 Аксарина н. М., Игры, занятия, значение и общие принципы их организации, Воспитание детей в яслях, под ред. И. М. Щелованова и н. М. Аксариной, стр. 42—43, Медгиз, 1939.
- 6. Эльконин д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989 Эльконин д. Б. Развернутая форма игровой деятельности детей
- Развернутая форма игровой деятельности детей*
- Слово «игра». Игра и первоначальные формы искусства
- Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры
- Эльконин д. Б. Развитие игры в дошкольном возрасте
- Развитие игры в дошкольном возрасте*
- Роль и воображаемая ситуация: их значение и мотивация игровой деятельности
- Предмет — действие — слово (к проблеме символизма в ролевой игре)
- Эльконин д. Б. Насущные вопросы психологии игры в дошкольном возрасте
- Насущные вопросы психологии игры в дошкольном возрасте
- 7. Эриксон э. Г. Детство и общество. – Изд. 2-е, перераб. И дополн. – сПб., 2000, Гл. 6
- Глава 6. Забавы и заботы
- 1. Игра, работа и развитие
- 2. Игра и лечение
- 3. Истоки идентичности