Этнические особенности я-концепции и терминальных ценностей подростков
Современный мир характеризуется возросшей интенсивностью межэтнического общения, подлинная культура которого может возникнуть только на основе раскрытия индивидуальных различий в таких стержневых характеристиках личности, как Я-концепция и терминальные ценности, определяющих мировосприятие и социальное поведение личности (К. Роджерс, Р. Бернс и др). Наиболее сензитивным периодом в формировании данных личностных образований является подростковый возраст (Л. С. Выготский, Э. Эриксон, Д. Б.Эльконин и др).
Актуальность изучения возрастных особенностей личности в межэтническом аспекте усиливается в связи с тем, что именно подростки закладывают характер отношений между этническими группами в будущем. Исходя из данных теоретического анализа, мы предположили, что существуют этнические особенности Я-концепции и терминальных ценностей подростков. С целью эмпирической проверки гипотезы нами проводилось психодиагностическое обследование подростков (50 подростков из России и 24 подростка из Германии). Психодиагностический инструментарий: тест «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд в модификации Т. В. Румянцевой), методика «личностный дифференциал» (Ч. Осгуд), методика «ОТеЦ 2 (подростковый вариант)» (И. Г. Сенин).
Данные психодиагностического обследования были подвергнуты факторному анализу. Факторная структура Я - концепции и терминальных ценностей русских подростков Первый фактор включил в себя ценности: «собственный престиж», «высокое материальное положение», «креативность», «активные социальные контакты». Мы обозначили данный фактор как «стремление к престижу и статусу». Второй фактор включает в себя компонент «материальное Я». Исходя из авторской интерпретации данной шкалы, мы назвали этот фактор «значимость материальной обеспеченности». Третий фактор включает в себя переменную «физическое Я». Исходя из авторской интерпретации данной шкалы как выраженности осознания своей физической идентичности, рефлексии телесных ощущений, мы обозначили этот фактор как «телесная идентичность». Факторная структура Я-концепции и терминальных ценностей немецких подростков. Первый фактор включает в себя ценностные компоненты: «развитие себя», «достижения», профессиональная жизнь», «обучение». Мы назвали фактор «стремление к профессиональной компетентности». Второй фактор включает в себя отрицательный полюс самооценки собственной активности. Этот фактор свидетельствует об интровертированности немецких подростков, их пассивности, спокойных эмоциональных реакциях, и мы назвали его «пассивность». На наш взгляд, выраженность данной переменной может быть связана с историческим опытом немецкой этнической группы, а именно с чувством вины перед мировым сообществом за бессмысленность и жестокость Второй мировой войны, начатой по инициативе немецкого вождя. Третий фактор представлен отрицательным полюсом ценности «креативность», что мы интерпретируем как отсутствие достаточного спектра вариативности в способах действий, или «консерватизм». Содержательный анализ компонентов, входящих в первый фактор, показывает, что, если для испытуемых русской выборки особую важность представляет их материальное положение и статус в контексте общественной жизни (мы образно назовем эту тенденцию «ИМЕТЬ»), то для немецких подростков наибольшую значимость представляют возможности обучения и развития в сфере профессиональной жизни (условно обозначим эту тенденцию «БЫТЬ»).
Наше предположение может быть рассмотрено через призму концепции Эриха Фромма (1990), в которой автор выделяет два модуса человеческого существования - «быть» и «обладать». Модус бытия, по Э. Фромму, означает стремление к росту, развитию, реализации своих способностей и талантов. Модус обладания, характерный для русских подростков, с точки зрения Э. Фромма, выражается в стремлении обладать вещами. Однако такое стремление, по Фромму, не является врожденным, а формируется в результате воздействий социальных условий. Мы предположили, что для русских подростков такими условиями могли стать долгие годы тоталитарного режима в СССР, со свойственными для него тотальным дефицитом материальных благ и утверждением конформизма. С этой точки зрения, стремление к материальному достатку и статусу в обществе может быть следствием гиперкомпенсации их недоступности в прошлом для всей этнической общности на постсоветском пространстве.
