logo search
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Модель психического и интеллектуальное развитие*

Данное исследование выполнено в рамках подхода «модели психического» и является частью работы, посвященной изучению раз­вития понимания ментального и физического мира детьми с типичным развитием и расстройствами аутистического спектра. На данном этапе анализи-ровалась связь успешности выполнения задач на понимание ментального и физического мира с уровнем развития психометрическо­го интеллекта. В исследовании участвовали 136 детей от 3 до 11 лет. Из них 92 типично развивающихся ребенка четырех возрастных групп (с трех до шести лет) и 44 ребенка с расстройствами аутистического спектра с пяти до 11 лет. Сопоставлялись блоки задач двух уровней: базового - на владение отдельными представлениями и более высокого, предполагающего связанность отдельных представлений в единую кар­тину физического или ментального мира, позволяющую понять при­чинность событий. Базовый уровень отражал распознавание эмоций, понимание желаний, намерений и основных законов физического мира (субстанциальности, гравитации, непрерывности).

Уровень моделей включал в себя понимание причин эмоций, физической и ментальной причинности, обмана, понимания отличия движения физических объектов и живых тел и понимание принципа сохранения. По каждому блоку методик были введены интегративные показатели, которые сравнивались с уровнем интеллектуального разви­тия в каждой группе детей. Уровень интеллектуального развития оце­нивался при помощи «методики исследования интеллекта у детей Д. Векслера» (1994) для детей 5-11 лет и теста интеллекта Векслера для дошкольного и младшего школьного возраста (WPPSI) для детей 3-4 лет. Дети с расстройствами аутистического спектра разделились на две группы: со средним уровнем развития интеллекта (> 85) и ниже средне­го (< 85). Дети с типичным развитием также разделились на две анало­гичные группы.

* Исследование проводилось при финансовой поддержке гранта Прези­дента РФ (МК-1758.2010.6)

Наше исследование показало, что при типичном развитии в до­школьном возрасте понимание причинности событий социального и физического мира (т. е. только более высокие уровни понимания) связа­но с показателями вербального интеллекта, а показатели невербального и общего психометрического интеллекта и с базовым, и более высоким уровнем понимания. В свою очередь, в группе детей со сниженным ин­теллектом, когда дефицитарность обнаруживается не только в понима­нии ментального и физического мира, но и в общих когнитивных спо­собностях, становление ментальных моделей психического и физиче­ского мира оказывается изолированным от развития психометрического интеллекта. У детей с расстройствами аутистического спектра с сохран­ным интеллектом обнаружены инвертированные связи понимания мен­тального и физического мира с коэфициентами интеллектуального раз­вития так же, как у типично развивающихся детей. Вербальный интел­лект оказывается связанным со всеми уровнями понимания: базовым и уровнем моделей ментального и физического мира, в то время как не­вербальный интеллект отрицательно сопряжен с пониманием менталь­ного и физического мира на уровне моделей.

Подобные факты были получены и в других исследованиях. В ряде работ обнаружена нелинейная связь развития модели психического с вербальными способностями (Leekam, Perner, 1991; Happe, 1994). По-видимому, развитие уровня общей осведомленности, логического обобщения, сформированность дефинитивного мышления как состав­ляющих вербального интеллекта является необходимым, но недоста­точным условием для формирования модели психического у детей с расстройствами аутистического спектра. Мы предполагаем, что вер­бальный интеллект, тесно коррелирующий с разными уровнями пони­мания ментального и физического мира у детей-аутистов, отражает раз­витие общей ментальной способности, состоящей в достижении коге­рентности окружения, что и становится критичным для понимания детьми даже базовых ментальных и физических законов. Вербальный интеллект при этом опирается на более высоко развитую когерентность, поскольку предполагает оперирование с абстракциями второго порядка (вербальными понятиями). Данное предположение нуждается в допол­нительной проверке и аргументации, но оно подтверждается связью вербального интеллекта только с уровнем моделей физического и мен­тального мира у детей с типичным развитием.

Леоненко Н. О.