logo search
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Возможности психокоррекции проблем малолетних преступников средствами ттс

Ни для кого не секрет, что в нашей стране есть масса людей, так или иначе отбывающих наказание за собственные деяния. Наиболее уязвимой к воздействию среды колонии является молодое поколение, которое мы теряем по тюрьмам в большом количестве. В данной ситуа­ции необходима активизация всех механизмов, которые помогают чело­веку чувствовать себя свободным. Наиболее доступным является твор­чество - оно помогает человеку почувствовать себя свободным, он во­лен творить все, что он захочет, а бумага, как известно «стерпит все». Во время творческого процесса может быть задействован и другой ме­ханизм - в создании чего-то нового и созидании уже созданного человек подробнее знакомится с самим собой, раскрывает новые грани. Этим и интересен данный процесс. Работа с творческими практиками - ТТС в том числе - путь к изменению личностной истории.

Руководствуясь данной идеей, мы составили программу занятий с малолетними преступниками, новизна которой заключалась в исполь­зовании биографий известных людей, имеющих опыт личностного раз­вития в условиях заключения, и именно творчество имело для них цели­тельную силу.

Целью исследования явилось изучение динамики личностных качеств (тревожности, агрессивности, отношения к себе и другим) за­ключенных в ходе групповой коррекции. Нашу выборку составили мо­лодые люди - заключенные ОВК в количестве десяти человек в каждой группе, в возрасте от 15 до17 лет. Программа состояла из двух этапов. Первый - «диагностико-ознакомительный». Его основные цели: зна­комство, диагностика, установление доверительных отношений, озна­комление с программой. Мы знакомились с биографией О. Генри, об­суждали, далее следовало прочтение рассказа «дары Волхвов», обсуж­дение. Далее, по примеру испытуемые составляли собственные расска­зы (для помощи они могли воспользоваться предметами из коллекции игрушек). После чего мы читали эти рассказы и корректировали кон­цовку всей группой.

Второй «психокоррекционный этап» состоял из четырех встреч. На первой мы знакомились с биографией А. Грина. После мы прослу­шивали восемь музыкальных отрывков, оценивали их, рисовали наибо­лее понравившийся. В заключение были презентации работ и обсужде­ние.

На следующей встрече мы знакомились с биографией Ф. М. Достоевского, писали список помогающих/мешающих качеств собственной личности. Далее мы выбирали 1-2 качества из списка и писали о них небольшие рассказы, после чего мы их читали и при необ­ходимости корректировали. На четвертой встрече мы знакомились с биографией А. Солженицина. Далее было два этапа: из предложенных предметов выбор «себя» и «не себя», с последующим выкладыванием коллажа/ написания рассказа о них и обсуждение проделанной подбор­ки, презентация работ, обсуждение темы «я - это». На последней встре­че мы знакомились с биографией Н. Г. Чернышевского. Далее следовал выбор двух фотографий из предложенных по принципу «нравится/не нравится», описание/рисование чувств, которые они вызывают, прочте­ние по желанию. Это также был и завершающий этап, на котором мы обсуждали проделанную работу и прощались.

Сравнивая данные диагностики перед проведением занятий и после них, мы обнаружили, что проведение психокоррекционных заня­тий в экспериментальной группе оказало положительное влияние на проявление таких личностных качеств, как ситуативная тревожность (Т = минус 2,66; p < 0,01), физическая агрессия (Т = минус 2,72; p < 0,05), чувство обиды и вины (Т = минус 2,37; p < 0,05) - заметно снизив показатели по этим параметрам; параметр «силы» был заметно повышен (T = минус 2,68; p < 0,01).

Мы понимаем данные результаты как положительное влияние проведения психокоррекционной программы. Это можно объяснить следующим: в процессе занятий испытуемые овладели социально при­емлемыми формами выражения эмоций (рисунок, рассказ и т. д.), в том числе негативных, что способствовало снижению потребности активно­го выражения агрессии в отношении другого лица и ее переориентации на социально одобряемые формы выражения. Снижение чувства вины и обиды можно объяснить активным вовлечением в работу, что способст­вовало отвлечению от данных переживаний, улучшению взаимодейст­вия и снижению напряжения.

Согласно результатам исследования, краткосрочный курс ТТС может быть рекомендован для проведения в среде малолетних преступ­ников с целью формирования у них самоидентификации и позитивного отношения к себе и своим особенностям, а также для улучшения и об­легчения процессов адаптации, социализации и ресоциализации.

Куклина Ю. А.