Маслов Е. И.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
О СЕМЕЙНОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
Современная европейская семья переживает изменения, которые одними исследователями определяются как кризис (А. И. Антонов, Б. Бергер, В. Н. Дружинин, Д. Папеное, В. Сатир), другими - как социально-культурологическая трансформация исторического феномена малой группы (И. С. Голод, Р. Зидер, Б. Н. Миронов, А. А. Реан). В России и других странах эти процессы развертываются на фоне глубокого системного кризиса, затронувшего все уровни общества; от поведения отдельных членов и малых групп до его ценностно-культурных оснований.
Нами был апробирован комплекс методов, позволяющий наиболее полно изучить ориентационное поле старшеклассников в изучаемом аспекте. Исходным явилось структурированное интервьюирование «Как вы представляете себе семью». Оно позволило определить состояние связи между компонентами формирования личностного отношения к ценностям семейного образа жизни. Было проинтервьюировано 27 учащихся ГОУ «Кировский физико-математический лицей». Ответы были подвергнуты процедуре контент-анализа. Категориями для него послужили компоненты формирования личностного отношения к данному феномену (в рамках концепции отношений В. Н. Мясищева).
По силе их выраженности нами сделаны выводы о степени сформиро-ванности отношения.
-
Эмоционально-мотивационный компонент - было продифференцировано восемь показателей (чувство самодостаточности в семье, взаимопонимание, радость, забота, любовь, взаимопомощь и поддержка, доверие, защищенность). Всего получено 60 выборов этого компонента.
-
Когнитивно-оценочный - определено пять элементов Они включают знания старшеклассников о том:
• каков состав семьи;
• что численность семьи в ходе времени меняется по разным причинам;
• семья необходима для выполнения различных функций;
• различные историко-культурные типы семей. Здесь было получено 33 выбора.
3. Поведенческий - выделено тоже пять элементов. Учащиеся определяют
-
стили отношений с близкими и дальними родственниками;
-
необходимость семьи в жизни;
-
что есть «фундамент семьи». Получен 41 выбор.
4. Прогностический - выделено три элемента. Учащиеся опи- сывают, каким образом в ходе жизни человека меняются функции се- мьи, семейные роли, формы взаимоотношений между членами семьи. Было получено десять выборов.
Таким образом, в представлениях старшеклассников о семье как общечеловеческой ценности доминирующее место занимает ее эмоцио-нально-мотивационная составляющая. Семью воспринимают как необходимое и очень нужное образование в жизни любого человека. На вопрос: «Хотите ли Вы создать свою семью?», все учащиеся отвечают утвердительно. Но эта диагностика выявила и недостаточность знаний в понимании этого феномена. Поэтому нами была разработана и апробирована техника «Правила моей будущей семьи». Это упражнение было проведено в девятом классе после внеклассного занятия «Конструирование образов семьи», акцентом которого были различные ценностные аспекты устройства семей различных видов (городских, православных, благополучных, русских и т. п.). Было предложено заполнить анкетный листок, в вопросы которого нами как исследователями вкладывался смысл о компонентах формирования отношения. На их основе был проведен контент-анализ полученных данных.
На эмоционально-мотивационном уровне формирования были определены психологические основы организации (31 выбор). Старшеклассники уделяют внимание необходимости любви, доверия, честности, взаимопониманию и верности. На когнитивно-оценочном уровне получено 63 выбора аспектов внешнего устройства семьи. Из работ воспитанников: «В семье должны быть 1-2 ребенка, оба родителя, семья живет в городе в многокомнатной квартире, имеет загородный дом, ма-шина(ы), быть материально обеспечена». В семье «труд разделяется между ее членами, но они совместно отдыхают». Поведенческий уровень определил моральные принципы поведения членов семьи (45 выборов). Отмечается, что семья строится на принципах «взаимопомощи, равенства, терпимости, взаимоуважения и доброжелательности».
Перечисленное характеризует достаточную сформированность когнитивного компонента личностного отношения к ценностям семьи. Эта техника выявила превалирование прагматических ориентиров в этом компоненте. В ходе эксперимента было показано, что старшеклассники готовы к контакту с педагогами. В практике их взаимодействия необходима постоянная воспитательная коррекция в сторону доминирования духовно-нравственных составляющих ценности семьи.
Махиева Л. Х.
