logo search
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Исследование ошибок начинающих психологов-консультантов

Введение. В настоящее время актуальны проблемы, связанные с началом практики психологов-консультантов. Они закончили вуз, полу­чили дополнительное образование в сфере практической психологии, но им не хватает опыта реальной практики консультирования. Трудно по­нять, на что ориентироваться в процессе консультирования, эти ориен­тиры только начинают выстраиваться. Сложно видеть свои недочеты и ошибки в работе, поскольку в стандартных программах переподготовки этому уделяется мало внимания. Однако именно такая информация мо­жет стать в начале пути наиболее ценной, служить главному принципу работы психолога-консультанта: «Не навреди!». Развивать себя как профессионала можно также формируя определенные качества, которые необходимы практическому психологу. Например, «умение понимать, сопереживать, поддерживать и анализировать чувства клиента по отно­шению к ближайшим другим... способность четко и конкретно плани­ровать изменения в жизни клиента, структурировать все, что он говорит и делает, давать обратную связь и корректировать его высказывания» (Алешина Ю. Е., 2004). Это важно для всей практики в целом, но с ка­ких ориентиров новичку-психологу начинать, чтобы помочь клиенту, а не сделать еще хуже.

Цель исследования. Построение первой системы ориентиров для начинающих психологов-консультантов. Гипотеза исследования. На основании эмпирических данных можно выстроить индивидуальную систему ориентирования начинающих практических психологов, осно­ванную на сведениях о типичных ошибках психологов-консультантов, проходящих стандартную учебную программу переподготовки по пси­хологическому консультированию.

Испытуемые. В исследовании приняли участие 54 человека (46 женщин, 8 мужчин). Все испытуемые - студенты психологических фа­культетов вузов Москвы, проходившие интенсивный пятимесячный курс повышения квалификации по психологическому консультирова­нию при Московском центре психологии и развития «Навстречу». Воз­раст испытуемых - от 18 до 22 лет.

Методика. В процессе обучения каждый курсант проводил пер­вые сессии, в которых клиентом с реальной проблемой являлся его кол­лега. Ведущие программы (сертифицированные практические психоло­ги) осуществляли супервизию сессий, фиксируя ошибки и недочеты, допущенные во время их проведения.

Анализ результатов. Собрана и проанализирована база данных ошибок участников курса (22 основные ошибки). Благодаря факторному анализу удалось выделить шесть факторов - групп ошибок консультан­та:

1. Ошибки контакта:

2. Наличие непроработанных личных проблем:

3. Речевые коммуникативные ошибки:

4. Нарушение этики психологического консультирования:

5. Проблемы в ориентации на «здесь и сейчас»:

6. Трудности в работе на определенном уровне обобщения:

Возможно предоставить начинающим психологам-консультантам систему ориентирования в качестве систематизированного перечня типич­ных ошибок, которые имеет смысл искать и устранять в своей работе. Это сделает работу новичков более эффективной и безопасной для клиента.

Миронова А. Н.