- Санкт-петербург 2011
- Печатается по решению Ученого совета факультета психологии с. -Петербургского гоударственного университета
- Личностные детерминанты социальной поддержки как копинг-стратегии у молодежи
- Формирование спортивной мотивации у юных борцов-самбистов
- К постановке проблемы исследования ментальных репрезентаций*
- Современная психология счастья: достижения и проблемы
- Интеллектуальная дифференциация в возрастной психологии: дошкольный возраст
- Невербальные признаки обмана
- Опознание в условиях затрудненного выбора*
- Проблемы валидности в дифференциальной психометрике
- Субъективная уверенность как механизм стабилизации гипотез сознания*
- 2003), И тем самым препятствует поиску нового, может быть, правильного.
- Регуляторный фокус как системообразующий фактор волевой сферы личности
- Решение задач локализации в условиях многовариантного выбора*
- Копинг-стратегии китайских студентов, обучающихся на родине и в россии
- Переживание свободы и ответственности в виртуальном мире и реальной жизни
- Образ самопрезентации (аватара) как фактор формирования первичного доверия*
- Типы переживания одиночества
- Исследование взаимосвязи локуса контроля и характерологических особенностей
- Изучение стратегий когнитивной деятельности при решении сенсомоторных задач*
- Креативность и социальный интеллект: особенности взаимосвязи
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Эмоциональный интеллект как фактор устойчивости к психическому выгоранию
- Процессы самоорганизации в структуре «я» личности
- Структура совладающего поведения в различных типах семей
- Релевантность стимула при индукции слепоты по невниманию*
- Когда маска становится праймом?*
- Влияние неосознаваемой структуры материала на эффективность его заучивания*
- Влияние контекста предложения на восприятие и запоминание омонимичного слова*
- Степень знакомства со словами и различные показатели их частотности*
- Трудности изучения проблемы ментальной репрезентации*
- Отечественные подходы к пониманию жизненного выбора
- Об актуальности изучения невербального поведения
- О проявлении эмоций в голосе
- Музыкальные потребности в контексте пространства личностного бытия
- Субъективные репрезентации и личностный риск*
- Эмоциональный интеллект и личностные предикторы креативности*
- Понимание смысла жизни в разных типах семей
- О научных постулатах на основе недоказуемых идей
- Развитие личности через идентификацию с литературным героем
- Взаимосвязь стилевых и типологических особенностей у студентов вуза
- Роль неосознаваемого фона в процессе воспроизведения ряда чисел
- Критический анализ психосемантики
- Современные исследования коллективной памяти: основные идеи и перспективы
- Влияние иррелевантных параметров стимула на фиксирование установки*
- Персонологический факт и проблема уровней анализа
- К вопросу о психологическом портретировании
- Рефлексия агрессии и эмоции гнева: ведущие закономерности
- Личностная регуляция морального выбора
- Психологические аспекты воображения в эстетической ситуации
- Из опыта работы по системе семейной групповой логопсихотерапии
- Супервизия в структуре додипломной подготовки студентов клинических психологов
- Психофизиологические аспекты повышения устойчивости к информационному стрессу
- Концептуальный диссонанс
- Выявление депрессии и анализ причин ее возникновения у школьников-старшеклассников
- Анализ индивидуально-психологических свойств личности мобильных аддиктов
- Сравнительный анализ конфликтов у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом
- Перспективы исследования когнитивных процессов при аутизме
- Родительское отношение к детям, имеющим аутизм с умственной отсталостью
- Психологическое здоровье учащихся
- Доверие как фактор деформации субъектности при состоянии зависимости
- Исследование различий образа азартных игр у мужчин и женщин
- Особенности социальных сетей зависимой личности
- Формирование навыков саморегуляции подростков с ограниченными возможностями
- Взаимосвязь эмоционального выгорания и эмпатии: гендерный аспект
- Взаимосвязь различных видов рискованного поведения подростков
- Нарушения переработки аффективной информации у лиц с депрессивным синдромом
- Субъективная семантика детей с умственной отсталостью
- Концепция посттравматического роста в контексте психотравматологии
- Автобиографическая память у лиц с высоким уровнем перфекционизма в юности
- Взаимосвязь комплаенса и типа вкб при соматоформных расстройствах
- Психологическое здоровье женщины во время беременности
- Особенности психологической адаптации лиц, перенесших ишемический инсульт
- Различия в корковой активности у левшей и правшей в фоне и при решении творческих заданий
- Социально-психологическая адаптация молодежи с синдромом вда
- Структура защитно-совладающего поведения подростков с сахарным диабетом I типа
- Проявления когнитивного дефицита у больных шизофренией с разным качеством жизни
- Психообразовательные занятия при лечении депрессии
- Психологические факторы профессионального здоровья врачей
- Профилактика аддиктивного поведения в подростковой среде
- Тревожно-депрессивные проявления и саморегуляция у невротических личностей
- Механизмы преодоления стресса у лиц с алкогольной зависимостью
- Особенность эмоционально-волевой регуляции при состоянии алкогольной зависимости
- Психофизиологические коррекции в терапии стрессовых состояний и их последствий
- Нарушения эмоциональной сферы у больных шизофренией
- Деформация субъектности при алкогольной зависимости
- Анализ психоэмоционального состояния подростков с локальными поражениями мозга
- Эмоциональная рефлексия как условие личностного здоровья локомотивных работников
- Отношение к смерти в юношеском возрасте
- 1991; И. Н. Пятницкая, н. Г. Найденова, 2002; с. В. Березин,
- Телесность как инструмент развития креативности
- Невротические проявления у студентов и их связь с функциональным состоянием
- Активная музыкотерапия в регуляции эмоций при стрессовых расстройствах
- Факторы формирования психологического здоровья учащихся младшего школьного возраста
- Система отношений подростков с аддиктивным поведением
- Личностный потенциал подростков, страдающих депрессией
- Адаптация российских и иностранных студентов к обучению в вузе
- Психологические факторы развития эмоционального интеллекта у студентов вуза
- Изучение самооценки старших дошкольников с различным уровнем креативности
- Социальное и перцептивное основание для формирования значений новых слов
- К вопросу об обучении специалистов социальной сферы работе с семьей инвалида
- Эмоциональное я старших подростков: анализ семантических универсалий
- О психологическом сопровождении личности педагога как профессионала
- Ассоциативное поле концепта «природа» в сознании старших подростков
- Взаимосвязь акцентуаций и зависимости от сети «в контакте» у старшеклассников
- Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами игротерапии
- Прогнозирование оценок студентами на экзамене
- Психологические особенности школьников, занимающихся научной деятельностью
- Экспериментальное исследование интенции в раннем возрасте
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Агрессивность школьников в зависимости от родительских реакций и установок
- Психологические факторы становления гражданской позиции старшеклассников
- Развитие представлений о пространстве и времени у младших школьников
- Модель психического и интеллектуальное развитие*
- Этнические особенности я-концепции и терминальных ценностей подростков
- Особенности временной перспективы у подростков из детских домов
- Исследование ошибок начинающих психологов-консультантов
- Развитие эмоционально-волевого компонента готовности школьников к егэ
- Особенности рисунка человека у лиц, чьи родители имеют инвалидность по зрению
- Беседа как инструмент понимания проблем и переживаний в юношеском возрасте
- Профессионально-личностное развитие современных студентов в вузах
- Формирование профессиональной компетентности слушателей в процессе их обучения
- Образ жизненного пути в период кризиса середины жизни
- Переживание развода родителей взрослыми
- Музыкальные потребности людей с различной степенью обученности в области музыки
- Взаимосвязи параметров значимых отношений и личностных факторов у студентов вуза
- Применение проблемного метода обучения в преподавании психологических дисциплин
- Зависимость самоотношения подростков от проявления ими агрессивных реакций
- Влияние изучения иностранных языков на развитие децентрации
- Психологическое сопровождение детей в психоневрологическом доме ребенка № 6
- Психодиагностика сформированности этнотолерантности у старших дошкольников
- Влияние макросоциальных факторов на морально-нравственное развитие
- Субъективное благополучие и смысложизненные ориентации студентов-психологов
- Социализация пожилых
- Представления футбольных фанатов о своей жизни
- Особенности чувствительности к проблемам в разных образовательных средах
- Стили кодирования информации как предикторы успешного обучения студентов
- Профессиональная направленность юношей в зависимости от ценностей и смыслов
- Гендерные аспекты мотивации самодетерминации и социальной адаптации подростков
- Особенности адаптации иностранных студентов в условиях вуза
- Исследование причин эмоциональной неустойчивости младших школьников
- Раннее разлучение ребенка с родителями и механизмы психологической защиты
- Взаимосвязь стилей мышления и психологической защиты личности студентов
- Психологические факторы управления имиджем региона
- Индивидуально-психологические особенности компетентных молодых менеджеров-женщин
- Особенности самовосприятия и делового общения менеджеров с клиентами
- Факторы доверия к виртуальной идентичности
- Психосемантическое исследование личности предпринимателя, создателя организации
- Факторная структура представлений об идеальном руководителе
- Извлечение экспертных знаний в контексте шеринга
- Формирование безопасного поведения в дорожных условиях
- Особенности предпринимательского потенциала собственников и менеджеров
- Сфера потребностей и влияние их на трудовую мотивацию продавцов-консультантов
- 58 Человек; от двух до десяти лет - 97 человек; более десяти лет -72 человека.
- Взаимосвязь типа организационной культуры и оценки возможности реализации мотивов
- Особенности когнитивного стиля программистов
- Динамика мотивов поступления студентов на специальность «психология»
- Характеристики социальной идентичности женщин, страдающих бесплодием
- Гражданская идентичность в традиционном обществе: постановка проблемы
- Гендерные особенности конфликтного взаимодействия
- Оценка коммуникативно-личностного потенциала молодых людей*
- Интолерантность к неопределенности: возможности коррекции в тренинговой работе
- Некоторые аспекты религиозной личности*
- Влияние ориентировки на результативность совместной деятельности малых групп
- Повседневные трудности супругов на стадии «пустого гнезда» и совладание с ними
- Социально-психологические особенности современного отцовства
- Жизнестойкость курсантов военного вуза
- Просоциальное поведение в сети интернет
- Образы и представления о мужественности у футбольных фанатов
- Мотивация достижения как фактор успешности спортивной деятельности
- Соотношение интернет-аддикции и креативности у участников интернет-коммуникаций
- Профессиональные и личностные особенности актера драматического театра
- Пути психологической ресоциализации бездомных людей
- Развитие социальной компетентности учащихся профессионального училища
- Выбор партнера для отношений в контексте опыта переживания чувства первой любви
- Особенности межличностного взаимодействия людей с алкогольной зависимостью
- Особенности адаптации и толерантности украинских студентов
- Возможности психокоррекции проблем малолетних преступников средствами ттс
- Связь когнитивных особенностей и ролевых позиций при принятии решений в группе
- Длительность добрачных отношений супругов как фактор благополучия молодой семьи
- Методика ранжирования референтных групп личности: опыт разработки
- Субкультурные факторы взросления подростка
- Профессиональный отбор судей в большом теннисе
- Особенности систем ценностей и личностных факторов у девиантных студентов1
- Неграмотность автора как фактор доверия читателя к тексту2
- Визуальные исследования в психологии
- Особенности распознавания и понимания эмоций делинквентными подростками3
- Особенности супружеских отношений в межэтнических браках
- Оценка достоверности информации на основе комплексного анализа поведения
- Авто- и гетеростереотипы восприятия русских и японских студентов
- Доверие в семье в контексте российских и зарубежных исследований
- Самооценка как регулятор совместной деятельности младших школьников
- Конфликтная конгруэнтность как психологический феномен
- Проблема адаптации личности в современном информационном обществе
- Анализ тактик переговоров в ситуации конфликтующих интересов
- Интеграция российской этнопсихологии в мировую кросс-культурную психологию
- Наркоситуация в студенческой среде
- Употребление пав среди учащихся в возрасте 15-16 лет в сзфо рф
- Субъективное оценивание креативного потенциала личности
- Тип привязанности и удовлетворенность романтическими отношениями
- Список авторов тезисов
- Психология XXI века Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых 21-23 апреля 2011 года Санкт-Петербург
- Корректор в. Р. Фатеева Компьютерная верстка н. А. Адамян, д. Д. Шпицер, е.С. Басова